Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На протяжении многих десятилетий остается неизменно актуальной проблема ценностных приоритетов молодежи в реформированном обществе, их структура и динамика. Эта проблема приобретает особую значимость в контексте социально-экономической и духовно-культурной трансформации этнических обществ Российской Федерации, которая вызвана ситуацией переходного перехода, сопровождающейся радикальной переоценкой политических и экономических ценностей.
В настоящее время остро стоит вопрос о ценностных приоритетах современного российского общества и, в частности, молодежи. Молодежь — это новое поколение, которое должно сменить своих родителей и поддержать общество и государство. В нынешней переходной ситуации значительное внимание следует уделять молодежи как естественной среде формирования будущего и элиты государства. Сегодняшняя молодежь делает свой исторический выбор.
Будущее состояние общества во многом зависит от того, какой ценностный потенциал будет формироваться. Ценность носит социальный характер и формируется только на уровне социальной общности. Индивидуальные ценностные приоритеты, сформированные в процессе деятельности, являются социальными и коллективными явлениями [4].
Изучение ценностных приоритетов молодежи позволяет выявить как направление дальнейшего развития, так и степень адаптации молодых людей к новым социальным условиям и их инновационный потенциал.
Анализ ценностей и ценностных приоритетов молодежи имеет принципиальное значение для изучения эволюции духовного мира данной социально-демографической группы и социальных отношений, в которые она интегрируется в процессе социализации. Ценностные приоритеты молодежи выражают не только личные интересы и потребности молодых людей, но и их отношение к обществу и его проблемам. Изучение ценностных приоритетов дает возможность корректировать ценности в правильном направлении. Ценностные приоритеты современной молодежи служат своеобразным индикатором развития общества [2]. Поэтому важно, чтобы на данном этапе социализации у молодых людей сформировались нормальные ценности, не противоречащие интересам общества, которые останутся достаточно стабильными в будущем. Поэтому учет динамики ценностных приоритетов современной молодежи — необходимое условие эффективной молодежной политики государства.
Ценностная проблематика представлена в работах Э.Р. Боринштейна, Н.И. Лапина, В.П. Лисовского, А.В. Петрова. Однако условия динамично меняющегося общества делают эту сферу исследования актуальной, особенно в отношении современной молодежи России.
Объект курсовой работы — ценности и ценностные приоритеты современной молодежи.
Предмет — специфика ценностей и ценностных приоритетов молодежи в современных условиях России и Алтайского края.
Целью курсовой работы является выявление специфики ценностей и ценностных приоритетов современной молодежи.
Данная цель работы определяет следующие задачи:
1) изучить понятия ценности и ценностные приоритеты;
2) дать характеристику современной молодежи как социально-демографической группы;
3) проанализировать специфику ценностных приоритетов современной молодежи;
4) исследовать ценностные приоритеты молодежи России и Алтайского края.
Методы курсового исследования — анализ научно-методической литературы, анкетирование, интерпретация результатов, обобщение опыта и массовой практики, системный анализ.
Объем и структура курсовой работы определяются поставленными в ней целями и задачами. Она состоит из введения, двух основных глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Глава 1. Теоретические основы ценностных приоритетов молодежи
1.1. Понятие ценности и ценностных приоритетов
Основными социально-психологическими регуляторами процесса жизнедеятельности человека и одновременно показателями его положения в обществе являются жизненные ценности и ценностные приоритеты. Они определяют тип сознания человека, характер его деятельности, специфику его проблем, потребностей и интересов. Понимание того, что означают ценности и ориентиры в жизни людей, очень важно. В зависимости от образования и индивидуальных особенностей каждый человек выбирает для себя те ценности, которые считает приоритетными. Реализация значимых приоритетов для человека очень важна для его признания и самоутверждения. Ценности жизни — это то, что дороже всего, свято как для человека, так и для человечества в целом; это ценности, которые формируют цели, мотивы и ориентацию людей, то, к чему они мечтают и стремятся, что составляет смысл их жизни. Ценности отражают отношение человека к действительности — фактам и событиям, которые происходят в жизни, к другим людям и к себе.
Ценности — это общепринятые представления людей о целях и способах их достижения, которые предписывают им определенное социально-приемлемое поведение. Они составляют основу моральных принципов. Каждая общественная система устанавливает свою собственную систему социальных ценностей. Осознание и усвоение ценностей происходит в процессе первичной социализации личности [16]. После этого они остаются достаточно стабильными, претерпевая существенные изменения только в кризисные периоды жизни человека и его социальной среды.
В любом случае ценность будет чем-то особенно важным и значимым как для отдельного человека, так и для социальной группы или всего общества.
Выделяют ценности религиозные, политические, моральные, гедонистические и профессиональные (см. схему 1).
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Артюхова Ю.В. Ценности и воспитание // Педагогика .- 2008.
2. Баева Л.В. Баев Л.В. Ценности молодежи в глобализирующемся постнеклассическом обществе / Л.В. Баева; Л.В. Баев // Философия образования. - 2005. - №1.
3. Бакиров В., Рущенко И. Молодежь: потребности и возможности / В. Бакиров, И. Рущенко // Соврем. о. - 2015.
4. Боринштейн Э. Р. Система ценностных ориентаций личности в контексте социокультурной трансформации / Э. Р. Боринштейн // Аспекты. - 2017.
5. Ваторопин А.С. Политические ориентации студенчества / Ваторопин А.С. // Социологические исследования. 2000. №6.
6. Вдовиченко, В.П. «Ценностные ориентации современной молодежи» http://schoollibrary.ioso.ru
7. Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) // Социол. исслед. - 2009. - №1.
8. Головатый Н. Ф. Социология молодежи: Курс лекций. - К.: МАУП, 2016.
9. Добрынина В., Кухтевич Т. Ценностные ориентации учащихся и студенческой молодежи / В. Добрынина, Т. Кухтевич // Alma mater. – 2003. - №2.
10. Донских О.А. Трансформация ценностных ориентаций / О.А. Донских // Философия образования. - 2016.
11. Думчене А. О сочетании прагматических и гуманистических ценностей студентов / А. Думчене // Социол. исслед. - 2007. - № 5.
12. Живага, А.Ю. Особенности профессиональных ориентаций студенческой молодежи/[Электронный ресурс]/Режим доступа: http://dlib.rsl.ru/01003541708
13. Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций молодежи в условиях социально-экономических изменений / Н.А. Журавлева // Психол. журн. - 2006. - № 1.
14. Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения / Карпухин О.И. // Социологические исследования. М. 2000. №3.
15. Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи: проблемы теории. - М.: Социум, 2015.
16. К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности / Под. ред. В.С. Мухиной.- М., Мысль, 2009.
17. Крапивская Л.В. Личность и ее ценностные ориентации. -М., 2009.
18. Лапин Н. И. Функционально - ориентирующие кластеры базовых ценностей населения России и ее регионов. 2010.
19. Лисовский В.П. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учебное пособие / Лисовский В.П. - СПб.: СПбГУП, 2000.
20. Лисовский В. Т. Социология молодежи: Учебник. - СПб: Изд-во СПбГУ, 2014.
21. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций- М. Смысл.- 2009.
22. Мамедова Ж.С. Ценностные ориентации в структуре личности. // Межвузовский сборник научных трудов. «Российское общество: цивилизационные горизонты трансформации». Выпуск 1. -Саратов, 2010.
23. Мамедова Ж.С. Ценностные ориентации личности в контексте временной перспективы. // Гуманитарные и социально-экономические науки. Спецвыпуск «Педагогика» - № 6.- 2010.
24. Михайлева Е.Г. Ценности и ценностные ориентации в современной образовательной среде / Е.Г. Михайлева; Нар. укр. акад. – Х.: Изд-во НУА, 2004.
25. Парыгин Б.Д. Изучение ценностных ориентаций личности // Проблемы личности. -М., 2009.
26. Петров А.В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений / А.В. Петров // Социология. исслед. – 2012.
27. Попов В.А., Кондратьева О.Ю. Изменение мотивационно ценностных ориентаций учащейся молодежи / Попов В.А., Кондратьева О.Ю. // Вестник. 2000. №6.
28. Руднев М. Жизненные ценности российского населения: сходства и отличия в сравнении с другими европейскими странами // Вестник общественного мнения. -2008. - №1.
29. Салиев Р.З. Ценностные ориентации молодежи / Р.З. Салиев // Соц. исслед. – 1997. -№8.
30. Сапронов А., Кравчук П. Молодежь в современной социокультурной ситуации / А. Сапронов, П. Кравчук // Высш. образование в России. - 2007. - №6.
31. Селиванова З.К. Смысложизненные ориентации подростков / Селиванова З.К. // СОЦИС: М., “Наука”. 2001. №2.
32. Семенов В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи / В.Е. Семенов // Социол. исслед. - 2007. - № 4.
33. Скриптунова Е.А., Морозов А.А. О предпочтениях городской молодежи / Скриптунова Е.А., Морозов А.А. // СОЦИС М., “Наука”. 2002. №1.
34. Цютина А.Э. Ценностные ориентации современной молодежи / А.Э. Цютина // Открытая школа. – 2001. - №4.
35. Шафранский К.Д., Суханова Т.Г. К вопросу о ценностных ориентациях личности // Личность и деятельность. -М., 2010.