Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы обусловлена тем, что социальные сети занимают все более значимое место в арсенале инструментов формирования общественного мнения. Такое утверждение основано на результатах социологических исследований, которые свидетельствуют, что пользователи социальных сетей предпочитают руководствоваться информацией, получаемой именно в социальных сетях . Причин тому несколько.
Во-первых, для части пользователей получение информации в современной информационной среде, в том числе в социальных сетях, требует меньших усилий, чем получение информации посредством традиционных медиа. Это облегчает поиск информации об объекте общественного мнения.
Во-вторых, пользователи социальных сетей воспринимают их в качестве площадки для дискуссии, в ходе которой они имеют возможность ознакомиться с мнениями по обсуждаемой проблеме других членов онлайн-сообщества.
В-третьих, пользователи социальных сетей получают возможность узнать точку зрения лидеров мнений, которых целевая аудитория наделяет авторитетом в тех или иных сферах жизни общества .
В-четвертых, сообщения в социальных сетях обладают особой привлекательностью и ценностью для пользователей благодаря их краткости и высокой степени информационной насыщенности.
В-пятых, в социальных сетях активно используются тексты, которые имеют значительный потенциал воздействия на субъекты общественного мнения посредством не только текста, но и образов, звуков, символов и др.
В силу этих и иных причин социальные сети заняли место одного из ведущих инструментов формирования общественного мнения и активно используются в технологиях по управлению общественным мнением, применяемых в современной социально-политической практике
Сегодня в научных кругах все чаще обосновывается находящее подтверждение на практике утверждение о возникновении виртуальной цивилизации, формировании киберкультуры. В связи с этим известный исследователь Н.А. Носов задает весьма закономерный вопрос – «Аналогично тому, как печатный станок и часы привели к тому, что теперь все читают и пишут, регулируют свою жизнь по часам, не приведут ли к этому компьютеры?»
Целью данной работы является рассмотрение социальных сетей как нового вида медиа.
Задачи:
- описать сущность информационного общества;
- рассмотреть коммуникации в цифровом измерении;
- изучить виды социальных сетей;
- проанализировать каналы Телеграма с точки зрения медиа (новостные каналы).
Объект исследования – социальные сети как новый вид медиа. Предмет исследования – социальная сеть «Телеграм».
Глава 1 Коммуникации в современном обществе: особенности, развитие
1.1 Информационное общество: общая характеристика
Сам по себе Интернет сегодня представляет собой беспрецедентное явление, значительное прежде всего из-за его виртуальной сущности: будучи анархичным по своей структуре, не имеющим непосредственно руководящих структур, он, тем не менее, обладает очень высокой степенью самоорганизации, что наиболее ценно в наше динамично развивающееся время. Интернет создает «виртуальное сообщество людей», превращая тем самым современную культуру в так называемую «глобальную деревню», где нет границ для коммуникаций . Специфика виртуальной цивилизации, реализуемой за счет технических средств, заключается в том, что, не прибегая к усложненным способам идентификации личности, предоставляет возможность одновременного присутствия и участия в событийности двух реальностей, онтологически разделённых. Притом, в отличие от сновидения, это участие не обусловлено иллюзией, притворяющейся действительностью: в виртуальной реальности иллюзия – это не причина и не условие, а следствие доходящего до полного вживания соучастия происходящему, и хотя она может затмевать в сознании геймера онтологическую условность происходящего, но все же не скрывает ее.
Современная массовая культура, к примеру, все чаще представляет собой комплектацию из разных культур и искусств. Они проникают все глубже в ежедневную жизнь общества. Видеоигры, как мы полагаем, являются успешным способом презентации такой комплектации. В видеоиграх способ развлечения становится, как мы наблюдаем, ближе с мировому искусству. Вспомним фильм «Трон» 1982 года – это культовая картина Стивена Лисбергерга, рассказывающая о любви человека к виртуальной реальности. В 80- годы этот фильм был не понят, но являлся толчком для того, чтобы стала развиваться современная научная фантастика и компьютерная графика стала активно использоваться в кинематографе . Фильм «Трон», как и его ремейки, обладает огромным количеством подтекстов и смыслов социального, политического и других характеров. Данные фильмы символизируют определенный этап развития в жизни человека. Это возможности, к которым человек стремится в ходе всей своей истории. Данные картины демонстрируют специфический уход от реальности современного человека. Это то, к чему человек стремится уйти при помощи виртуальности. И способом этого является фантазия. Благодаря фантазии создаются искусство и религия. Для ребенка фантазия – это способ развиваться, мыслить «не так, как взрослые». Для подростка фантазия представляет собой способ передачи эмоций и чувств, возможность реализовать свои желания и убежать от проблем жизни.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Агацци Э. Системный образ мысли для решения проблем глобализации.// Доклады участников XVII Международных Лихачевских научных чтений. [Электронный ресурс]. http://www.lihachev.ru/pic/site/files/lihcht/2017/dokladi/AgazziE_plen_rus_izd.pdf(дата обращения — 14.03.2022)
2) Басов О.Н. Telegram-каналы как новые медиа и инструменты внутриэлитной борьбы // Научно-практические исследования. 2020, No 9-3 (32). – С. 31-39.
3) Вартанова Е. Л., Медиасистема России : учебник для студентов образовательных организаций высшего образования (уровень бакалавриата / магистратуры). — Москва : Аспект Пресс, 2021. — 422, [1] с.
4) Вартанова Е. Л., Медиа и конфликты: исследование взаимовлияния в актуальном академическом дискурсе // Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика. — 2021. — № 4. — С. 3-32
5) Гиренок Ф. И., Философское истолкование принципов трансмедийного повествования // Философия хозяйства. — 2021. — № 3 (135). — С. 93-102.
6) Дорохин В.Н. Феномен политических Telegram-каналов как инновационных цифровых СМИ в России // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2019. No 1. – С. 103-105
7) Евдокимов В. А. Массмедиа в социокультурном пространстве. — М.: ИНФРА-М, 2018.
8) Каплунов Д. Копирайтинг массового поражения; Питер - М., 2019.
9) Ключников Д. Д., Особенности социальных медиа в современных политических процессах // Социально-гуманитарные знания. — 2021. — № 1. — С. 308-314.
10) Колесниченко А. В., Журналистика и блогосфера: жанрово-тематические пересечения // Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика. — 2021. — № 1. — С. 51-74
11) Коноплев Д.Э. Telegram как новая среда коммуникации в СМИ и соцсетях. // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2017. No 3 (25). – С. 198-205
12) Кузнецов П. А. Копирайтинг & спичрайтинг. Эффективные рекламные и PR- технологии; Дашков и Ко - М., 2019.
13) Назаров М. М., Массовая коммуникация как фактор изменения границ публичного и частного // Социально-гуманитарные знания. — 2021. — № 1. — С. 50-65.
14) Нигматуллина К. Р., Место социальных сетей в развитии региональной журналистики в России // Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика. — 2021. — № 1. — С. 30-50.
15) Носов, Н. А. Виртуальная цивилизация / Н.А. Носов // Виртуальные реальности в психологии и психопрактике. – М., 1995.
16) Пак Е.М. Сетевые платформы как инструмент продвижения СМИ // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2020. No 2. – С. 128-135
17) Скрипка И. Р., Электронные СМИ и социальные сети в политике: европейский опыт // Современная Европа. — 2021. — № 4. — С. 184-193.
18) Фольц А.О. Каналы и боты российских СМИ в Telegram: новая платформа, старые проблемы // Век информации, 2019. 2(2). – 168-169.
19) Челнокова М. Л., Российская несистемная оппозиция как социально-политический феномен // Социально-гуманитарные знания. — 2021. — № 1. — С. 89-98.
20) Шорохов А. Игры как … Кино // Страна Игр, ноябрь 2020. № 18 (315).С. 49-55