Фрагмент для ознакомления
2
Основные начала территориального устройства определены в Конституции Италии, в конституционных законах и иных актах. В республике установлена трехзвенная система административно-территориального деления. Вся территория государства делится на области (их в настоящее время 20), области - на провинции (их насчитывается 110), а те, в свою очередь, на коммуны (около 8 тыс.). [22]
Области - самые крупные административно-территориальные единицы. Это: Пьемонт, Валле-д’Аоста, Ломбардия, Трентино-Альто-Адидже (Южный Тироль), Венето, Фриули-Венеция-Джулия, Лигурия, Эмилия-Романья, Тоскана, Умбрия, Марке, Лацио, Абруцци, Молизе, Кампания, Апулия, Базиликата, Калабрия, Сицилия, Сардиния. Область Трентино-Альто-Адидже (Южный Тироль) имеет в своем составе автономные провинции Тренто и Больцано. [6. с, 39]
Перечень областей закреплен непосредственно в Конституции Италии (ст. 131), что, как правило, присуще федеративным государствам, в конституциях которых содержится перечень субъектов федерации. Тем самым подчеркивается весьма значимый статус областей, который, несомненно, выше статуса обычных административно-территориальных единиц в унитарном государстве.
Области различаются территорией, численностью населения и уровнем социально-экономического развития. Так, по территории самыми большими областями являются о. Сицилия (это самый крупный остров в Средиземном море - 25,7 тыс. кв. км) и Пьемонт (охватывает о. Сардинию - 25,4 тыс. кв. км). По численности населения - Ломбардия (Северная Италия - 8,9 млн. чел.). [10. с, 204]
Правовое положение областей определяется Конституцией Италии. Кроме того, каждая область имеет свой статут, принимаемый областным советом и утверждаемый законом Республики, а статус автономных областей определяется самостоятельным конституционным законом.
Своеобразие в регулировании территориального устройства Италии состоит в том, что в Конституции содержится разграничение предметов ведения и полномочий между государством и органами власти областей с выделением сферы исключительного регулирования со стороны государства, т. е. республиканскими органами власти.
Выделяется также сфера совместного ведения, в которой полномочия между республиканскими и областными органами власти распределяются на основе принципа конкурирующей компетенции (ст. 117). Установлена и исключительная компетенция областей: «Областям принадлежит право законодательной власти в какой-либо области, специально не закрепленной за государством» (ч. 4 ст. 117). [15. с, 90]
К исключительному ведению государства относятся: внешняя политика и международные отношения; оборона и вооруженные силы; валютная система; налоговая система и государственная отчетность; гражданство и др.
В совместном ведении находятся: внешняя торговля; охрана и безопасность труда; ремесла; охрана здоровья; спорт; основные транспортные и судоходные пути сообщения и т. п. Область вправе регулировать названные отношения своими законами.
Конституционные поправки, внесенные в 2001-2003 гг., позволяют сделать вывод о том, что страна постепенно движется в сторону федерализации.
Вместе с тем в Конституции закреплен принцип единого экономического пространства: «Область не может устанавливать пошлины на ввоз, вывоз или транзит между областями, принимать меры, в какой-либо степени, препятствующие свободному передвижению лиц и имущества между областями, не может ограничивать осуществление права на труд в какой-либо части национальной территории» (ст. 120). [15. с, 102]
Представительным органом власти в области является областной совет, избираемый населением прямыми выборами. Число советников в областных советах зависит от численности населения. В областях с населением свыше 6 млн. чел. избирается 80 советников, при численности населения менее 1 млн. чел. - 30. Советники избираются на пятилетний срок.
Областной совет осуществляет согласно Конституции законодательную власть (ст. 121). Областной совет может вносить законодательные предложения в палаты парламента. Законы принимаются областным советом самостоятельно в пределах полномочий, определенных Конституцией Республики и статутом области. Если правительство посчитает, что областной закон выходит за рамки компетенции области, оно может поставить вопрос о легитимности закона перед Конституционным судом. Если областные органы власти усмотрят, что закон Республики или иной области наносит ущерб данной области, они имеют право поставить аналогичный вопрос (ст. 127).
Областной совет может быть распущен декретом президента Республики. Основанием роспуска служат совершение действий, противоречащих Конституции, или грубые нарушения закона, а также интересы национальной безопасности. Такой декрет принимается после консультаций с совместной комиссией палат парламента по областным вопросам, образуемой в соответствии с законом Республики (ст. 126 Конституции).
Исполнительным органом на уровне области является джунта в составе председателя и членов джунты. Председатель джунты избирается всеобщими прямыми выборами. Члены джунты назначаются на должность и освобождаются от нее председателем (ст. 122 Конституции). Председатель является главой области. Он представляет область, руководит работой джунты, подписывает областные законы и издает регламентарные акты. [16. с, 85]
Председатель руководит работой исполнительных органов области, осуществляет координацию работы джунты. Джунта осуществляет решения совета, представляет на его рассмотрение проекты областных планов, бюджетов, программы развития, курирует их осуществление, управляет областным имуществом.
Несмотря на то, что Конституцией и другими законами Италии установлены достаточно широкие возможности для реализации населением соответствующих областей своих интересов, исторические корни сепаратизма в стране еще до конца не изжиты.
Так, Лига Севера, созданная в Ломбардии, выступает за установление независимого государства Падания на севере Италии.
Еще один пример, свидетельствующий не столько о сепаратизме, сколько о приверженности к историческим корням. Жители местечка Се-борга, находящегося на побережье Лигурийского моря между известными городами - итальянским Сан-Ремо и французским Ницца, население которого составляет около 400 чел., в феврале 1995 г. провозгласили свою самостоятельность в качестве Принципата Себорга. На общем собрании жителей был избран князь. Жители Себорги считают, что у них одна из древнейших европейских монархий, которая была провозглашена еще в 954 г. Себорджцы чеканят свою монету, приняли Конституцию и даже выдают собственные паспорта. Власти Италии пока молчат, но способствуют развитию туристической инфраструктуры в этом районе. [8. с, 70]
Согласно ст. 116 Конституции Сицилия, Сардиния, Трентино-Альто-Адидже (Южный Тироль), Фриули-Венеция-Джулия и Валле-д’Аоста имеют особые формы и условия автономии, устанавливаемые конституционными законами. Такие законы были приняты в 1948-1972 гг. Согласно им данные области получили статус политических автономий.
Представительные органы названных областей (советы) могут принимать законы по более широкому кругу вопросов, чем в иных областях, в том числе в сфере, отнесенной к ведению Республики, что определено в соответствующих конституционных законах.
Есть в Италии и административная автономия: это провинции Тренто и Больцано в Трентино-Альто-Адидже (Южном Тироле). [23. с, 166]
Модель местного самоуправления в Италии относится к континентальной. Местное самоуправление осуществляется на уровне провинций и коммун.
Органами местного самоуправления в провинциях являются советы, избираемые населением провинции прямыми выборами, и джунта - исполнительный орган, формируемый советом. Представительными органами в коммунах являются муниципальные советы, избираемые также населением прямыми выборами, а исполнительными органами - муниципальные джунты и мэры, избираемые прямыми выборами.
После проведенной в 1993 г. реформы избирательной системы выборы синдика - председателя провинции (он же глава исполнительного органа - джунты - в провинции и коммуне) стали прямыми. Синдик самостоятельно формирует состав джунты и лишь ставит об этом в известность совет, когда представляет на его одобрение общие направления деятельности джунты.
Функции представителей государства на уровне провинций осуществляют префекты, назначаемые Министерством внутренних дел. Они же осуществляют и контроль за деятельностью органов местного самоуправления в провинциях.
2.2. Реформа системы регионального управления в Италии
Двадцать пять лет назад Массимо Северо Жианнини, хорошо известный специалист по европейскому государственному праву был назначен министром государственной службы. В своём отчёте о положении дел в итальянском
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алиев М. А. Становление и развитие инновационной экономики: опыт США и Японии. Региональные проблемы преобразования экономики. - 2015. - № 6 (56). - С. 52-55.
2. Ахунов Р.Р. Интегральный показатель риска как инструмент анализа развития экономических подрайонов региона / Р.Р. Ахунов, Ю.С. Токтамышева и др. // Инновационное развитие российской экономики: Сборник научных трудов IX Международная научно-практическая конференция, 25-28 октября 2016г. Т.2. – М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016. – с.12-15.
3. Белов В. Б. Макроэкономическое регулирование в Европе. Европа: вчера, сегодня, завтра. Институт Европы РАН. Отв. Ред. академик Н. П. Шмелев. - М., 2016. - С. 170.
4. Бусыгина И.М. Традиционные понятия и новые реалии: суверенитет в Европейском Союзе// Суверенитет: трансформация понятий и практик / Под ред. М. Ильина. М: МГИМО, 2013 С. 129-155.
5. Василенко И. А. Административно-государственное управление в странах Запада. - М., 2011. - С. 136.
6. Галкина Т.А., Красновская Н.А. «Италия». Серия «У карты мира» - М.: Дрофа, 2014. - 173с.
7. Гладышев А.Г.Правовые основы местного самоуправления: учебное пособие. – М.: Варяг, 2010. – 140с.
8. Грачев Н.И. Государственное устройство и суверенитет в современном мире: вопросы теории и практики. Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук: 12.00.01. / Грачев Николай Иванович. -М., 2009 С. 160.
9. Гудкова А. Г. Направления социально-экономического развития регионов. Апробация. - 2014. - № 8. - С. 118
10. Емельянов Н.А. Местное самоуправление: учебное пособие. – М.: Элит, 2011. – 455с.
11. Зонова Т.В. От Европы государств к Европе регионов // Вся Европа. 2011 №4 (43)
12. Иванец Г.И., Калинский И.В., Червонюк В.И. Энциклопедический словарь «Конституционное право России». М.: Юридическая литература, 2012. С. 90.
13. Лебедева С.Л., Шлихтер С.Б. Мировая экономика: Учебное пособие. - М.: МГТУ, 2014. - 248 с.
14. Максимова Л.М., Поскова И.Я. Международные экономические отношения. - М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 2013. - 365с
15. Матвеева Е.А. Европейская интеграция в идеологии и стратегиях политических партий Италии: начало 1990-х – 2006 Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук: 07.00.03. / Матвеева Елизавета Аркадьевна. -У., 2010 С. 202.
16. Полякова C.Д. Региональное развитие постиндустриальной Италии. Диссертация на соискание ученой степени кандидата географических наук: 25.00.24. / Полякова Светлана Дмитриевна. -СПб., 2011 С. 155.
17. Рабцевич А.А. Формирование макрорайонов как метод управления народно-хозяйственной системой региона // Инновации в экономике и управлении на предприятиях нефтегазовой промышленности и смежных отраслей: материалы IV студенческой научно-практической конференции с международным участием, 30 мая 2014г. – Пермь: ПНИПУ, 2014. – с.219-223
18. Романов В.Н. Система государственного и муниципального управления: учебник / В.Н.Романов, В.В.Кузнецов. – М.: Академия, 2010. – 450с.
19. Салемгареев А.А. Зарубежный опыт формирования сбалансированной региональной политики // Инновационное развитие современных социально-экономических систем: материалы III Международной заочной научно-практической конференции, 15-16 февраля 2016г. – Комсомольск-на-Амуре: КАГТУ, 2016. С. 100-104.
20. Салемгареев А.А. Критерии сбалансированности региональной политики // Научное обозрение: теория и практика. – 2015. – №3. – С.74-80.
21. Таймасов А.Р. Устойчивое развитие региональной системы в современных парадигмах // Ноосферная парадигма модернизации экономики региона: возможности и реалии устойчивого развития: сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции, 12 марта 2015 г. – Уфа: Аэтерна, 2015. – с.102-111.
22. Юсупов К.Н. Национальная экономика: учебник / К.Н. Юсупов, А.Р. Таймасов и др. – Уфа:, 2015.
23. Янгиров А.В. Эффективность производства как индикатор инновационной ориентации работодателей в региональной экономике / А.А. Рабцевич, А.В. Янгиров // Актуальные вопросы современной науки: сборник научных статей. Т.1. – Уфа: БашГУ, 2016. – с.166-189.