Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1. Ассоциативный прием как дидактический прием 5
1.1. Понятие ассоциативного приема 5
1.2. Использование ассоциативного приема в УМК «Русский язык» О.Л. Соболевой 10
2. Ассоциативный прием при изучении словарных слов в среднем звене 14
2.1. Словарные слова с безударной гласной А 15
2.2. Словарные слова с безударными гласными Е и И 17
Заключение 22
Список литературы 23
Приложение
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность обусловлена тем, что программой по русскому языку в среднем звене школы предусмотрено обязательное изучение словарных слов, правописание которых правилами не проверяется и которые необходимо выучить наизусть. Сделать процесс усвоения словарных слов более эффектным - задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы, для этого необходимо находить интересные приемы и методы, совершенствовать их. Эффективным для усвоения словарных слов является ассоциативный прием, сущность которого раскрыли в своих работах Дж. Локк, из современных российских ученых – А. А. Гиниятуллина, И.Л. Зеленова, Е.С. Квашнина,
А. П. Клименко, О.Л. Соболева и др.
Проблема исследования: каковы возможности использования ассоциативных приемов при изучении слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальной школе.
Новизна работы состоит в том, что мы впервые разработали конкретные примеры работы со словарными словами на уроках русского языка для средней школы, используя ассоциативный прием.
Объект исследования: словарные слова, входящие в программу по русскому языку УМК «Русский язык» (авторы: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Бархударов С.Г. и др.)
Предмет исследования: ассоциативный прием при работе со словарными словами.
В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой использование ассоциативных приемов при изучении слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальной школе будет проходить эффективно, если:
1. Ассоциативное усвоение орфограмм происходит поэтапно.
2. Используются различные приемы ассоциаций.
Задачи:
1. Ознакомиться с ассоциативным приемом для запоминания словарных слов.
2. Выбрать словарные слова из УМК «Русский язык» (авторы: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Бархударов С.Г. и др.)
3. Разработать для них ассоциативные приемы.
Методы исследования: анализ, описание, моделирование, прием сплошной выборки.
Практическая значимость заключается в том, что наши методические разработки можно использовать на уроках русского языка в школе.
1. Ассоциативный прием как дидактический прием
1.1. Понятие ассоциативного приема
Ассоциативный прием представляет собой особую методику запоминания информации, направленную на развитие познавательных процессов и усвоение сложного для восприятия материала. Ассоциацией (от латинского «соединять») называлась возникающая в голове человека закономерная связь между двумя содержаниями сознания (ощущения, представления, мыслями, чувствами и т.п.), которая выражается в том, что появление в сознании одного из содержаний влечет за собой и появление другого.
Об ассоциациях писали еще Платон, Аристотель, но само это определение предложил Дж. Локк в XVII веке, для обозначения случайной связи между различными идеями, которые возникали по причине неожиданного совпадения друг с другом во времени и пространстве. Другие связи между элементом сознания, то есть идеей, по его мнению, являлись разумными и необходимыми [11, с. 93].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Безуглова И.Ю. Двуполушарный подход к обучению детей. [Электронный ресурс] http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2014/02/16/dvupolusharnyy-podkhod-k-obucheniyu-detey (дата обращения 09.02.2022).
2. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык/ Под редакцией Н.С. Валгиной. – 7-е изд. - М.: Логос, 2012. - 528 с.
3. Гиниятуллина А. А. Этимологический и ассоциативный способы запоминания словарных слов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2019. – № 8 – С. 784–786.
4. Ефремова М.В. Двуполушарный подход к обучению: практическая реализация при изучении лингвистический понятий// Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики: материалы 3-й междунар. науч.–практ. конф (Чебоксары, 27 нояб. 2014 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014 – С. 86-90.
5. Жажева Д.Д., Жажева С.А. Основные направления и приёмы работы по лексике в начальной школе // Концепт. – 2014. – Спецвыпуск № 16. –URL: http://e–koncept.ru/2014/14707.htm.
6. Зеленова И.Л. Метод ассоциаций в начальной школе // Начальная школа - 2017. - №7. - С. 8-10.
7. Карпова С.Н., Труве Э.И. Психология речевого развития ребенка. – Ростов–на–Дону: Феникс, 2012. – 160 с.
8. Карсакова В.В. Обогащение лексического запаса школьников на уроках русского языка / В.В. Карсакова, Е.А. Жесткова // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 2. – С. 137–140.
9. Квашнина Е.С. Использование приема ассоциаций на уроках русского языка при изучении словарных слов https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-priema-assotsiatsiy-na-urokah-russkogo-yazyka-pri-izuchenii-slovarnyh-slov
10. Клименко А. П. Тип словесных ассоциаций и виды семантической связи между словами // Романское и германское языкознание. - 2015. - №5. – С. 160-166.
11. Крысин Л.П Современный русский язык. Лексическая семантика. Лексикология. Фразеология. Лексикография. – М.: Флинта, 2017. – 240 с.
12. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет) – М.: Сфера, 2014. – 464 с.
13. Ладыженская Т.А. Русский язык. 5 кл: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2015 - 303 с.
14. Литневская Е.И., Багрянцева В. А.Методика преподавания русского языка в средней школе. – М.: Академический проект, 2006 – 590 с.
15. Львов М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М. Р.Львов, В.Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – М.: ИЦ «Академия», 2014. – 464 с.
16. Нейман О.В. Особенности развития словаря детей / О. В. Нейман, Я. А. Шаяхметова // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики: материалы 3-й междунар. науч.–практ. конф (Чебоксары, 27 нояб. 2014 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014 – С. 109-111.
17. Паук А.А. Ассоциации в изучении словарных слов. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/650704 (дата обращения: 29.03.2022).
18. Психологический словарь под ред. Г. Мещерякова. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psychology.net.ru /dictionaries/psy.html?word=25 (дата обращения: 14.03.2022).
19. Самотик Л.Г. Лексика современного русского языка. – М.: Флинта, 2012. – 510 с.
20. Сковородников А.П. Культура русской речи: Энциклопедический словарь–справочник [Электронный ресурс] / под ред. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева и др. – 3–е изд., стер. – М. : Флинта, 2011. – 840 с.
21. Сковородников А.П. Экология русского языка: монография. –Красноярск: Сиб. федер. ун–т, 2016. –388 с.
22. Соболева О.Л. Ассоциативный алгоритм. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://metodika.ru/?id=40 (дата обращения: 29.03.2022).
23. Соболева О.Л. Русский язык: Методические рекомендации к экспериментальному учебнику для начальной школы - 2ъе изд. - СПб. Петербургская Новая школа, 1999. - 164 с.
24. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. Изд. 3-е. – М.: Академия, 2011. – 243 с.
25. Цанава Л.Г. Двуполушарный» подход к словарной работе на уроках русского языка. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/262791-statja-dvupolusharnyj-podhod-k-slovarnoj-rabo (дата обращения: 27.03.2022).
26. Шаламова М.И. Система работы над словарными словами на уроках русского языка как средство обогащения лексического запаса и повышения грамотности младших школьников / М.И. Шаламова, Н.В. Гамова // Молодой ученый. – 2019. – № 10 (248). – С. 70–72.
27. Шахнарович А.М. Онтогенез мыслеречедеятельности: семантика и текст. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view (дата обращения: 27.03.2022).
28. Эльконин Д.Б. Развитие речи и обучение чтению. – М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 168 с.