Фрагмент для ознакомления
2
Городской автобусный подвижной состав представляет наиболее массовый вид пассажирского автомобильного транспорта. Он играет существенную роль в единой транспортной системе любого города и страны в целом. На его долю приходится более 60% объема перевозок от всех видов массового пассажирского транспорта, и пассажирооборот составляет около 40%.
Автобус, как транспорт общего пользования, получил распространение не только в городах, но и в сельской местности.
Автобусы используются в городских, пригородных, междугородных и международных регулярных сообщениях. В подавляющем большинстве малых городов, автобус является единственным видом массового пассажирского транспорта [2]. Автобусы осуществляют транспортную связь на всей территории городских муниципальных образований и способствуют объединению всех районов города в единый комплекс.
На внутрирайонных, межрайонных и внутриобластных маршрутах автобусный транспорт обеспечивает подвоз пассажиров к ж/д станциям, речным портам, дачным участкам, автовокзалам дальних автобусных сообщений. В междугородном сообщении автобусный транспорт осуществляет дополнительную работу ж/д и воздушного транспорта. В ряде случаев трасса дальних автобусных сообщений более прямолинейна и доставка пассажиров к месту назначения выполняется автобусами со значительной экономией времени [1].
Основными задачами автотранспортных предприятий, осуществляющих пассажирские перевозки, являются:
- полное удовлетворение потребностей населения в пассажирских автомобильных перевозках;
- обеспечение высокой культуры обслуживания пассажиров и обеспечение безопасности перевозок;
- эффективное использование транспортных средств и максимальное снижение транспортных расходов;
- обобщение и распространение передовых методов работы.
На рынке пассажирских автотранспортных услуг работают предприятия всех форм собственности - от государственной, муниципальной, акционерной до индивидуальных предпринимателей.
С учетом вышеизложенного вопросы, связанные с совершенствованием перевозок пассажиров на городских автобусных маршрутах, в настоящее время, являются не только актуальными, но и требуют всестороннего анализа и рациональных управленческих решений.
Целью данного курсового проекта является закрепление теоретического материала и применение его для организации городских автобусных маршрутов регулярных перевозок.
При выполнении курсового проекта были приняты и обоснованы решения по следующим вопросам:
1. Вместимость автобуса и конкретная модель, применяемая на маршруте.
2. Количество автобусов, работающих на маршруте, интервал движения по часам суток.
3. Количество рабочих смен водителей, график работы персонала.
4. Расписание движения автобусов на маршруте.
5. Ресурсное обеспечение маршрута.
6. Ведомость технико-эксплуатационных показателей маршрута.
1 Исходные данные
Задание: Разработать городской автобусный маршрут регулярных перевозок.
Вариант № 19
Часовые объемы перевозок представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Часовые объемы перевозок
Объем перевозок Часы суток работы маршрута
5-6 6-7 7-8 8-9 9-10 10-11 11-12 12-13 13-14 14-15 15-16 16-17 17-18 18-19 19-20 20-21 21-22 22-23 23-24 24-1
туда 190 200 230 240 260 270 280 320 290 280 270 250 210 190 210 220 200 200 190 170
обратно 390 420 430 450 490 500 510 530 520 510 500 490 480 440 460 470 430 420 400 360
Расстояние между пунктами представлено в таблице 2.
Таблица 2 – Расстояние между пунктами
Пункты А-1 1-2 2-3 3-4 4-5 5-6 6-7 7-8 8-9 9-Б
Расстояние,м 320 600 510 470 680 450 320 650 430 490
Показатели маршрута представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Показатели маршрута
Показатели Значение
Техническая скорость, км/ч 22
Средняя дальность поездки пассажира 5,5
Нулевой (парковый) пробег, км туда 3
обратно 2
Время на остановку промежуточную, с 46
конечную, мин 5
Коэффициент выпуска 0,9
дефицита 0,8
неравномерности 1,1
наполнения 0,9
2 Определение пассажировместимости автобуса
Нормативы соответствия интенсивности пассажиропотока на наиболее пассажиронапряженном перегоне маршрута и пассажировместимости автобусов представлены в таблице 4.
Таблица 4 - Нормативы соответствия интенсивности пассажиропотока на наиболее пассажиронапряженном перегоне маршрута и пассажировместимости автобусов
Число пассажиров по наиболее пассажиронапряженному перегону за 1 час, N, пасс/ч Класс транспортных средств
До 500 особо малый класс транспортных средств - длина до 5 метров включительно (Mercedes-BenzSprinter, VolkswagenCrafter, IvecoDaily)
От 500 до 1000 малый класс транспортных средств - длина от более чем 5 метров до 7,5 метра включительно (HyundaiCounty)
От 1000 до 1800 средний класс транспортных средств - длина от 7,5 метра до 10 метров включительно (ПАЗ 3204, МАЗ 206)
От 1800 до 3000 большой класс транспортных средств - длина от более чем 10 метров до 16 метров включительно (Волжанин 5268, VolgabusСитиРитм 12, ЛиАЗ 5292 или 5293, МАЗ 103)
Свыше 3000 особо большой класс транспортных средств - длина более чем 16 метров (Волжанин 6270, VolgabusСитиРитм 18, ЛиАЗ 6224 или 6225, ЛиАЗ 6212 или 6213 сочлененный, МАЗ 203)
Максимальные часовые объемы перевозок (Qmax) для каждого часа работы маршрута представлены в таблице 5.
Автобусное движение считается регулярным, если автобусы своевременно отправляются в рейс, интервалы их следования точно соответствуют расписанию.
Регулярность движения – это качественный показатель работы автобусов. Нерегулярность движения отражается на времени ожидания автобусов на остановках, поэтому на коротких расстояниях пассажиры перестают пользоваться автобусами. Нерегулярность движения сказывается на неравномерности загрузки автобусов, а также на себестоимости перевозок.
Основными причинами нарушения регулярности движения автобусов являются: несоответствие предусмотренного расписанием времени рейса действительным условиям движения; несвоевременный или неполный выпуск автобусов на линию; простой автобусов на линии по техническим причинам; заторы уличного движения; нарушение водителем установленного режима вождения автобуса.
Для автобусов маршрутов установлены следующие допустимые отклонения от расписания для городских маршрутов 2 мин.
В соответствии с исходными данными построим эпюру пассажиропотоков по часам суток.
Количество пассажиров, проезжающих в единицу времени, через какое-либо сечение сети массового пассажирского транспорта определяет размер пассажиропотока. Величина пассажиропотока может определяться по направлениям движения на отдельных участках рассматриваемого маршрута, по всем маршрутам каждого вида транспорта в отдельности или суммарно по всем видам массового пассажирского транспорта.
Размер пассажиропотока на начальном участке какого-либо маршрута соответствует величине посадки пассажиров в пункте отправления маршрута. Пассажиропотоки на следующем участке маршрута увеличиваются на число пассажиров, вошедших на следующем остановочном пункте, и уменьшаются на число вышедших здесь же.
Пассажирооборот и пассажиропотоки подсчитывают по каждому направлению следования пассажиров и суммарно в оба направления. В