Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что в настоящее время система социального обеспечения и защиты населения в Российской Федерации находится в стадии развития. Понятие «социальное обеспечение» имеет разнообразные значения. В новейших экономических условиях понятие «социальная защита» заменило понятие «социальное обеспечение», которое наряду с другими терминами широко использовалось в советской экономике, где определял особенную организационно-правовую модель социальной защиты населения, проводимую непосредственно государством.
Понятия социальная политика и социальное обеспечение граждан тесно взаимозависимы друг с другом. С одной стороны, социальное обеспечение является механизмом реализации социальной политики, то есть какова социальная политика, такова и социальная защита. Но, в то же время, социальное обеспечение не может не отражаться на социальной политике, в направлении ее целей, способов. Поэтому социальная политика может рассматриваться как фундамент социального обеспечения и защиты населения, будучи ее основой.
Одна из самых распространенных проблем в обществе, относящаяся к несовершеннолетним, – это безнадзорность, то есть отсутствие контроля со стороны родителей либо законных представителей.
Безнадзорность является одной из форм социальной дезадаптации несовершеннолетних и тесно связана с такими ее проявлениями, как уклонение от учебы, бродяжничество, раннее употребление алкогольной и табачной продукции, наркотических средств, а также девиантное поведение.
Число безнадзорных детей с каждым годом увеличивается, и причины такого явления различны (таблица 1).
Данная проблема оказывает влияние на социализацию личности. Первичная социализация важна для несовершеннолетнего, так как именно семья вкладывает в ребенка самые важные качества, которые помогают подростку стать личностью – стимулировать подростка на успех, карьерный рост, создание благополучной семьи в будущем.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере организации работы органов социальной защиты населения с безнадзорными и беспризорными несовершеннолетними.
Предмет исследования положения и методические пособия по организации работы органов социальной защиты населения с безнадзорными и беспризорными несовершеннолетними.
Цель курсовой работы – проанализировать систему органов социальной защиты населения, а также организацию их работы с безнадзорными и беспризорными несовершеннолетними и основные задачи деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Поставленная цель может быть решена путем решения следующих задач:
- рассмотреть понятие социального обеспечения и защиты в РФ;
- исследовать принципы социального обеспечения и защиты в РФ;
- изучить понятие беспризорности и безнадзорности;
- проанализировать вопросы организации и профилактики органов социальной защиты по борьбе с указанными феноменами.
Эмпирическая база исследования представлена трудами ученых-правоведов и ученых-социологов в данной области, законодательными и нормативными правовыми актами.
Методологическая база исследования представлена следующими методами: системный метод, диалектический, методы сравнительного анализа, методы индукции и дедукции, методы экспертных оценок.
Структура работы. Курсовая работа структурирована введением, двумя главами, шестью параграфами, заключением и списком использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РФ
1.1 Понятие социального обеспечения и защиты в РФ
Социальная защита – это совокупность действующих на государственном, региональном, муниципальном уровне органов и должностных лиц, ответственных за оказание помощи и поддержки граждан при возникновении тех или иных социальных рисков.
Термин «социальная защита населения» в Российской Федерации был введен в 1992 году, который уже длительное время использовался в мировой практике.
Социальная защита населения – это необходимый элемент функционирования любого развитого государства. Она обеспечивается государственными структурами путем соблюдения социальных гарантий, системы реализации этих гарантий и функций обеспечения социальными льготами и поддержкой малообеспеченных людей.
Согласно ст.7 Конституции Российской Федерации [1], право на социальную защиту имеет любой гражданин государства. Данное право закреплено в Конституции Российской Федерации. В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация социальное государство, которое призвано оказывать помощь слабым гражданам, воздействовать на распределение экономических благ по принципу справедливости, чтобы обеспечить каждому гражданину достойное человеческое существование. Социальные гарантии направлены на поддержку возраста, случаев болезни, потери кормильца, инвалидности, а также воспитания детей, которые установлены законом.
Исследование проблем и изучение особенностей социальной защиты населения привлекает особое внимание различных ученных и специалистов в данной области. В имеющейся отечественной литературе встречается большое количество трактовок понятия «социальная защита». Так, можно рассмотреть существующие подходы к истолкованию данного определения в его широком и узком смысле [8, с. 345].
Итак, в широком смысле, под социальной защитой понимается деятельность государственных органов, главными целями которых состоит осуществление первостепенных целей и задач социальной политики. Она представляет собой комплекс совокупных правовых, экономических, а также социальных гарантий, закрепленных на законодательном уровне. Данные социальные гарантии, обеспечивают любому члену страны соблюдение важнейших социальных прав, таких как:
- трудоспособных гражданам страны должны быть созданы оптимальные условия, для существования и поддержания их благосостояния;
- социально уязвимым слоям населения (то есть не трудоспособным гражданам) должна быть гарантирована социальная поддержка и защищенность.
А в узком смысле – под социальной защитой рассматривается комплекс конкретных целенаправленных мероприятий государства (правового, экономического и социального характера), который направлен на поддержание и обеспечение социальной защищенности наиболее уязвимых слоев населения общества.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» [2] основными целями Государственной социальной помощи являются:
- поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;
- усиление адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;
- снижение уровня социального неравенства;
– повышения доходов населения
На помощь со стороны государства имеет право абсолютно каждый гражданин. Для этого, в Конституции РФ прописаны соответствующие обязанности государства, которое должно создавать все необходимые условия для достойного существования населения.
Социальная помощь является одним из элементов социальной защиты населения, находящегося в кризисных условиях, и к которой можно отнести:
- обеспечение в натуральной и денежной форме в виде льгот или услуг, которые устанавливаются государством;
- совокупность социальной помощи и иных поддержек со стороны государственных и негосударственных структур [7, с. 11].
Под денежными выплатами следует понимать социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты, а под натуральной помощью – товары первой необходимости, продукты питания, одежда и обувь, медикаменты и другие её виды.
Социальная защита как социальный институт представляет собой комплекс правовых постановлений, направленных регулировать и исполнять существующие определенные социально-экономические проблемы, определенных необходимостью поддержки государством категорий граждан, которые являются не трудоспособными по той или иной причине, отсутствия работы, или же по каким то другим иным причинам, не имеющие достаточных средств для удовлетворения своих жизненно важных потребностей и потребностей нетрудоспособных членов своей семьи. Система социальной защиты населения непосредственно также направлена на осуществление профилактических мер в неблагополучных семьях, а также на предотвращение.
Социальное обслуживание населения включает достаточно широкий комплекс мероприятиями социальной защиты населения.
К ним можно отнести все традиционные меры финансовой поддержки нуждающихся граждан, а также меры социальной реабилитации граждан. Данная мера реабилитации является новым видом направления социальной политики в Российской Федерации. В отличие от мер финансовой помощи людям, которые оказались в сложной жизненной ситуации, меры социальной реабилитации граждан направлены на восстановление их утраченного статуса через различные реабилитационные центры, к примеру – медицинские, социокультурные, психологические [9, с. 53].
Социальное обслуживание престарелых граждан, семей с детьми, матерей одиночек, нетрудоспособных лиц и других категорий населения является неотъемлемым элементом государственной системы социального обеспечения в Российской Федерации.
Оказание социального обслуживания населению регулируется Федеральными законами Российской Федерации, которые адресованы различным группам населения – ветеранам, детям, инвалидам, престарелым, беженцам, вынужденным переселенцам и другим.
Трудная жизненная ситуация – это ситуация, при которой человек не в состоянии самостоятельно найти выход. Это может возникнуть по разным причинам. В этом случае гражданин может обратиться за помощью в государственные структуры.
В свою очередь, государственная социальная помощь, определена в статье 1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» [18, 2]. Она представляет собой оказание материальной и другой помощи одиноко проживающим гражданам, инвалидам, малоимущим семьям. Помощь данным категориям граждан обеспечивается в виде доплат к пенсии, социальных пособий, услуг социального характера, а также в предоставлении товаров первой необходимости.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (Принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Опубликовано в «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "О государственной социальной помощи" // "Российская газета", N 142, 23.07.1999.
3. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" // "Российская газета", N 121, 30.06.1999.
Учебники, монографии, научные статьи
4. Евстафиади Я.К. Взаимосвязь и взаимодействие подразделения ПДН с органами опеки и попечительства. // В сборнике: Портрет инспектора по делам несовершеннолетних. Сборник научных трудов Всероссийской конференции. М., 2020. С. 248–250.
5. Капустина О.В. Проблемы становления системы советского социального обеспечения в начале 1920-х гг. // Социальное и пенсионное право. 2020. N 2. С. 33 - 38.
6. Крамчанинова М.В. Современная государственная политика в вопросах социального сиротства в России // Историческая и социально-образовательная мысль. 2020. №12-1. С. 82-89.
7. Корсаненкова Ю.Б. Взаимосвязь отраслей трудового права и права социального обеспечения через системно-структурные уровни права // Трудовое право в России и за рубежом. 2020. N 4. С. 11 - 14.
8. Куренной А.М. Трудовое право России: учебник / А.М. Куренной; под редакцией А.М. Куренного. Москва: Проспект, 2020. 672 с.
9. Левшук М.В. Формирование и развитие советских государственных органов пенсионного обеспечения в период 1917 - 1922 гг. / М.В. Левшук // Социальное и пенсионное право. 2017. N 2. С. 52 - 55.
10. Супонина Е.А., Герасимова Е.В. — Беспризорность и безнадзорность: о природе феноменов и соотношении юридических понятий // Полицейская деятельность. 2020. № 2. С. 9-21.
11. Сарбалаев А.М. Ретроспективный анализ социального сиротства в России: сущностные характеристики // Человеческий капитал. 2020. №1(133). С. 26-33.
12. Урусова А.Б. Основные принципы социальной защиты населения // Московский экономический журнал. №1. 2020. С. 595-606.
13. Урусова А.Б. Современное состояние и совершенствование социального обеспечения населения // Известия Северо-Кавказской государственной гуманитарно-технологической академии / А. Б. Урусова. – 2018. – № 3 (17). – С.3-9.
14. Федорова И.В., Вихляев А.А. К вопросу применения этнолингвистики при осуществлении профилактики правонарушений со стороны детей мигрантов и оседлого населения Российской Федерации, причисляемого к различным этническим и субэтническим группам. // В сборнике: Портрет инспектора по делам несовершеннолетних. Сборник научных трудов Всероссийской конференции. М., 2020. С. 60–63.
15. Федорова И.В. Общий обзор профессиональной деятельности инспектора ПДН. // В сборнике: Портрет инспектора по делам несовершеннолетних. Сборник научных трудов Всероссийской конференции. М., 2020. С. 244–247.
16. Федорова И.В. Причины безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних: проблемы и решения // Вестник экономической безопасности. № 4. 2021. С. 229-231.
Ресурсы Интернет
17. Официальный сайт компании «Консультант Плюс», форма доступа - http://www.consultant.ru/
18. Официальный сайт компании «Гарант», форма доступа - http://www.garant.ru/
19. Официальный сайт ЕМИСС, форма доступа - https://www.fedstat.ru/indicator/36186?