Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. На настоящий момент государственная власть в Российской Федерации по сей день приоритетной целью ставит перед собой – становление правого государства с гражданским обществом. Государственный надзор – это есть особый вид правоохранительной деятельности, осуществляемый специализированным органом исполнительной власти с целью обеспечения правопорядка и соблюдения законности. Кроме того, данный надзор заключается в непрерывном, систематическом наблюдении за деятельностью неподчинённых им органов или лиц, для осуществления основной задачи органов, деятельность которых специализируется в данной сфере, - предупреждение и выявление нарушений законности. Данным органом выступает – Прокуратура РФ.
Понятие «прокуратура» имеет латинское происхождение, что значит – забота, предотвращение и обеспечение. Впервые подобный орган, как прокуратура, была создана во Франции в 1302 году как орган, который представлял интересы правителя, т.е. монарха. Прокурор считался «глазами» правителя, при помощи которых он мог осуществлять контроль за всем механизмом государства.
Прокуратура занимает отдельное место среди государственных органов РФ, так как не относится ни к одной ветви власти: ни к судебной, ни к законодательной, ни к исполнительной. Она выступает в качестве самостоятельного, независимого правоохранительного органа, который обеспечивает соблюдение законности на всей территории государства.
Четкое определение места и функций прокуратуры в системе органов государственной власти, пределов прокурорской компетенции, методов и форм ее реализации, осуществление надзора за исполнением возложенных законом обязанностей контрольно-надзорными органами при производстве предварительного расследования органами внутренних дел нуждается в дальнейшем исследовании и более четком законодательном решении.
Проблемам прокурорского надзора посвящено достаточно много научных трудов. Вместе с этим однозначного подхода к данной проблеме до настоящего времени не определено. Поэтому проблемы определения места и роли прокуратуры в системе органов государственной власти, уточнения полномочий прокурорского надзора, выявления приоритетных направлений надзорной деятельности, особенно актуальны.
Объект исследования – общественные отношения, связанные с прокурорским надзором в Российской Федерации.
Предмет исследования – нормы права, регламентирующие осуществление прокурорского надзора в Российской Федерации.
Цель данной работы – комплексное исследование понятия и сущности прокурорского надзора в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) определить место прокуратуры в системе государственных органов РФ, изучить структуру органов прокуратуры РФ;
2) рассмотреть понятие и принципы прокурорского надзора;
3) исследовать основные направления прокурорского надзора;
4) провести соотношение прокурорского надзора с другими видами надзора и контроля.
Методологическую основу составили общенаучные и специальные методы исследования: юридический, структурно-функционального анализа, системного анализа, формально-логический и иные.
Структура данной работы состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка использованных источников и литературы.
Глава 1.Общая характеристика прокуратуры РФ и прокурорского надзора
1.1.Место прокуратуры в системе государственных органов РФ. Структура органов прокуратуры РФ
Вопрос о месте прокурорских органов в механизме государства на протяжении всех современном истории и практики строительства правового государства обладает четко выраженным дискуссионным характером. Это обстоятельство обуславливается недостаточно ясным определением конституционного правового положения прокуратуры.
Единственная статья, которая ей посвящена, находится в разделе «Судебная власть и прокуратура» (ст. 129 Конституция РФ) и содержит лишь общие положения, которые касаются структуры данного органа, процедуры назначения на должность и освобождения от занимаемой должности генерального прокурора, в том числе назначения нижестоящих прокуроров.
Основной характерной чертой Прокуратуры РФ от прокурорских органов развитых государства является ее функциональное предназначение. В РФ прокуратура была сформирована для того, чтобы осуществлять общий надзор за состоянием законности, в то время как в европейских странах - для того, чтобы осуществлять уголовное преследование. Это отличие характерно российской прокуратуре в течении продолжительного исторического периода.
По итогам современной дискуссии среди исследователей о государственно-правовом месте прокурорских органов, разброс мнений значительный – от отнесения ее к конкретной ветви государственной власти вплоть до отрицания ее государственного характера. Подобная неопределенность статуса органов прокуратуры вносит нестабильность в процедуру осуществления возложенной на нее компетенции, снижает эффективность защиты прав субъектов, пресечения и предупреждения правонарушений.
В научной среде можно встретить точки зрения об отнесении (либо целесообразности отнесения) прокурорских органов к законодательной, исполнительной либо судебной ветви власти государства.
По нашему мнению, прокуратура выступает в качестве независимого государственно-правового института, и ее нельзя отнести ни к одной ветви власти.
В отношении судебной власти Конституция РФ регламентирует, что она подлежит реализации в форме правосудия, которое осуществляется исключительно судом путем конституционного, административного, гражданского и уголовного судопроизводства (ч. 1 ст. 11, ч. 1 и 2 ст. 118 Конституции РФ). По этой причине ни прокуратура, ни другие органы государства, помимо судов, не вправе осуществлять судебную власть.
Некоторые авторитетные исследователи, наравне с общепризнанными в науке тремя ветвями государственной власти, считают, что следует выделить контрольную власть и отнести к ней прокурорские органы. Некоторые ученые считают, что прокуратура является самостоятельной ветвью власти государства, которая дополняет триаду властей и дает возможность иным властным органам функционировать согласованно и слаженно.
Есть еще один подход к определению места прокуратуры в государственном механизме. Он касается разграничения понятий «орган государственной власти» и «государственный орган». В части 1 статьи 11 Конституции РФ перечислены все федеральные органы государственной власти – Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ. Иных федеральных органов государственной власти Конституцией не предусмотрено.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 01.07.2021) О прокуратуре Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) // Российская газета, N 229, 25.11.1995.
Научная и учебная литература:
3. Адельгареева Л.З. Проблемы соотношения прокурорского надзора, ведомственного и судебного контроля в современном уголовном судопроизводстве // Журнал «Студенческий форум». - 2019. - № 19-1 (70). - С. 68-70.
4. Бабина О.С., Бондарева А.М., Кухарев Ю.С., Малогорская И.О. О сущности современного прокурорского надзора // Эволюция государства и права: проблемы и перспективы. Сборник научных статей. - 2020. - С. 444-446.
5. Безотосная О. С. Место прокуратуры Российской Федерации в системе государственных органов // Журнал «Проблемы науки». – 2018. – С. 25-27
6. Деменкова Е. В. Прокуратура в системе органов государственной власти // Журнал «Государство и право в XXI веке». – 2018. – С. 62-64
7. Иващенко М. А. Место и роль прокуратуры в системе органов государственной власти [Текст] / М. А. Иващенко // Молодой ученый. — 2018. — №8. — С. 675-677.
8. Лапшин В.Е., Юнусов А.А., Егорова О.О. Основные направления осуществления прокурорского надзора в России на современном этапе // Вестник Воронежского института ФСИН России. - 2021. - № 2. - С. 164-168.
9. Лунина М.С. Соотношение прокурорского надзора, судебного и ведомственного контроля // Журнал «Студенческий вестник». -2020. -№ 41-2 (139). - С. 94-96.
10. Ооржак Д.Р. Принципы организации и деятельности прокуратуры // Журнал «Экономика и социум». - 2020. - № 3 (70). - С. 442-446.
11. Прокурорский надзор в 2 т. Том 1. Общая часть: учебник для бакалавриата и специалитета / О. С. Капинус [и др.] ; под общей редакцией О. С. Капинус. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 211 с.
12. Прокурорский надзор. Общая часть: учебник для академического бакалавриата / О. С. Капинус [и др.] ; под общ. ред. О. С. Капинус. — 3-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 198 с.
13. Смоленский М. Б. Прокурорский надзор: учебник под ред. М. Б. Смоленского и И. А. Жильцова. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»; Академцентр, 2016. — 240 с.
14. Юнусова Г.И. Государственный контроль и прокурорский надзор // Журнал «Закон и право». - 2020. - С. 95-98.