Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современных условиях, в период бурных социально-политических и экономических изменений остро встала проблема конфликтного поведения подростков, поскольку подростковый возраст – это самый трудный и сложный период в жизни ребёнка, это период перехода из детства во взрослую жизнь.
Категория «конфликтных» подростков весьма разнородна и обширна. О них написано немало статей и книг, но позитивных сдвигов немного, проблема продолжает воспроизводиться с появлением каждого нового поколения. Каждый ребёнок по-своему конфликтен, и если эту проблему оставить без внимания, то в наше время «мирный» переход подростка во взрослость станет переходом несовершеннолетнего на скамью подсудимых.
Конфликты между подростками невозможно изжить. Они присущи для всех. На сегодняшний день причиной серьезного межличностного конфликта может стать спор между представителями различных субкультур (Панками и Эмо), между болельщиками спортивных команд (Спартак и Динамо). Детская жестокость является общественным явлением.
Конфликты среди подростков - частое явление. При социализации личности подростка, в зависимости от того насколько успешно протекает данный процесс, (воспитание нравственных и духовных ценностей) возрастает или снижается частота конфликтного взаимодействия.
Среди подростков распространены конфликты за лидерство - борьба двух-трех лидеров и их групп за первенство. Иногда встречаются групповые конфликты между девушками и юношами. Также встречаются конфликты между тремя-четырьмя подростками и коллективом.
По наблюдениям педагогов и психологов путь к лидерству в подростковом возрасте, связан с демонстрацией цинизма, превосходства, безжалостности и жестокости. Кроме этого, конфликты среди подростков обусловлены особенностью возраста, а именно формированием морально-этических критериев оценки сверстника и требований к его поведению.
Проблемой конфликтного поведения подростков занимались следующие ученые и исследователи: А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Н.В. Гришина, М.Л. Гомелаури, Т.В. Драгунова, Е.А. Данилова, И.А. Зимняя, В.Г. Казанская, А.Г. Лидерс, Н.И. Леонов, Р.В. Овчарова, Х. Ремшмидт, А.А. Реан, Л.М. Семенюк, А.И. Сорокина, О.В. Хухлаева, Л.Н. Цой и другие.
Объект исследования – поведение в конфликтной ситуации.
Предмет – особенности поведения старшеклассников в конфликтной ситуации.
Цель курсовой работы: изучение особенностей поведения старшеклассников в ситуации конфликта.
В соответствии с данной целью, можно выделить следующие задачи:
рассмотреть сущность и понятие конфликта;
дать психологическую характеристику общения в ранней юности;
проанализировать конфликты в общении старшеклассников.
В курсовой работе были использованы следующие методы исследования: метод анализа и синтеза, метод сравнения, метод обобщения, метод тестирования.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, каждая из которых имеет параграфы, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы конфликта в ранней юности
1.1. Сущность и понятие конфликта
Конфликт – это столкновение или противостояние, что уже ясно из этимологии слова (от латинского – общий удар, столкновение). Конфликт требует единства обеих сторон. Замена любой части означает явление, альтернативное конфликту: бездействие; облегчение.
Если мы отойдем от прямого толкования слова «конфликт» и попытаемся дать ему определение, то увидим, что в современной литературе по конфликтологии существует несколько таких определений.
В психологии конфликт определяется как «столкновение противоположных, взаимно несовместимых тенденций в сознании индивида, в межличностном взаимодействии или в межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с негативными эмоциональными переживаниями».
В литературе по экономической психологии понятие конфликта определяется следующим образом: «Конфликт – это столкновение противоположных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия».
В менеджменте мы находим определение конфликта как «отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами».
Таким образом, основными характеристиками конфликта являются:
1. Отсутствие соглашения между сторонами.
2. Столкновение между партиями.
3. Наличие негативных эмоций.
4. Название конфликтов.
Каждая из сторон конфликта пытается достичь своих целей, реализовать свои интересы, занять свою позицию и противостоять другой стороне тем же самым, часто средствами, которые не являются этичными.
Чтобы разобраться в многообразии конфликтов, необходимо иметь представление об их типах. Полная типология конфликтов разрабатывается в конфликтологии – дисциплине, изучающей закономерности возникновения, появления, развития, разрешения и завершения конфликтов любого уровня. Не все из них представлены в деловом общении. Выделим основные типы конфликтов, которые чаще всего возникают в процессе делового общения.
Классификация конфликтов, как и любая классификация, основана на выделении определенного основания – существенного признака. Наиболее распространенная классификация конфликтов – по субъектам конфликтного действия, которыми могут быть индивид и группа.
Внутриличностные конфликты вызываются различными психологическими факторами из внутреннего мира личности, которые создают внутреннее психологическое напряжение. Хотя внутриличностные конфликты оказывают непосредственное влияние на деловое поведение человека, сами они являются предметом изучения не делового общения, а психологии и психотерапии.
Межличностные конфликты, возникающие при столкновении нескольких личностей, наиболее распространены в организациях. Интересы сталкиваются в борьбе за свободную позицию, распределение ресурсов, проявляются в претензиях на доминирование, отстаивании своей позиции и т.д.
Конфликты между человеком и группой возникают, когда человек выступает против группы и не принимает установленную в ней систему ценностей. Такой конфликт может возникнуть между рядовым сотрудником и группой, или он может принять форму конфликта между группой и руководителем.
Межгрупповой конфликт возникает между различными группами (формальными и неформальными) в организации, между высшими и низшими уровнями управления. Например, борьба внутри коллектива между сторонниками и противниками менеджера – это конфликт между неформальными группами. Если конфликт происходит между различными отделами, то это конфликт между формальными группами.
Конфликтология – одна из самых молодых отраслей науки, которая развивалась на стыке многих наук, особенно социологии и психологии. Конфликтология возникла как относительно самостоятельное направление в социологии в конце 1950-х годов и первоначально называлась «социологией конфликта». Это событие связано с работой Р. Дарендорфа (Германия) «Социальные классы и классовые конфликты в индустриальном обществе», и А. Коезера (США) – «Функции социальных конфликтов».
В этот период аналогичная ситуация наблюдалась и в психологии. Благодаря исследованиям Р. Доза, М. Дойча, Д. Рапопорта, Д. Скотта, К. Томаса, Л. Томпсона и М. Шерифа, психология конфликта формируется как относительно самостоятельное направление.
Однако ряд исследователей считают, что психология еще не выработала общепринятого понимания природы конфликта. Одни авторы трактуют его как столкновение, противостояние, противоречие, другие рассматривают конфликт как вид общения, ситуативную несовместимость, ситуацию не найденного выхода, вид конкурентного взаимодействия.
В рамках любого сотрудничества возникают и конкурентные отношения. Бесконфликтная жизнь – это иллюзия. В любом коллективе, организации что-то новое, передовое отстаивает право на существование в борьбе со старым, консервативным. Поэтому различные конфликты и противоречия в группах не всегда следует рассматривать как неудачи в общении. Во многих случаях они являются своего рода страховкой, гарантией от стагнации. Стремление к внешнему благополучию, нежелание и даже страх вступать в конфликт приводят к моральной аморфности и пассивности личности.
Один из известных исследователей конфликта Б.И. Хасан предлагает следующее понимание этого: «Конфликт – это такая особенность взаимодействия, при которой действия, которые не могут сосуществовать в неизменном виде, взаимно обусловливают и обмениваются друг другом, что требует особой организации. Важно отметить, что действие может проявляться как внешне, так и внутренне. В то же время каждый конфликт – это актуализированное противоречие, т.е. воплощенное во взаимодействии противоположных ценностей, установок, мотивов. Можно считать вполне очевидным, что для своего разрешения противоречие обязательно должно воплотиться в действиях в их столкновении. Противоречие проявляется только через столкновение действий, будь то буквальных или ментальных.
Таким образом, проводится различие между основными характеристиками конфликта:
Наличие противоречия между предметами, их противопоставление; негативные эмоции по отношению друг к другу.
В настоящее время изучение конфликта является одной из наиболее динамично развивающихся областей психологии. Конфликт – это явление, которое играет особую роль в жизни души людей, в их развитии, в самореализации, в отношениях с другими людьми, и, наконец, в жизни общества в целом.
Конфликт – это особая форма (или тип) взаимодействия, определяемая как наличие противоположных тенденций у субъектов взаимодействия, которые проявляются в их действиях. Особенность социально-психологического взгляда на конфликт заключается в одновременном анализе двух компонентов: конфликтной ситуации и ее репрезентации в сознании участников.
С тех пор, как существует человеческое общество, существует явление конфликта (в переводе с латинского «столкновение»), то есть столкновение сторон, мнений и сил. Мы наблюдаем противостояние добра и зла, силы и слабости, большинства и меньшинства, нового и старого в пауке, в искусстве, в профессиональной и повседневной жизни людей.
С древних времен философы, социологи, психологи спорили о том, что такое конфликт? Зло это или благо для общества и для человека? Каковы наиболее эффективные тактики и стратегии поведения в конфликте?
Поиск ответов на эти и многие смежные вопросы привел к рождению науки конфликтологии, то есть науки о закономерностях возникновения, протекания и завершения конфликтов и способах их конструктивного разрешения, основанной на изучении концепции сущности и природы конфликта.
Изначально конфликт понимался исключительно как социальный конфликт. Это было вызвано необходимостью объяснить большое количество агрессивных войн и конфликтов по социально-экономическим причинам, унесших
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Афонин И.Д. Психология и педагогика высшей школы / И.Д. Афонин, А.И. Афонин. – М.: Русайнс, 2018. – 256 с.
2. Бенилова Е.Ю. Влияние стиля общения с детьми на их развитие, деятельность и интеграцию. Учебное пособие. – М.: Наука, 2019. – 184 с.
3. Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развития школьника и его воспитание. – М.: Аспект Пресс, 1979. – 278 с.
4. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. – СПб.: Питер, 2018. – 320 с.
5. Бороздина Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. – Люберцы: Юрайт, 2020. – 477 с.
6. Ворожейкин И.Е. Конфликтология. – М.: Инфра-М, 2004. – 240с.
7. Глуханюк Н.С. Общая психология: Учебное пособие. – М.: Академия, 2017. – 272 с.
8. Гонина О.О. Психология. Учебное пособие. – М.: КноРус, 2019. – 320 с.
9. Григорович Л.А. Проблема нравственного развития подростка. – М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2018. – 248 с.
10. Гришина Н.В. «Психология конфликта» 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 247 с.
11. Гуревич П.С. Психология и педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2019. – 430 с.
12. Гуревич П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. – Люберцы: Юрайт, 2020. – 479 с.
13. Иванников В.А. Общая психология: Учебник для академического бакалавриата. – Люберцы: Юрайт, 2020. – 480 с.
14. Кравченко А. Психология и педагогика: Учебник. – М.: Проспект, 2019. – 400 с.
15. Кудряшева Л.А. Педагогика и психология. – М.: Вузовский учебник, 2018. – 136 с.
16. Макарова И.В. Общая психология: Учебное пособие для СПО. – Люберцы: Юрайт, 2020. – 182 с.
17. Маклаков, А. Общая психология. – СПб.: Питер, 2019. – 583 с.
18. Нуркова В.В. Общая психология: Учебник. – Люберцы: Юрайт, 2020. – 524 с.
19. Островский Э.В. Психология и педагогика: Учебное пособие. – М.: Вузовский учебник, 2017. – 192 с.
20. Павелко Н.Н. Психология и педагогика (для бакалавров). – М.: КноРус, 2019. – 48 с.
21. Самойлов В.Д. Педагогика и психология высшей школы. Андрогогическая парадигма: Учебник. – М.: Юнити, 2019. – 207 с.
22. Собкин В.С. Социология семейного воспитания. Дошкольный возраст. – Москва.: Гостехиздат, 2017. – 248 с.
23. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика: Учебник для академического бакалавриата. – Люберцы: Юрайт, 2020. – 509 с.
24. Шадриков В.Д. Общая психология: Учебник для академического бакалавриата. – Люберцы: Юрайт, 2019. – 411 с.
25. Штейнмец А.Э. Общая психология: Учебное пособие / А.Э. Штейнмец. – М.: Академия, 2018. – 496 с.