Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность рассматриваемой проблемы определяется значимостью изучения особенностей перцептивной сферы, способствующих преодолению задержки психического развития, затрудняющего социализацию ребенка.
В настоящее время в современной модели образования коммуникативная компетенция выступает одной из базовых компетенций современной личности. Следует отметить, что успешная адаптация и интеграция в общество детей с задержкой психического развития невозможна без развитых коммуникативных навыков, без общения и межличностного взаимодействия.
По мнению Л.С. Выготского, у детей с нарушениями в психофизическом развитии наблюдаются слабость речевых контактов, ограниченность представлений об окружающем мире, снижение потребности в речевом общении, а также незрелость личностных интересов. Все это выступает ограничивающими факторами в развитии коммуникативных навыков детей.
У детей с ЗПР снижена потребность в общении, как со сверстниками, так и с взрослыми. У большинства из них обнаруживается повышенная тревожность по отношению к взрослым, от которых они зависят. В связи с этим крайне важно проводить работу по развитию коммуникативной компетенции у младших школьников с ЗПР.
Цель исследования: провести диагностику восприятия сверстников дошкольниками с задержкой психического развития.
Объект исследования: межличностные отношения дошкольников с задержкой психического развития.
Предмет исследования: уровень сформированности межличностного восприятия сверстников дошкольниками с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: полагаем, что будут выявлены различия в уровне сформированности межличностного восприятия у нормотипичных дошкольников и детей с задержкой психического развития. У детей с нарушением психического развития уровень развития восприятия ниже, чем у их сверстников с нормой развития.
Задачи исследования:
1) сделать обзор психолого-педагогических исследований по проблеме изучения межличностного восприятия и методов их выявления у детей в научной литературе;
2) подобрать методики изучения межличностного восприятия дошкольников с задержкой психического развития и провести экспериментальное исследование;
3) сделать качественный и количественный анализ результатов исследования;
4) сформулировать выводы.
Методы исследования:
- метод анализа научной литературы;
- биографический метод (анализ психолого-медико-педагогической документации);
- эмпирические методы (экспериментальные методики);
- методы качественного и количественного анализа результатов исследования.
Эмпирическая база исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 66 городского округа город Уфа Республики Башкортостан. В исследовании приняли участие 10 детей 6-7-летнего возраста с задержкой психического развития, и нормотипичные дети.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОСПРИЯТИЯ СВЕРСТНИКОВ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Проблема исследования межличностных отношений дошкольников в психолого-педагогической науке
Проблемой межличностных отношений занимались многие учёные - психологи, педагоги: Г. Жуковская, А. Запорожец, К. Карасева, Н. Короткова, и многие другие [15].
Большая роль в исследовании межличностных отношений принадлежит Л.С. Выготскому, который разработал культурноисторическую теорию развития психики. Он полагал, что в функционировании и развитии психики человека отражаются два основных плана его деятельности и поведения: натуральный, связанный с удовлетворением его биологических потребностей, и культурный, связанный с различными формами его общественной деятельности и поведения. Исходя из этого, раскрывается роль орудийной деятельности человека и знаковых систем, прежде всего речи, в развитии его психики. Учение Л.С. Выготского о влиянии социокультурных факторов на развитие эмоциональной сферы, сознания и мышления человека позволяет глубже понять особенности духовной деятельности людей и характер их поведения [7].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдурасулова, Т.Д. Коррекционно-развивающие упражнения для детей среднего и старшего дошкольного возраста (4–5 лет) // Психолог в детском саду. – 2014. – №3-4. – С.62-64.
2. Акимова, М. К. Упражнения по развитию мыслительных навыков младших школьников. Учеб. пособие [Текст] / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. – Обнинск, 2015. – 294 с.
3. Альбуханова-Славская К.А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психол. журн. -2014. - Т. 14. - № 4.
4. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учеб. пособие [Текст] / Л.Н. Блинова. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2014. – 136 с.
5. Блонский П.П., Память и мышление [Текст]/ Блонский П.П – СПб.: Питер, 2013. – 288 с
6. Васюкова Е.Е. Уровни развития познавательной потребности и их проявление в мышлении // Вопросы психологии. - 2008. - № 3. - С.91.
7. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] // Собрание сочинений. – М., 2002.– с. 445.
8. Дети с нарушениями развития: Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» [Текст] / Сост. Н. Д. Соколова. – М.: Просвещение, 2016.– 588 с.
9. Дети с отклонениями в развитии [Текст] / Под ред. М. С. Певзнер. – М., 2016.– 168 с.
10. Егорова, Т.В. Развитие наглядно-образного мышления у аномальных детей [Текст] / Т.В. Егорова// Дефектология. - 2015. - № 4. – С. 15-31
11. Ермакова, Е. С. Развитие гибкости мышления детей: Дошкольный и младший школьный возраст : учеб.-метод. пособие / Ермакова Е. С., Румянцева И. Б., Целищева И. И. – СПб.: Речь, 2015 – 208 с.
12. Ефанова, З.А. Развитие мышления. Разработки занятий. Подготовительная группа [Текст] / З.А. Ефанова. – В. Корифей, 2016. – 112 с.
13. Карасева, Е. Г. Инклюзивное обучение и воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья / Е.Г. Карасева. - М.: Русское слово - учебник, 2014. - 146 c.
14. Квач, Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: пособие для педагогов дошк. учреждений / Н. В. Квач. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014 – 160 с.
15. Минская, Г. И. Переход от наглядно-действенного к рассуждающему мышлению у детей дошкольного возраста [Текст]: Автореф. канд. пед. наук Науч.-исслед. ин-т психологии. —М., 2004.-22 с.
16. Поддъяков Н. Н., Мышление дошкольника. [Текст]/ Н.Н. Поддъяков -М.: Педагогика, 2016. С. 147-161
17. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие: с прил. Альбома «Наглядный материал для обследования детей»/[Е. А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др.]; под ред. Е. А. Стребелевой. – М.: Просвещение, 2014. – 164 с.
18. Соколова, В.М. Коррекционное обучение как основа развития личности аномального дошкольника. [Текст] / В.М. Соколова – М., 2016. – 252 с.
19. Стребелева, Е.А. Формирование мышления у детей с отклонения в развитии [Текст] / Е.А. Стребелева. – М.: ВАЛДОС, 2014. – 180 с.
20. Ткачева, Т. А. Дети 6-7 лет с ограниченными возможностями. Планирование работы со старшими дошкольниками, имеющими трудности в обучении / Т.А. Ткачева. - М.: Гном, 2016. - 176 c.
21. Ульенкова, У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. [Текст] / У. В. Ульенкова. – М., Педагогика, 2015. – 211 с.
22. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных процессов учащихся. Учебное пособие [Текст] / Г.И. Щукина. – М., 2014. – 154 с.
23. Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника. Учебное пособие [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Наука, 2011. – 281 с.