Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение………………………………………………………3
Глава 1: Теоретические основы адаптации детей
в период кризиса 3-х лет в условиях ДОУ……………..4
1.1. Проблемы адаптации детей в период кризиса
3-х лет в условиях ДОУ…………………………………….4
1.2. Структура и характеристика
возрастного кризиса детей 3-х лет………………………..12
Глава 2. Организационно-педагогические условия
сопровождения детей в период
кризиса 3-х лет в условиях ДОУ…………………………20
2.1.Особенности взаимодействия взрослых с ребёнком
в период кризиса 3-х лет……………………………………20
2.2.Комплекс мероприятий по организации
взаимодействия взрослых с ребёнком и его анализ………26
Заключение………...…………………………………………33
Список использованных источников………………………34
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Принято считать, что возрастные кризисы – это особые, непродолжительные по времени возрастные периоды, характеризующиеся резкими психическими изменениями. Возрастные кризисы, возникают при переходе от одной возрастной ступени к другой. Связаны они, как правило, с системными качественными изменениями в сфере отношений человека
Возрастные кризисы имеют важное значение в развитии человека. Особенно это относится к периоду детского развития. В детстве характерны процессы перехода к новому типу взаимоотношений детей со взрослыми. При этом учитывают новые, возросшие возможности ребенка и изменение социальной ситуации развития. В этот период развиваются такие важные качества личности, как познавательная активность, уверенность в себе, отношение к людям и др. Актуальность проблемы обеспечения адаптации детей в период кризиса 3-х лет в условиях ДОУ обусловила тему настоящей работы.
Цель работы – обосновать, создать, и внедрить комплекс мероприятий по обеспечению адаптации ребёнка, обеспечивающий преодоление кризиса трёхлетнего возраста.
Объект исследования – процессы взаимодействия ребёнка трёхлетнего возраста со взрослыми в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования – организационно-педагогические условия, обеспечивающие адаптацию и сопровождение ребёнка в период кризиса трёхлетнего возраста.
Гипотеза исследования: возрастной кризис трёхлетнего ребёнка будет протекать более спокойно, если будет найден подходящий комплекс мероприятий педагогического сопровождения и использованы разнообразные и эффективные формы работы с детьми раннего возраста.
В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи исследования:
1. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Обоснование возможности спокойного протекания кризиса трёх лет у ребёнка при условии обеспечения ему адаптации и педагогического сопровождения.
3. Разработка и внедрение комплекса мероприятий педагогического сопровождения в ДОУ по преодолению кризиса у детей трёхлетнего возраста.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседы, тестирование, анкетирование.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав с параграфами, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1: Теоретические основы адаптации детей в период кризиса 3-х лет в условиях ДОУ
1.2. Проблемы адаптации детей в период кризиса 3-х лет в условиях ДОУ
В отечественной психологии термин «возрастные кризисы» введен Л.С. Выготским и определен как целостное изменение личности человека, регулярно возникающее при смене стабильных периодов. Л.С. Выготский описал следующие кризисы:
-кризис новорожденного;
-кризис 1-го года;
-кризис 3 лет;
-кризис 7 лет.
Кризис трёх лет – это переход от раннего детства к дошкольному возрасту.
О необходимости педагогического сопровождения ребёнка в период кризисов писали многие исследователи. Важность и стратегический характер проблем кризисных состояний для этих возрастов подчёркивали Л.С. Выготский, А.Л. Венгер, В.С. Мухина и др..Результатом научных исследований Т.В. Гусаковой, Н.С. Лейтес, В.И. Солодчиковой были многочисленные публикации по проблемам развития детей на различных кризисных возрастных этапах. Кризис трёх лет – это граница между ранним и дошкольным детством. Считается, что это один из наиболее трудных моментов в жизни ребёнка [4].
Ребёнок, немного отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые отношения. Изменение позиции ребёнка, рост его самостоятельности и активности, требует от близких взрослых большого терпения и понимания. Если инициатива ребёнка не поощряется, самостоятельность ограничивается, у него возникают более сильные кризисные явления, чем могло бы быть на самом деле. Л.С. Выготский в своих работах впервые поставил именно проблему возрастного развития. Рассматривая феномены детского развития, в частности специфические аспекты поведения в так называемые критические периоды, Л.С. Выготский предлагает анализировать их как характеризующие общий ход развития ребёнка. Возрастной кризис всегда обусловлен возникновением основных новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой. Форма и длительность этих периодов и острота протекания зависят от индивидуальных особенностей ребёнка и социальных условий. Несомненно здесь большую роль играет сам взрослый [8]. Именно он является посредником между ребенком и миром всех остальных форм. Именно взрослый задает образцы действий, которые ребенок в процессе своего развития присваивает и делает своими. Здесь актуален пример с ложкой. Ребенок не просто сам учится пользоваться ложкой. Он видит, как ложкой пользуется взрослый, затем, вместе со взрослым пытается сделать это самостоятельно. Взрослый подчас просто берет ручку ребенка с ложкой в свою, и так они вместе действуют ею. И лишь позже ребенок начинает сам пользоваться орудиями. Взрослый, таким образом, не просто помогает ребенку, но и выстраивает последовательность доступных ребенку действий по овладению орудием. По Л.С. Выготскому, именно социальная ситуация развития и является тем понятием, которое описывает возраст [3].
Понятие социальной ситуации развития акцентирует крайне важное соотношение: социальная среда и отношение ребенка к этой среде. Среда бесконечна и в ней изначально присутствует все. Определяющим же является то, что воспринимается ребенком и к чему он стремится. Игрушки над кроваткой – это среда. Вешают игрушки уже в конце первого месяца, тянуться же к ним, видеть их, ребенок начинает много позже. Для определения картины детского развития следует не просто описать среду, в которой объективно находится ребенок, но и выделить те компоненты среды, к которым у ребенка возникло или лишь возникает некоторое отношение. В конце каждого кризисного периода у ребёнка возникает возрастное новообразование. Деятельность субъекта – это активное взаимодействие с окружающей действительностью [12].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Божович, Л.Н. Личность и ее формирование в детском возрасте[Текст] /Л.Н. Божович. - М.: Проспект, 2002. – 414 с. 14.Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. СПб.: Союз,2007. 224 с.
2. Выготский, Л.С. Кризис трех лет [Текст] / Л.С. Выготский //Собр. соч.: В 6 т. - М., 1984. Т. 4.- 240с.
3. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? [Текст] /Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Сфера. 2003, - 300с.
4. Давыдова, Е.В. Психологическое сопровождение ребенка раннего возраста: из опыта работы. [Текст] / Е.В. Давыдова. – Петропавловск-Камчатский: изд-во КОИПКПК, 2008. – 38с.
5. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет[Текст] / Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова. – М.: МГППУ, 2002. – 128 с.
6. Доронова, Т.А. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями [Текст] / Т.А. Доронова. // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 1. С.12.
7. Дошкольная педагогика [Текст] / Под ред. С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Владос, 2004. – 416 с.
8. Доронова, Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями [Текст] / Т. Н. Доронова // Дошкольное воспитание.- 2004. - № 1. - С. 60 - 68.
9. Евстратова, Е.А. Новые формы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семьи. [Текст] / Сборник: Воспитание детей раннего возраста в условиях детского сада. – СПб., 2003. – 276с.
10. Жердева, Е.В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня) [Текст] / Е.В. Жердева. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 192 с.
11. Зубова, Г. Психолого–педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада[Текст] / О.Л. Зубова // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 7. – с.66 – 77.
12. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста [Текст] / Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Г.В. Губанова. – М.: Просвещение, 2003. – 80 с.
13. Кирюхина, Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ [Текст] / практ. пособие / Н. В. Кирюхина. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 112 с.
14. Клюева, Н. В. Психолог и семья [Текст] / Диагностика, консультации, тренинг / Н. В. Клюева. - Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2002. - 160 с.
15. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет [Текст] / Г.Г.Григорьева, Н.П.Кочетова, Д.В.Сергеева и др. – М.: Просвещение, 2001. – 253 с.
16. Лаврова, Г.Н. Психолого-педагогическая диагностика детей от 0 до 3 лет. [Текст] / Учебное пособие. – Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2004. – 129 с.
17. Легостаева, О. Вопросы и ответы. Кризис непослушания [Текст] / О. Легостаева // Мамочкина школа . – 2008. - № 9 . – С. 72 – 75.
18. Лютова, Е. К., Тренинг общения с ребенком (период раннего детства) [Текст]: СПб.: Издательство «Речь», 2006. - 176 с.
19. Методические рекомендации для педагогов «Кризис 3-х лет» [Электронный ресурс] / http://76.dou.spb.ru/attachments/article/193/dlya%20vospit%202.pdf (дата обращения: 25.03.2022).
20. Обухова, Л.Ф. Детская психология [Текст]. Учебник / Л.Ф Обухова. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996, - 374 с.
21. Павлова, Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей раннего возраста [Текст] / Л. Павлова // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 8. - С. 8 - 13.
22. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / К.Н. Поливанова. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 184 с.
23. Педагогическое сопровождение ребёнка в период кризиса 3-х лет в условиях ДОУ. [Электронный ресурс] / https://www.referat911.ru/Psihologiya/pedagogicheskoe-soprovozhdenie-rebjonka-v-period/493037-3154892-place4.html (дата обращения: 25.03.2022).
24. Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях [Текст] / К.Л. Печора. – М.: Просвещение, 2006. – 214 с.
25. Проблема адаптации к ДОУ. [Электронный ресурс] /https://www.defectologiya.pro/zhurnal/problema_adaptaczii_k_dou/ (дата обращения: 25.03.2022).
26. Ребенок: Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление[Текст] / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М., Воронеж: Московский психолого-социальный институт; Издательство НПО «МОДЭК», 2001. – 256 с.
27. Семенова, О. А. Проблемы адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации / О. А. Семенова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 13.3 (117.3). — С. 89-91. — URL: https://moluch.ru/archive/117/32435/ (дата обращения: 25.03.2022).
28. Спицына, В. В. Влияние кризиса трех лет на психологическую адаптацию у детей к детскому саду Текст научной статьи по специальности «Психологические науки» [Электронный ресурс] /https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-krizisa-treh-let-na-psihologicheskuyu-adaptatsiyu-u-detey-k-detskomu-sadu (дата обращения: 25.03.2022).
29. Эльконин, Д.Б. Послесловие [Текст] // Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. - М.,1984.-Т.4.