Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Майские события 1968 года или Красный май, как его ещё называют по-другому – это Социальный кризис, начавшийся с леворадикальных студенческих выступлений и вылившийся в демонстрации, Массовые беспорядки и почти 10-миллионную всеобщую забастовку. Привет в конечном счёте к смене правительства и отставке президента Шарля де Голля и, в более широком смысле к огромным изменениям во Французском обществе.
После прихода в 1958 году к власти во Франции де Голль (ему было, уже к этому времени 68 лет) установил авторитарным режим. Он проводил конституционные реформы, все более усиливающие власть президента. Его программой было совершение Францией рывка в рамках общей концепции догоняющего развития. Исторический опыт многих стран показывает, что успешные программы такого типа осуществляются только в условиях достаточно авторитарной власти. Вместе с тем де Голль проводил самостоятельную внешнюю политику, которая укрепляла независимость Франции от союзников по НАТО и способствовала повышению авторитета страны на международной арене. Франция официально признавал Китайскую Народную Республику, вывела французские войска из подчинения НАТО и потребовала вывода НАТО из Франции. В стране было ускорено развитие программ ядерного вооружения, и поэтому Франция отказалась подписать договоры о прекращении ядерных испытаний и о не распределении ядерного оружия. Де Голль открыто критиковал войну США во Вьетнаме, осудил позицию Израиля в араб-израильской войне 1967 года, налаживал более тесные связи с СССР и другими странами Восточной Европы и препятствовал вступлению Великобритании в общий рынок.
Относительно ухудшились условия жизни и учёбы студентов. Хотя расходы государства на образование росли, из за резкого демографического взрыва послевоенных лет выходцам из малообеспеченных семей становилось сложнее получить высшее образование. В университетах действовали жестокие внутренние уставы. Молодёжь бурлила, постоянно проходили студенческие манифестации, быстро возрастало число левацких и анархистские организаций. Де Голль, человек военный и консервативных взглядов, недооценил роль идеологии и не наладил диалог с обществом, считая, что укрепление Франции говорит само за себя.
Все это привело к потере доверия части французских избирателей в 1965 году де Голлю не удалось набрать большинство голосов в первом туре президентских выборов, а во втором туре он прошёл с не значительным перевесом. В 1967 году голлисты потеряли большинство мест в парламенте. Возникла разновидность двоевластия, фактор дестабилизации.
Начало волнений
В начале учебного 1967-1968 годов появилось давно копившееся недовольство студентов – недовольство жёстким дисциплинарным уставом в студенческих городах, переполненностью аудиторией, бесправием студентов перед администрацией и профессорами, отказом властей допустить студентов до участия в управлении делами в высшей школе. Надо, правда, предупредить, ч о дошедшие до нас мнения участников протестов о жестоком уставе и полном бесправии студентов нельзя понимать буквально.
Студентам казалось, что им навязывают ненужные предметы, используют устаревшие методики, что преподают слишком старые профессора. В то же время высшая школа закрыта от важнейших проблем современности – начиная от равноправие полов и кончая войной во Вьетнаме.
9 ноября 1967 года несколько тысяч студентов провели бурный митинг в Париже, требуя отставки министров образования и культуры и изменения правительственного курса в сфере образования. Акция протеста переросла в митинг памяти недавно убитого в Боливии Эрнест Че Гевары. Многие при этом плакали.
21 ноября студенты в Нантере, городе спутнике-Парижа, осадили здание ректората и вынудили администрацию допустить студентов до участи я в работе органов самоуправления университета. В декабре прошла Неделя действий студентов, в которой участвовали студенты Парижа, Меца, Дижона. Власти попытались замолчать эти выступления, стараясь не пропогандировать эти дурные примеры.
С февраля по апрель 1968 года во Франции произошло 49 крупных студенческих выступлений, а 14 марта даже проведён Национальный день действий студентов. Возникли новые формы студенческой борьбы. Студенты даже отказались сдавать экзамены по психологии в знак протеста против «чудовищной примитивности» читавшегося им курса. Такая форма борьбы – бойкот экзаменов или лекций под предлогом требований повышения качества образования стала быстро распространяться по стране.
Эти протесты перерастали воткрытые столкновения с полицией на улицах университетским городков. Арест шести активистов Комитета защиты послужил причиной проведения 22 марта митинга, в ходе которого студенты захватили административный корпус университета. По инициативе студентов было создано «движение 22 марта», руководителем которого стал Даниэль Кон-Бендит.
Родился он в 1945 году. Немец из ФРГ, он изучал социологи в Сорбонне. Он завоевал популярность среди студентов своими выступлениями, в которых говорил о необходимости разрушить буржуазно общество, совершить революцию «здесь и сейчас». Он отвергал какой-либо конкретный общественный идеал и ратовал за перманентную революцию. Кон-Бендит и его сторонники заявили, что их главная цель в данный момент опрокинуть и в режим. Они строили баррикады, ввязывались в драки с полицией, разбрасывали листовки, в которых призывали к не медленным выступления против существующей системы.
Идеологическая основа. «Движение 22 марта» ориентировалось на идеи Интернационала и его вождя. Ситационисты считали, что Запад уже достиг товарного изобилия достаточно для коммунизма, и пора устраивать революцию, в первую, очередь, «революцию повседневной жизни». Это означало отказываться от работы, подчинения государству, уплаты налогов, выполнения требований законов и общественной морали. Всё должны заняться свободным творчеством – тогда произойдёт революция и наступит «царство свободы».
В 1966 году несколько студентов, сторонников ситуационистов, оказались на ответственных постах студенческого комитета в университете. Они решили устроить «большую бучу» и обратились за советом к вождям движения. Те предложили им издать брошюру ситуациониста Мустафы Хайати. Студенты, злоупотребив свои положением, издали на общественные деньги тиражом 10 тыс. экземпляров. Суд оценил брошюру как «грязную и антиобщественную» вследствие чего она была сразу переведена почти на все европейские языки.
Хайати пишет о революционное потенциале разных молодёжных движений от американских рокеров до советских хулиганов. Программные установки его брошюры таковы: «Вся власть рабочим советам… Задача рабочих советов – конкретное снятие товарного производства…что значит упразднение разделения «между свободным и рабочим» временем как взаимодействующими частями отчужденной жизни… Пролетарские революции станут праздниками либо не совершаться вовсе… Игра – последнее основание этого праздника: жизнь без мёртвого времени и наслаждение без пределов – её единственные признанные правила».