Фрагмент для ознакомления
2
Коммуникация – одна из ключевых психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия с другими людьми. Отношения с другими людьми зарождаются, формируются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем основанием, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.
Согласно требованиям Федерального Государственного Образовательного стандарта дошкольного образования одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса, так как формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач, обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве [28].
Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Дети с задержкой психического развития составляют в настоящее время почти четвертую часть детской популяции. Специальное изучение психологами и педагогами детей с задержкой психического развития началось сравнительно недавно - около 15 лет назад. Причины возникновения задержки психического развития рассматриваются в работах Т.А. Власовой, З.И. Калмыковой, В.И. Лубовского, М.С. Певзнер, Л.И. Переслени и др.
Говоря о детях с задержкой психического развития, число которых увеличивается с каждым годом, нужно отметить особую значимость процесса формирования коммуникативных умений. Особенность этой нозологии впервые была изучена под руководством Т. А. Власовой и Т. С. Певзнер. Многие авторы (М.С. Певзнер, Е.С. Слепович, Р.Д. Тригер, У.В. Ульенкова и др.) отмечают недостаточность развития общения у детей с задержкой психического развития, его незрелость, проявляющуюся в ситуативности поведения.
Актуальность исследования связана с тем, что дошкольный возраст является одним из главных этапов развития коммуникативных умений у детей с задержкой психического развития. Проблема обучения дошкольников, отстающих в своём развитии от принятых психических норм, правильно выстраивать коммуникативный акт, имеет огромную значимость, ведь полноценно поставленная речь и спокойное состояние ребенка во время диалога это самое главное в общении с воспитателем и его сверстниками.
Цель исследования – Выявление и характеристика динамики развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Объект исследования – развитие коммуникативных умений детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования – особенности динамики развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Для реализации поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1. дать психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста с задержкой психического развития;
2. проанализировать сущность и структуру понятия «общение», охарактеризовать сущность понятия «коммуникативные умения»;
3. выявить особенности динамики развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Теоретическую базу исследования составляют работы авторов, занимавшихся изучением понятия «общение», таких как Выготский Л.С., Ананьев Б.Г., Рузская А.Г., Ильин Е.П., Лисина М.И.
Изучая коммуникативные умения, мы придерживались работ таких авторов, как Денисенко В.Н., Рубинштейн С.Л., Мунирова Л.Р., Куницына В.Н., Косова Н.М., Кан-Калик В.А.
Изучением особенностей развития коммуникативных умений занимались Шаповаленко Л.С., Зимняя И.В., Лисина М.И., Ж. Пиаже, Коломинский Я.Л., Рузская А.П., Смиронова Е.О., Ветрова В.В.
При изучении особенностей развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития мы использовали исследования в области изучения общения детей с задержкой психического развития разных возрастов Д.И. Альраххаля, А.А. Байбородских, И.П. Бучкиной, Ю.С. Галлямовой, Е.Е. Дмитриевой, А.В. Поповичева, Р.Д. Тригера и др.).
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, интерпретация, обобщение опыта и массовой практики).
Структура курсовой работы: введение, одна глава, заключение, список использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы динамики развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Задержка психического развития (ЗПР) - нарушение или замедление нормального темпа психического развития ребенка. Данный термин используется для обозначения сборной и клинически неоднородной группы нарушений развития. Несмотря на неоднородность в ЗПР имеются общие специфические особенности состояния эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности, позволяющие выделить их в определенную категорию.
Основанием такого отставания может быть слабовыраженное органическое поражение головного мозга, которое могло стать врождённым или приобретенным во внутриутробном, предродовом, а также в раннем периоде жизни ребёнка. Не исключено, что генетическая недостаточность центральной нервной системы могла стать причиной задержки психического развития. Инфекции, интоксикации, обменно-трофические расстройства и т. п. приводят к незначительным нарушениям скорости развития мозговых механизмов или порождают лёгкие церебральные органические повреждения. В результате этих нарушений у детей довольно продолжительное время отмечается функциональная незрелость центральной нервной системы, которая выражается в слабости процессов возбуждения и торможения, затруднениях в создании сложных условных связей [22]. Детям данной группы свойственна существенная неоднозначность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а также ярко выраженная неравномерность развития различных сторон психической деятельности.
Основными проявлениями ЗПР являются: неустойчивость эмоций, несформированность произвольной регуляции поведения и целенаправленной деятельности, повышенная истощаемость, слабость познавательных интересов. В целом, дети с ЗПР отстают в развитии от своих сверстников на 2-3 года. Специфических нарушений анализаторных систем или грубых повреждений мозговых структур у данной категории детей не выявлено.
На данный момент имеются несколько классификаций задержки психического развития.
Первая классификация предложена Т.А. Власовой и М.С. Певзнер (1967). В данной классификации рассматриваются два варианта ЗПР. При первом варианте нарушения проявляются в эмоционально-личностной незрелости, вследствие психического или психофизического инфантилизма [21, с. 45].
При втором варианте на первый план выступают нарушения познавательной деятельности в связи со стойкой церебральной астенией.
В практике работы с детьми с ЗПР более широко используется классификация К.С. Лебединской (1980) [5, с. 193]. В соответствии с данной классификацией различают четыре основных варианта ЗПР:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития [Текст] / под ред. К. С. Лебединской. – М., 1982. – 325 с.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет воспитания // Избр. психол. тр.: В 2 т. - М.: Педагогика, 2006. - Т.2. - С.226.
3. Андреева Г. М. Социальная психология : Учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности "Психология" / Г. М. Андреева. - 5. изд., испр. и доп. - Москва : Аспект Пресс, 2002. - 363 с.
4. Власова, Т. А.О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Просвещение, 1973. - 175 с.
5. Винникова, E.А. О психологических механизмах становления морального поведения у детей с ЗПР [Текст] / Е.А. Винникова. – М. : Уч. пособие, 2004. – 239 с.
6. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Лев Выготский. - М. : АСТ [и др.], 2005. – 670 с.
7. Денисенко, В.Н. Современные психолингвистические методы анализа речевой коммуникации: учеб. пособие / В.Н. Денисенко, Е.Ю. Чеботарева - М.: РУДН, 2008. - 258 с.
8. Деревянкина Н.А. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития: Учебное пособие. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2003. - 77 с
9. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - М.:Просвещение, 1989. - 189 с.
10. Защиринская, О. В. Психология детей с задержкой психического развития [Текст] : хрестоматия / сост. О. В. Защиринская. – СПб : Речь, 2003. – 432 с.
11. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений - Москва [и др.] : Питер, 2009 (СПб. : Печатный двор им. А. М. Горького). - 573 с.
12. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении / В.А. Кан-Калик— М: Просвещение, 1987. -190с.
13. Косова Н.М. Эффективная коммуникация в призме практических задач муниципального управления: опыт разрешения социальных конфликтов // Конфликтология. - 2008. №2. - С. 167-180
14. Куницына, В. Н. Межличностное общение : Учеб. для вузов / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. - СПб. [и др.] : Питер, 2001. - 544 с.
15. Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии: учебное пособие для высшей школы. - М.: Просвещение, 1994. - 190 с.
16. Леонтьев А.А. Педагогическое общение / под ред. М.К. Кабардова. – 2-е изд.перераб. и допол. - М., Нальчик, 1996. - 96 с.
17. Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения. - М.: Просвещение, 1986. - 143 с.
18. Марковская, И. Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика / И. Ф. Марковская. – М.: Компенс-центр, 1993. – 198 с.
19. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. -М.: Педагогика, 1984. - 111 с.
20. Мунирова Л.Р. Формирование у младших школьников коммуникативных умений в процессе дидактической игры: Дис. канд. пед. наук / Л.Р. Мунирова. – М., 1993. – 205 с.
21. Обучение детей с задержкой психического развития : Пособие для учителей / [В. И. Лубовский, Л. И. Перслени, П. Б. Шошин и др.]; Под ред. Т. А. Власовой и др. - М. : Просвещение, 1981. - 119
22. Певзнер, М. С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития – М., 2000. – 12 с.
23. Полуэктова, Н.М. Психодиагностика и формирование коммуникативных качеств личности / Н.М. Полуэктова, Н.В. Яковлева. - СПб. : Питер, 2012. - 97 с.
24. Проняева, С.В. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста [Текст]: Дис. канд. Пед. наук (13.00.07): / С.В. Проняева, - М.: 2001. - 296 с.
25. Психология общения: учебное пособие / Сост. Г.Н. Панфилова – Брянск: Мичуринский филиал ФГБОУ ВО «Брянский государственный аграрный университет», 2015 – 48 с.
26. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - Москва [и др.] : Питер, 2012. – 705 с.
27. Рузская А.Г. Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками / А.Г. Рузская // Психология дошкольника : хрестоматия : для студентов средних педагогических заведений / Сост. Г.А. Урунтаева. – Москва : Академия, 1997. – 19 с.
28. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования/ Министерство образования Российской Федерации. – Москва: 2013 г.
29. Чернецкая, Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений / Л.В. Чернецкая. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 256 с.