Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. В Конституции РФ закреплено равноправие между мужчинами и женщинами. Указанное равноправие направлено на защиту прав и законных интересов, пресечение дискриминации, уважение и признание гарантий прав и законных интересов личности.
Об актуальности поднимаемой проблемы говорит и то обстоятельство, что человечество вышло на новый качественный виток интернационализации и взаимозависимости мировой экономики. Перед ним в полный рост встали глобальные проблемы, от успешного решения которых зависит его судьба. С пониманием этих процессов неразрывно понятие глобализации.
С правовой точки зрения, процесс глобализации выразился, помимо прочего, в переводе проблемы прав человека в целом и их гендерного преломления в частности, с уровня чисто национального на уровень международного права. Следствием этого явилось принятие ряда посвященных гендерной проблематике международных конвенций и деклараций, освященных в работе. В свою очередь, все это выдвинуло перед мировым сообществом в целом и каждым входящим в него государством в отдельности задачу разработки многоцелевой стратегии обеспечения подлинного равноправия женщин и мужчин на всех уровнях - национальном, региональном и международном.
Для достижения подлинного гендерного равенства в обществе его идеи и принципы должны пронизывать не только законодательство, но и другие сферы человеческой деятельности — экономику, культуру, социальную сферу и т.д. Важно отметить, что в области законодательства вопросы гендерного равенства находят и должны находить свое отражение не только в «традиционных» отраслях права, регулирующих права женщин и лиц с семейными обязанностями, - семейном, трудовом, но и во многих других, начиная с конституционного. В связи со столь многогранным отражением проблемы равенства прав женщин и мужчин, при исследовании этих вопросов невозможно избежать среди всего комплекса гендерной проблематики анализа так называемых, юридических конфликтов. Юридический конфликт, в контексте настоящего диссертационного исследования, понимается как соотношение возникающих в рамках отдельной юридической науки - теории права - конституционных, административных, уголовных, гражданско - правовых, процессуальных, семейных и трудовых конфликтов, возникающих при реализации женщинами своих прав. В контексте нашего исследования невозможно ограничиться рамками законодательства, поскольку, закрепление принципов гендерного равенства должно находить свое отражение не только в правотворчестве и право применении, но и как социальная, психологическая, культурологическая и иная проблема.
Исследование правоприменительной практики в целях обеспечения реализации равноправия обусловило актуальность настоящего исследования.
Степень научной разработанности. Проблема реализации принципа равноправия были посвящены исследования Айвазова С.Г., Воронина О.А., Григорьева Н.С., Климантова Г.И., Котовская М.Г., Кочкина Е.В., Хасбулатова О.А., Хоткина З.А., и другие. Среди представителей юридической науки, занимающихся изучением прав женщин и тендерным равенством, можно с полным правом назвать таких специалистов, как Поленина С.В., а также Завадская Л.H.
Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с обеспечением гендерного равноправия.
Предметом исследования являются национальные и международные нормативно-правовые акты, правоприменительная практика, регламентирующие вопросы гендерного равноправия.
Целью работы является теоретическое изучение конституционного принципа равноправия мужчин и женщин.
Для достижения указанной цели поставлены задачи:
- рассмотреть систему конституционных принципов статуса личности;
- исследовать понятие и содержание конституционного принципа равенства мужчин и женщин;
- проанализировать фактические обстоятельства дела гр. А.С. Лымарь перед обращением в Конституционный Суд РФ;
- исследовать фактические обстоятельства дела гр. А.Б. Хамтоху и гр. А.А. Аксенчика перед обращением в ЕСПЧ;
- выявить особенности уголовного права и процесса Российской Федерации в зависимости от половой принадлежности преступника;
- рассмотреть правовые последствия Постановлений Конституционного Суда РФ от 25 февраля 2016 г. № 6-П и ЕСПЧ от 24.01.2017.
При написании работы были использованы методы познания, анализа, синтеза, сравнительно-правовой и формально-юридический метод.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования, включает в себя введение, две главы, заключение и список литературы.
Глава 1. Конституционный принцип равенства мужчин и женщин: понятие и место в системе принципов статуса личности
1.1. Система конституционных принципов статуса личности
Вопросы правого статуса личности в юридической литературе рассмотрены наиболее подробно. При этом можно говорить о разнообразии взглядов на это понятие.
Автор разделяет мнение, согласно которому правовой статус личности рассматривается в литературе наряду с такими понятиями как правовая система, входящие в предмет юридической науки, созданной для познания происходящих социальных явлений.
Слово статус в переводе с латинского языка означает положение состояние. В связи с этим целесообразно рассмотреть понятие правовой статус и правовое положение. Одни авторы указывают, что правовой статус по содержанию шире, чем правовое положение, так как, наряду с правами и обязанностями включает в себя такие элементы как гражданство, право субъектность и ответственность, другие авторы понятия правовое положение и правовой статус считают равнозначными.
Среди норм, регулирующих поведение личности в обществе, особое значения имеют основы правового положения личности в обществе, под которыми понимается совокупность конституционных прав и обязанностей.
Категория "личность" позволяет охарактеризовать человека не только как физическое существо, но и как социальное существо. Поэтому принято различать общие черты человека: наличие социальных связей и отношение этого человека к обществу; образование, практические навыки и способности; эти характеристики позволяют говорить о человеке с человеческой точки зрения, т.е. делать вывод, был ли человек человеком или нет.
Каждое историческое образование, политический режим и государство характеризуется своим собственным типом личности, который также будет иметь свои особенности. Все это в значительной степени определяет положение индивида в обществе, отношения между индивидом и государством. Права человека наиболее точно отражены во Всеобщей декларации прав человека, которая была принята 10 декабря 1948 года . Этот документ служит своеобразной основой для реализации прав и свобод человека. Следует иметь в виду, что Декларация должна наделять человека правами и свободами в различных сферах жизни: политической, экономической, социальной и культурной. Поэтому следует отметить, что права и свободы человека определяются естественной и социальной природой самого человека; независимо от общественного признания; принадлежат человеку с момента его рождения; неотчуждаемы; признаны высшей социальной ценностью; государство обязано уважать, признавать и защищать такие права и свободы.
Права и свободы по своей природе являются взаимодополняющими. Таким образом, свободы являются одними и теми же правами, но выражают отсутствие каких-либо препятствий .
В демократическом обществе права, свободы и обязанности человека вместе составляют его правовой статус. Этот статус позволяет нам регулировать человеческие отношения с государством, обществом, другими гражданами в целях построения демократического общества.
В целом, права личности - это реальные социальные возможности, доступные индивидууму. Они выражают меру свободы, характерную для индивида, с учетом особенностей исторического развития. Такие права весьма разнообразны, но если они закреплены в законе, то человек может свободно ими пользоваться. На государство возложена обязанность защищать права граждан. Индивидуальные права необходимы для установления определенного уровня жизни. Законодатель, в свою очередь, не может искусственно ограничивать или преувеличивать объем прав и свобод личности.
Провозглашая права и свободы человека, государство должно гарантировать их осуществление правовыми, социальными, экономическими и политическими средствами. Гарантируя права и свободы человека, государство может потребовать от него соблюдения правовых норм поведения. Поэтому государство формулирует свои требования к гражданам в системе обязанностей.
Государство определяет надлежащий, общественно полезный и необходимый ход поведения в системе своих обязанностей. Обязанность в данном случае выступает как требование надлежащего поведения, выполнение определенных действий, например уплата налогов, или воздержаться от действий, например не причинять ущерба природе.
Венгеров А.Б. под правовым статусом понимает права обязанности и ответственность личности.
Таким образом, правовой статус личности является одной из важнейших политико-правовых категорий, которая очень тесно связана с социальной структурой общества, уровнем демократии.
Для раскрытия определения правового статуса личности традиционно рассматриваются нормы конституционного права. .
Правовой статус личности закреплен в Конституции РФ и поэтому носит название «конституционный правовой статус» и «конституционный статус». Указанные понятия рассматриваются с различных точек зрения. По мнению А.П. Багданова «Конституционный правовой статус является более широким понятием, так как особенности правого статуса устанавливаются на основании Конституции РФ и иных федеральных законов.» . Раскрывая конституционный статус личности, внимание сосредоточено на конституции государства. Обратимся к мнениям ученых. Колосова Н.М. раскрывает конституционный статус личности с точки зрения регулирования правовых норм Конституции РФ . Чепурнов В.А. указывает что правовой статус личности в узком смысле соответствует признакам конституционных норм. В широком смысле правовой статус личности включает не только нормы Конституции, но и других источников права .
Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина отражают важнейшие, основополагающие и взаимоотношения между государством и индивидом, т.е. жизненно важные для субъектов. Налагая на граждан основные обязанности, государство оставляет за собой возможность определять содержание и объем этих обязанностей путем принятия конкретных актов, определения условий их выполнения и принятия мер воздействия на тех, кто злонамеренно уклоняется от выполнения своих обязанностей.