Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. В настоящее время в условиях социально-экономического кризиса, снижения уровня жизни населения резко увеличилось количество детей, оставшихся без попечения родителей. По данным Госкомстата России, в стране насчитывается более 500 тысяч детей-сирот и детей, лишенных родительского попечительства, при этом 95% из них - дети, осиротевшие при живых родителях.
Исследования последних лет (А. Д. Виноградова, Л. Н. Галигузова, И. В. Дубровина, И. А. Залысина, М. А. Илюк, М. И. Лисина, М. Н. Лазутова, В. С. Мухина, А. М. Прихожан, А. Г. Рузская, Е. А. Стребелева, Е. О. Смирнова, Н. Н. Толстых, А. А. Хилько, Л. М. Шипицына и др.) показали, что у воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отмечаются особенности познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, неприспособленность к самостоятельной жизни, низкая социальная активность. Воспитание в условиях государственных сиротских учреждений, смена учреждений и опекунов ребенка, позднее усыновление являются теми факторами, которые травмируют психику ребенка, делают невозможной реализацию его потенциальных возможностей. Эти факторы надолго разрушают систему взаимоотношений ребенка с окружающим миром и вызывают серьезные вторичные нарушения физического, психического и социального развития.
Актуальность изучения нарушений речи и их коррекции у воспитанников детских домов определяется, прежде всего, значимостью речи в психическом развитии, в организации и развитии психической деятельности ребенка и в процессе его социальной адаптации.
Особенности речевого развития детей-сирот в психолого-педагогическом аспекте исследовались многими авторами (Е.В.Бордовская, Г.А.Волкова, Е.А.Стребелева, М.И.Лисина, М.А.Ярмакович). Однако проблема нарушений речи и их коррекции в логопедическом аспекте, особенно у детей младшего школьного возраста, является малоизученной.
Цель: Определить различие в развитии речи у воспитанников детских домов и детей живущих в семьях, а также рассмотреть условия, методы и пути коррекции речевого развития у воспитанников детских домов.
Объект: речевое развитие детей дошкольного воспитывающихся в условиях детского дома.
Предмет: организация логопедической работы с воспитанниками детского дома дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: Учитывая комплексный характер биологических и социальных факторов, обусловливающих возникновение нарушений речевого развития у воспитанников детского дома, можно предположить, что нарушения речи у этих детей представляют собой сложный системный речевой дефект, включенный в структуру психического дизонтогенеза, охватывающего как познавательную, так и эмоционально-волевую сферу.
В соответствии с целью и гипотезой в исследовании были поставлены следующие задачи:
Изучение литературы психолого-педагогическому сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Составление схемы диагностики речевого развития детей
Анализ условий совершенствования логопедической помощи в условиях детского дома.
Практическая значимость: Результаты исследования проблемы организации логопедической работы в условиях детского дома могут быть востребованы логопедами, руководителями образовательных учреждений, дефектологами, воспитателями, учителями.
Структура работы состоит из введения двух глав, заключения и списка использованной литературы
Глава 1. Диагностика и развитие речи у воспитанников детского дома в теоретическом аспекте
1.1. Особенности развития речи у воспитанников детского дома дошкольного возраста
Воспитание в учреждениях интернатного типа с жесткой регламентацией режима дня, доминированием авторитарного стиля воспитания обусловливают специфику психического, социально-эмоционального и речевого развития воспитанников детского дома, что проявляется в недоразвитии когнитивных процессов, коммуникативной активности и мотивационной сферы, в однообразии, примитивности эмоционально-экспрессивных средств общения, повышенной склонности к страхам, тревожности, беспокойству, агрессивности, эмоциональной холодности.
Дети, воспитывающиеся в учреждениях закрытого типа, отстают в развитии речи, что проявляется уже в период доречевых вокализаций: у воспитанников домов ребенка лепет появляется в период от 7 до 10 месяцев [1, c.76].Исследователи отмечают, что понимание речи у детей, воспитывающихся вне семьи, отмечается во втором полугодии жизни. При этом оно приурочено к конкретным и простым инструкциям. Развитие активной речи ограничивается построением двусловных предложений, слово продолжительно используется с целью привлечения внимания взрослого и налаживаниянепосредственно-эмоциональных контактов с ним. Эмоциональное общение со взрослыми у этих детей носит характер некоторой чрезмерности и экзальтации.
Условия ситуативно-личностного или непосредственно-эмоционального общения со взрослым ограничивают необходимость в применении слова для установления коммуникативного контакта, а также сферу его использования, сужая функции слова привлечением внимания взрослого, удерживанием его возле себя [17, c.13].Характеризуя активную речь детей из дома ребенка, М.И. Лисина выделила несколько уровней развития: первый уровень предполагал использование при общении сложных речевых конструкций, а второй отличался преимущественным использованием двусловных предложений: подлежащее-сказуемое, подлежащее-указательное местоимение. Для третьего уровня овладения активной речью было характерно произнесение отдельных слов (глаголы, существительные, местоимения), выступающих в роли целого предложения. Четвертому уровню соответствовало проговаривание ребенком отдельных слов с повторяющимися слогами, обозначающими конкретный предмет или лицо [17, c.45]. Лисина М.И. установила, что в большинстве случаев речь воспитанников домов ребенка соответствует 4 уровню овладения активной речью [18, c.78].
Неблагоприятные социальные условия, речевая недостаточность оказывает неблагоприятное влияние на становление коммуникативно-речевых способностей детей-сирот.
Нарушения речевого развития, отмечающиеся у детей-сирот раннего возраста, усугубляются и проявляются на протяжении дошкольного и младшего школьного возраста. Оно проявляется в фонетико-фонематическом, лексико-грамматическом недоразвитии, несформированности связной речи, в недостаточно сформированной произвольности в речевой деятельности, слабой речевой активности, примитивной форме общения [6,c.12].
Речевая недостаточность детей-сирот обнаруживается не только в понимании речи окружающих, но и вактивной речи. Вследствие сужения, дефицита контактов с внешним миром, представления о предметах и явлениях объективной реальности пассивный словарь воспитанников детских домов бедный, ограниченный рамками бытовой тематики.
Исследование словаря воспитанников детского дома свидетельствует о существенном расхождении в объеме активного и пассивного словаря. Пассивный словарь значительно преобладает над активным и переводится в актив крайне медленно.
Нарушение актуализации слов вызывает разнообразные ошибки, среди которых чаще других возникают замены слов на основе неверного выбора семантических признаков слова. При этом следует отметить, что большинство лексических нарушений у детей детского дома связано с затруднением процесса поиска слова, что может быть обусловлено не только языковыми нарушениями, но и ограничением социальных контактов, особенностями общения, возникающими в условиях обучения и воспитания детей детского дома. В речи воспитанников детского дома ограничен круг нормативного использования прилагательных.
В определенной мере это объясняется тем, что прилагательные требуют для своего усвоения знания цвета, формы, величины. Возникающие при назывании прилагательных сложности могут являться следствием нерасчлененности, недифференцированности восприятия, характерного для ситуации «сенсорного голода», встречающейся у детей, лишенных родительского попечительства [13, c.19].
Фрагмент для ознакомления
3
1) Бедалова Ш.Г., Фролова О.В., Ляксо Е.Е. Особенности речи воспитывающихся в детском доме детей 5-6 лет с нарушениями в развитии // Проблемы онтолингвистики – 2018. – 2018. – С. 248-251. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44777883
2) Бедалова Ш.Г., Фролова О.В. Особенности речи детей дошкольного возраста, воспитывающихся в детском доме // Материалы XXII съезда физиологического общества им. И.П. Павлова с международным участием. – М.: Истоки. – 2017. – С. 2255-2257. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35528823
3) Бодягина И.С. Психологические особенности детей, воспитывающихся в условиях детского дома // Образовательная социальная сеть. – 2013. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/02/07/psikhologicheskie-osobennosti-detey
4) Божович Е.Д. Диагностика языковой компетенции старших дошкольников и первоклассников. – М.: Дрофа. – 2012. – 106 с.
5) Бойков Д.И., Бойкова С.В. Общение детей с проблемами в развитии. – М.: Пресс-бук. – 2021. – 290 с.
6) Вершинина В.В. Образование как фактор реабилитации детей и подростков в условиях приюта: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. – Спб. – 1999. – 15 с.
7) Ворошнина Л.В. Развитие речи и общение детей, не посещающих ДОУ. – 2021. – М.: Педагогика. – 176 с.
8) Гербеев Ю.В., Виноградова A.A. Система воспитательной работы в детских домах: Пособие для воспитателей. М.:Астрель. – 2021. – 172 с.
9) Гордеева A.B. Реабилитационная педагогика: от терапии к практике. – М.: АСТ-пресс. – 2021. – 211 с.
10) Грабенко, Т. М. Чудеса на песке. Песочная игротерапия / Т. М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. – 50 с.
11) Иванова Н.П. Воспитание и развитие детей в детском доме: Хрестоматия для работников учреждений образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. – М.: АПО. – 2018. – 103 с.
12) Конвенция о правах ребенка и законодательство российской Федерации: Справочник. 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Гос. НИИ семьи и воспитания. – 2001. – 288 с.
13) Кириллова, Ю. А., Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4—7 лет / Ю.А. Кириллова, М. Е. Лебедева, Н. Ю. Жидкова. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005 - 224 с.
14) Коробейникова Л.A., Одинцова Л.H., Шамахова H.H. Детский дом как педагогическая система: организация жизнедеятельности по семейному принципу: Монография Вологда. – 2005. – 194 с.
15) Кузнецова В.В. Методологические основы социофонетики // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – №1. – С.87-88. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12899617
16) Лауткина С.В., Рулева Ж.А. Развитие речи воспитанников детского дома методом комментированного рисования // Вестнiк Вiцебскага Дзяржаунага унiверсiтэта. – 2013. – №5. – С. 113-116. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20411107
17) Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М.: Изд-во «Институт практической психологии». – 1997. – 384 с.
18) Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика. – 2017. – 145 с.
19) Логопед -Сфера Гость номера – Галина Анатольевна Волкова [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://logoped-sfera.ru/gost-nomera-galina-anatolevna-volkova
20) Мирнова С.А. Дефектология Проф. О работе учителя-логопеда в дошкольном детском доме [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/o_rabote_uchitelya_logopeda_v_doshkolnom_detskom_dome/
21) Минкова Э.А. Особенности личности ребенка, воспитывающегося вне семьи // Очерки. О развитии детей, оставшихся без родительского попечения. – М.: Педагогика. – 2017. – №4. – С. 9-10.
22) Протасова Е.Ю. Теория и методика развития речи дошкольников. – М.: Юрайт. – 2020. – 208 с.
23) Терехова З.М. Система логопедической работы по коррекции нарушений речевого развития детей в условиях детского дома // Диссерт. канд. пед. наук. – 2012. – 270 с.
24) Тихеева Е.И. Развитие речи детей. – М.: Юрайт. – 2020. – 161 с.
25) Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М.: Издательство института психотерапии. – 2022. – 256 с.
26) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://pravobraz.ru/wp-content/uploads/2014/01/%D0%A4%D0%93%D0%9E%D0%A1_%D0%B4%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D0%B01.pdf
27) Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение. – 2012. – 274 с.
28) Фролова О.В., Ляксо Е.Е. Акустические характеристики речи детей в диалогах со взрослым и сверстником: детский дом – семья, типичное развитие – интеллектуальное нарушение // Комплексы исследования детства. – 2020. – №2. – С. 98-108. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44164899
29) Черкасова И.П. Педагогические условия реабилитации подростков в лечебно-профилактическом учреждении: Автореф. дисс. к.п.н. М. 2007. – 29 с.
30) Шипицина Л.М., Иванов Л.С., Виноградова А.Д. Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации. – СПб.: Питер. – 2008. – 78 с.
31) Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Академия. – 2006. – 364 с.