Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Дошкольное детство - важнейший период в нравственном становлении личности. Одним из направлений в нравственном развитии ребёнка является воспитание культуры поведения.
Воспитание культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе культуры поведения, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.
Воспитание культуры поведения дошкольников в рамках федерального государственного стандарта дошкольного образования реализуется через образовательную область «Социально-коммуникативное развитие» и в настоящий момент становится одним из приоритетных направлений в педагогике.
Разные аспекты формирования культуры поведения дошкольников отражены в исследованиях: Л.И. Дурандиной, Л.В. Лидак, С.В. Петериной (формирование культуры поведения дошкольников в разных видах деятельности: игровой, учебной, трудовой); Г.Н. Годиной, С.А. Козловой, В.Г. Нечаевой, С.В. Петериной, (педагогические условия формирования культуры поведения); Н.Я. Михайленко, А.П. Усовой (влияние сюжетно-ролевой игры на формирование культуры поведения).
Старший дошкольный возраст является важнейшим периодом в нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе игровой, обучающей деятельности, имеющей морально ценную значимость. Все это является для ребенка источником приобретения опыта моральных отношений, усваивает правила поведения, элементарную культуру деятельности, культуру речи, и, главное, у него сформируется эмоционально нравственное отношение к окружающему миру.
Объект исследования – культура поведения детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – процесс воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования изучить педагогические условия формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретическую литературу по теме исследования;
2. Проанализировать понятие «культура поведения» в психолого-педагогической литературе;
3. Изучить особенности воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста;
4. Провести диагностику уровня сформированности культуры поведения детей старшего дошкольного возраста;
5. Подобрать методы, формы и средства воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент (констатирующий этап), метод количественной и качественной обработки данных.
База исследования:
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, список использованной литературы, приложения.
Глава 1. Теоретические основы воспитания культуры поведения детей дошкольного возраста
1.1 Понятие «культура поведения» в психолого-педагогической литературе
В истории педагогики и образования учеными и практиками всегда признавалась значимость духовного, нравственного и духовно-нравственного воспитания личности. Актуальность этих направлений воспитания непреходяща, поскольку проблемы, связанные с развитием ценностно-смысловой сферы личности, трудно разрешимы, и во многом их решение зависит от мировоззренческих установок государства, общества, педагогов, родителей [18].
Идеи духовно-нравственного воспитания берут начало в трудах отечественных ученых: Н.И. Новикова, К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, Н.И. Ильминского, И.А. Ильиского, С.А. Рачинского, К.П. Победоносцева и других. В этот период получили распространение представления о воспитании как «вопросе жизни», «о всестороннем изучении человека в целях воспитания», о «воспитании человека духовно-нравственного» [15, с.41].
Нравственное воспитание определяется как целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств, выработка навыков и привычек нравственного поведения.
Нравственное воспитание определяется как «особая форма многогранного процесса развития человека: сознательное и систематическое культивирование общечеловеческих нравственных качеств, организуемое и направляемое освоение моральных ценностей, формирование способностей жить согласно нормам и принципам морали с целью воплощения их в практической деятельности» [19].
Основными задачами нравственного воспитания детей дошкольного возраста являются: формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек культурного поведения, нравственных представлений и мотивов поведения.
Одним из важных аспектов нравственного воспитания является проблема формирования культуры поведения.
С.В. Петерина понятие «культура поведения дошкольника» рассматривает как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности [14].
Л. С. Выготский отмечал, что в процессе своего развития ребенок усваивает не только содержание культурного опыта, но приемы и формы культурного поведения, культурные способы мышления [4].
И.В. Дубровина рассматривает культуру поведения, как образ жизни и действий, который отражает сущность личности человека, особенности его характера, темперамента, а также потребности, взгляды, убеждения, вкусы, привычки, желания [6].
С точки зрения И.Н. Курочкиной, культура поведения – это совокупность форм и способов поведения, выражающих нравственные и эстетические нормы общества [12].
В целом, анализируя данные определения, можно заключить, что культура поведения выражает, с одной стороны, нравственные требования общества, закрепленные в нормах, принципах и идеалах, с другой — усвоение положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки и действия детей.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бархатова П.И. Воспитание культуры поведения / П И. Бархатова // Дошкольное воспитание - 2018. - № 11. - 18–25 с.
2. Безгина О. Ю. Речевой этикет старших дошкольников: Методическое пособие для воспитателей. – М. : Мозаика - Синтез, 2004. – 40с.
3. Буре, Р. С. Как поступают друзья: воспитание гуманных чувств и отношений: пособие для проведения бесед с дошкольниками 5–7 лет / Р. С. Буре. — М.: Детство — Пресс, 2005. — 24с.
4. Выготский Л. С. Психология развития человека. - М.: Издательство «Смысл», 2017.- 615 с.
5. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. –– М.: «ЧеРо», при участии издательства «Юрайт», 2002. – 336 с.
6. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Издательский центр «Академия», 2017. -320 с.
7. Зерщикова И.В., Соколова Г.В. Воспитание культуры поведения дошкольников // Образование и воспитание. - 2015.- № 4. - 17 с.
8. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст] / И.А. Зимняя – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 42 с.
9. Есина, Л. Д. Воспитание культуры поведения у старших дошкольников / Л. Д. Есина. - Москва : Скрипторий 2003, 2008. – 94 с.
10. Ковалева М.В. К вопросу воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста на занятиях // Молодой ученый. - 2016. - № 7. - 39 с.
11. Козлова С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире / С.А. Козлова // Дошкольное воспитание. 2017. - № 9. - 98 с.
12. Курочкина И.Н. Этикет для детей и взрослых / И.Н. Курочкина. - М., 2010. — 148 с.
13. Маслова Е.А., Общие закономерности динамики самооценки в онтогенезе [электронный ресурс]: Режим доступа: http://ucheba.com/met_rus/k_psihologiya (дата обращения 12.03.22).
14. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1986. – 96 с.
15. Социально-образовательное проектирование в духовно-нравственном становлении будущего педагога. Методическое пособие / Под ред. П.А. Кислякова, Е.А. Шмелевой. – Шуя: Издательство Шуйского филиала ИвГУ, 2016. – 83 с.
16. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: учеб.пособие для студ. пед. учеб. заведений. 5-е изд. перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 336 с.
17. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.
18. Шитякова, Н.П. Духовно-нравственное воспитание школьников: проблемы, теории, технологии [Текст: учебное пособие / Н.П. Шитякова, И.В. Верховых. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016. – 197 с.
19. Щеулова Е.А., Николаева А.Е. Духовно-нравственное воспитание современной молодежи как основа формирования и развития личности // Современные научные исследования и инновации. - 2016. - № 12.
20. Эльконин Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. - Москва: Изд. центр «Академия», 2004. - 384 с.