Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что сегодня перед молодыми людьми встает вопрос о необходимости профессионального развития. Одним из таких способов является повышение уровня своего внимания.
В этом отношении нужно сказать, что внимание – это один из тех психических процессов, про которые с одной стороны психологии известно многое, но в тоже время практически ничего. Особенно это касается индивидуального поиска способов повышения качества и возможностей внимания.
Можно сказать, что сегодня константой стандартного объема внимания можно назвать размер кратковременной памяти, т.е. 7 ± 2 знака. Эта та первая информация, которую выделяет мозг в общем потоке информации. Остальные данные человеку необходимо повторять и уточнять.
В этом отношении весьма наглядным примером является своеобразная попытка жульничества опрашиваемых респондентов, которые во время тестирования пытаются заранее прочитать текст задания или сразу же пытаются найти в тексте задания искомые буквы еще до момента официального начала тестирования.
С другой стороны нужно сказать, что психология сделала серьезный шаг в сторону попытки найти оптимальный способ структурирования и поднесения информации, при котором человеческое сознание сможет сразу же начать внимательно изучать данный материал. Именно отсюда берут свое начало мнемические схемы распределения данных и т.д.
Однако пока что является константой тот факт, что внимание зависит от индивидуальных особенностей человека. Особенно от этого зависит произвольное внимание. Человек способен моментально запомнить короткий неприличный стишок, но в тоже время он будет долго запоминать короткую формулу скучного химического вещества или определение какого-то процесса или явления.
Цель исследования – выявить особенности экспериментального изучения свойств внимания.
Объект исследования – внимание.
Предмет исследования – Методы экспериментального изучения свойств внимания.
Задачи исследования:
1. Дать определение внимания.
2. Дать характеристику основным методам изучения внимания.
3. Выявить особенности исследуемой группы и методов исследования.
4. Выявить особенности экспериментального изучения свойств внимания.
5. Сделать выводы по итогам исследования.
1. Теоретическая часть
1.1. Понятие и виды внимания
Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо предмете, явлении, деятельности. Направленность означает выбор объекта, а сосредоточенность — отвлечение от других объектов.
Человек перерабатывает не всю информацию, которая поступает к нему из окружающего мира. Среди всех стимулов, воздействующих на организм человека, отбираются лишь те, которые связаны с потребностями и интересами каждой личности, с ее ожиданиями, целями, задачами. Т.е. внимание зависит от потребности и интересов человека, от степени новизны объекта. Таким образом, громкие звуки и яркие вспышки привлекают внимание. Это связано не просто с их повышенной интенсивностью, но и с тем, что такая реакция отвечает потребности живого существа в безопасности.
Внимание может определять наши победы в учебе, работе, а отсутствие внимания может стать причиной поражений. Особенности внимания диагностируются при приеме детей в учебные заведения, при отборе на разные профессии и должности, а так же для определения состояния человека в определенное время. Известно, что показатели внимания отдельного человека могут значительно варьироваться в зависимости от утомления и общего состояния организма, от условий среды, а также от отношения человека к соответствующей деятельности [1, с. 34].
Изучение и трактовка феномена внимания вызывает определенные трудности у психологов. Это связано, как минимум, с тем, что процесс внимания, на первый взгляд, нигде не выступает изолированно от других психических процессов и феноменов. В некоторых теоретических подходах (например, гештальтпсихология) внимание рассматривается даже как побочный продукт или характеристика других процессов, а не как самостоятельный психический процесс.
Раздражитель принимается органами чувств и по проводящим путям идет в кору больших полушарий мозга. Там формируется очаг возбуждения, а вокруг него все зоны входят в состояние торможения.
Направленность и сосредоточенность психической деятельности могут носить произвольный и непроизвольный характер.
Когда деятельность захватывает, и мы занимаемся ею без каких-либо волевых усилий, то направленность и сосредоточенность психических процессов носит непроизвольный характер. Когда мы знаем, что нам надо выполнить определенную работу, и беремся за нее в силу поставленной цели и принятого решения, то направленность и сосредоточенность психических процессов уже носит произвольный характер. Но существует и смешанный вид внимания, когда направленность и сосредоточенность психических процессов носит с начала произвольный, а потом непроизвольный характер.
Таким образом, можно сделать вывод, что внимание сегодня оценивается психологами как психический процесс, связанный с возможностью сознания человека произвольно или целенаправленно наблюдать за тем или иным явлением, процессом, состоянием и т.д.
Эффективность внимания связана с тем насколько наблюдаемое явление интересно человеку. Другими словами сам человек может наблюдать за чем-то, будучи собранным и сконцентрированным. В этом случае он будет отмечать, и замечать любые нюансы и тонкости.
В противном случае человек будет расслаблен и не сможет выполнить поставленную задачу по обнаружению каких-то маленьких нюансов. Именно по этой причине работа, связанная с внимательностью или необходимостью постоянно переключать внимание считается наиболее сложной.
В целом нужно отметить, что благодаря заложенным в внимание свойств или функций человек может использовать внимание избирательно, конкретно и опять таки эффективно. В то же время как уже говорилось выше внимание – это творческий процесс, требующий от человека определенного настроя. Даже в случае прохождения тестовой методики.
1.2. Способы экспериментально исследования внимания
Методики диагностики объема внимания [7, с. 90]
Оценка объема динамического внимания при помощи таблиц Горбова (35*35 см) и указки. Такое исследование должно проходить субъективно. Испытуемому дается инструкция, согласно которой он должен показать указкой все числа от 1 до 25. Важно, чтобы человек находился на таком расстоянии от таблицы, чтобы ее полностью видеть.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева В.С., Смирнова А.О. Современная психология. История отечественной и иностранной научных школ. – Казань: Меридиан, 2018. – 474 с.
2. Владимиров Н.С., Корнеев Е.М. Экспериментальная психология. Цели. Задачи. Виды. – Воронеж: Альянс, 2017. – 522 с.
3. Дмитриев П.И., Тимофеев Г.С. Исследование внимания. Исследователи и их подходы. – Мурманск: Полярные зори, 2017. – 389 с.
4. Жилина Е.Ю. Экспериментальное исследование внимания в психологии. Развитие и совершенствование. – Волгоград: Пламя, 2019. – 477 с.
5. Лебедев О.М., Носов М.С. Российская экспериментальная психология. Достоинства и недостатки. – Екатеринбург: Капитолий, 2017. – 476 с.
6. Медведева Н.А. Петрова М.С. Исследование психических процессов и состояний. Экспериментальная психология. – Казань: Пальмира, 2018. – 432 с.
7. Пономарева Л.В., Васильева О.В. Психодиагностика внимания и памяти. Современные методы. – Новосибирск: Азимут, 2019. – 687 с.
8. Семенов О.В. Борисов А.В. Экспериментальная психология. Актуальные проблемы. – Воронеж: ИД Ярус, 2019. – 531 с.
9. Смирнова А.О., Федорова Г.В., Алексеева Т.В. Практикум по экспериментальной психологии. – Чебоксары: Вершина, 2018. – 558 с.
10. Тихонова Е.Е. Теория и практика экспериментальной психологии. Справочник психолога. – Екатеринбург: Полис, 2017. – 1289 с.
11. Утина И.В., Проводина Г.П. Теория и практика экспериментальной психологии. Плюсы и минусы. – Нижний Новгород: Фара, 2018. – 623 с.
12. Фадеева А.Ю. Экспериментальная психология. Вчера. Сегодня. Завтра. – Омск: СпецЛит, 2020. – 588 с.