Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях демографического кризиса и экономического спада государство и работодатели сталкиваются с необходимостью оптимизации трудовых процессов и управления человеческими ресурсами. Одним из самых действенных способов повышения эффективности организации является система стимулов. Эта система включает в себя несколько ключевых этапов: привлечение талантливых специалистов, создание условий для реализации их творческого потенциала и использование разнообразных техник стимулирования для поддержания профессиональных ценностей.
Мотивация — это внутренние факторы, которые определяют выбор и поведение человека. В отличие от стимулов, которые исходят из внешней среды, мотивация находится внутри человека и имеет более глубокий характер. Стимулы могут давать лишь временный результат, если они не соответствуют мотивации человека. Чтобы эффективно управлять производительностью сотрудников, сначала нужно выяснить, что мотивирует их хорошо работать.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в современных условиях рынка труда организации сталкиваются с проблемой оттока квалифицированных кадров и необходимостью повышения их лояльности и эффективности. Система мотивации в социальной политике организации может способствовать решению этих проблем, если она будет адекватно отражать потребности и интересы сотрудников и соответствовать целям и стратегии организации.
Целью данной работы является изучение системы мотивации в социальной политике организации.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- изучить понятие и сущность мотивации;
- исследовать методы оценки эффективности системы мотивации;
- дать краткую характеристику организации;
- проанализировать анализ и оценку эффективности мотивации
- разработать систему мотивации грейдов на базе KPI и расчет экономической эффективности.
Объектом исследования является персонал Управления загс Республики Карелии.
Предметом исследования является система мотивации в социальной политике организации Управления загс Республики Карелии.
Теоретической основой работы являются труды отечественных и зарубежных авторов по проблемам мотивации персонала, социальной политики организаций, управления человеческими ресурсами.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, восьми подпунктов, заключения, списка используемых источников и приложений.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Понятие и сущность мотивации
Мотивация представляет собой процесс, который имеет отношение к добровольным действиям человека, то есть определяет его поведение через побуждение. Понятие «мотивация» (лат. «mоtivatio» – двигать, побуждать) предполагает побуждение человека к выполнению действий. Это сложный динамический процесс, который лежит в основе поведения человека. Мотивация заставляет человека хотеть что-либо и двигаться в сторону желаемого.
Термин «мотивация» впервые ввел в оборот немецкий философ, известный мыслитель А. Шопенгауэр. Он употребил это слово для объяснения поведения человека [1, с. 149].
В определении мотивации нет однозначного толкования. Однако в основе всех определений мотивации лежат потребности как сильнейший побудитель индивида к действиям.
Для более детального изучения термина «мотивация» рассмотрим ее составляющие понятия: потребность, мотив, мотивирование, стимулирование, стимул (рисунок 1).
Рисунок 1 – Мотивационный процесс
Составлено автором
Основным компонентом личности служит способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. Потребности являются центральным понятием теории мотивации. Неутолимая жажда человека удовлетворить свои потребности во благах – основной двигатель поведением человека.
В поведении человека содержится конкретный план действий и конечная цель. Цель служит в данном случае направляющим вектором мотивации человека. Мотивация обуславливается потребностями человека, что ведет к побуждению себя и других к достижению целей.
В самом общем виде иерархическая система потребностей предложена А. Маслоу (рисунок 2).
Рисунок 2 – Иерархия потребностей А. Маслову
Мотивы лежат в основе действий и поступков человека. То есть мотив вызывает определенные действия. Мотивы человека постоянно меняются в зависимости от внутренних факторов и изменений окружающей среды. Мотив направляет на удовлетворение потребности. Так человек получает желаемое – достигает цели [2, с. 35].
Мотивация обуславливается потребностями человека, что ведет к побуждению себя и других к достижению целей. Мотивационные процессы выступают в роли мотивов.
Цель мотивации – формирование условий, побуждающих человека к действиям, направленных на достижение цели. Под воздействием мотивационного механизма происходит развитие личности. Через данный механизм определяется отношение человека к себе, к труду, к окружающему миру. Человеческое поведение в системе мотивации нацелено на результат. Но не всегда мотивация приводит к наступлению удовлетворения.
В теории мотивации стимулы – это то, что вызывает определенный мотив в действие. Стимулами могут быть всё, что имеет материальную и моральную ценность для индивида (работника). Например, предметы, обещания, действия, возможности, результат действий и др. Стимул не обязательно должен быть осознанным. Кроме того, для разных людей один и тот же стимул может оказать разное воздействие.
Для мотивации используются различные стимулы. Этот процесс называется стимулированием. Мотивирование и стимулирование иногда используются как синонимы. Стимулирование – процесс, который носит управленческий характер и применяется для побуждения персонала более активно работать [4, с. 98].
Различают материальные и нематериальные (нефинансовые) формы стимулирования. Материальное стимулирование оказывает более действенное влияние на повышение производительности труда работников.
Некоторые современные толкования понятия «мотивация» приведем в таблице 1 [7, с. 267].
Таблица 1 –Современные трактовки понятия «мотивация»
Автор Трактовка
О.С. Виханский Мотивация – это процесс формирования и поддержания интереса к деятельности, связанной с решением определенных задач.
Б.М. Генкин Мотивация определяет степень участия человека в деятельности, его усилия и настойчивость в достижении желаемых результатов.
М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури Мотивация зависит от внутренних (ценности, убеждения, потребности) и внешних (вознаграждение, наказание, признание) факторов, которые влияют на выбор человеком того или иного вида деятельности.
В.А. Дятлов Мотивация может быть внутренней (самореализация, самосовершенствование) или внешней (материальное вознаграждение, социальный статус).
И.В. Гущина Мотивация труда – это процесс формирования и поддержания интереса к трудовой деятельности, связанной с удовлетворением профессиональных и личных потребностей работника.
Г.Г. Зайцева Мотивация труда зависит от условий труда, организации труда, стиля руководства, корпоративной культуры и других факторов.
А.П. Егоршин Мотивация – осуществляется посредством различных методов и приемов, таких как постановка целей, обратная связь, поощрение, стимулирование, манипулирование и другие.
По мнению В.А. Балаве, мотивация является активным стремлением человека к самореализации. Стремление заложено человеку на генетическом уровне. Устойчивое стремление человека к действиям приводит к достижению цели [7, с. 267].
Г.Ю. Юаласян, А.А. Святченко считают мотивацию системой побуждения к определенной деятельности. По мнению авторов, мотивация выражается через систему мотивов, активирующих человека к действиям [8, с 430].
Таким образом, сделаем вывод, что проведенный нами анализ понятия «мотивация» показал, что ядром всех определений является процесс побуждения индивида к действиям. Через активизацию поведения человека можно добиться достижения желаемого, удовлетворения потребностей. Мотивация способствует решению организацией своих задач.
Мотивация служит побудительной силой человека к труду. Она характеризуется желанием человека, направленным к осуществлению той или иной деятельности. У индивида возникает такое состояние по причине наличия у него потребностей. Поэтому именно мотивами к действию определяются потребности.
1.2. Методы оценки эффективности системы мотивации
Для того, чтобы эффективно управлять мотивацией персонала необходимо четко сформировать концепцию мотивации. Основная задача концепции мотивации персонала - достичь первостепенную миссию хозяйствующего субъекта посредством сохранности и выбора высококвалифицированного персонала, а также мотивации производительности труда. Наличие разных способов управления персоналом обуславливается существующей организационной целью хозяйствующего субъекта, которая нацелена на эффективность от инвестиций.
Анализируя эффект как условный коэффициент, который отражает результат связи потраченных денег к следствиям, полученные согласно завершении мероприятия, отметим, что главными расходами на штатных сотрудников хозяйствующего субъекта станут заработная плата, работа по притягиванию нового штата, поощрение, переподготовка кадров, усовершенствование условий труда [9, с. 263]
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Абрамова, С. В. Мотивация и стимулирование труда персонала / С. В. Абрамова // Проблемы современной экономики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2019 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2019. — С. 149-153.
2. Авдеев Д.Д., Коршикова М.В. Мотивация персонала как залог повышения эффективности трудовой деятельности // Вектор экономики. 2020. № 7(49). С. 35-44.
3. Адер А.В., Емец М.С., Криволапов В.Г. Корреляционная зависимость профессиональных и образовательных стандартов при подготовке инженерных кадров в CITISE http://ma123.ru ЦИТИСЭ №3 (33) 2022 ISSN 2409-7616 446 контексте реализации национальной системы квалификаций // ЦИТИТСЭ. 2020. № 2(24). С. 291-307.
4. Айдамирова А.А., Кубекова А.С. Взаимосвязь уровня профессиональной мотивации и оценкой эффективности работы персонала // Психология. Историкокритические обзоры и современные исследования. 2020. Т. 9, № 5-1. С. 98-105.
5. Алавердов, А.Р. Управление человеческими ресурсами организации / А.Р. Алавердов. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Университет «Синергия», 2017. – 681 с. : ил., табл. – (Университетская серия). – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/.
6. Александрова Н.А, Воронин Б.А., Набоков В.И., Петрова Л.Н, Фатеева Н.Б Управление персоналом организации: учебник / под ред. Н.А. Александровой. Екатеринбург Издательство Уральского государственного аграрного университета. 2017.
7. Балаев В.А., Гридчин В.С., Чаплыгин Н.А. Мотивация персонала. Современные подходы в мотивации персонала//В сборнике: Молодой исследователь: вызовы и перспективы. Сборник статей по материалам CLX международной научно-практической конференции. Москва, 2020. С. 267-271.
8. Баласанян Г.Ю., Святченко А.А. Материальная мотивация работников // В сборнике: Управление в XXI веке - проблемы и перспективы. Материалы Международной научно-практической конференции (посвящённой 100-летию Кубанского государственного аграрного университета имени И.Т. Трубилина и 20-летию факультета управления Кубанского государственного аграрного университета имени И.Т. Трубилина). Под общей редакцией Е.Н. Белкиной, А.С. Поповой, Е.А. Янпольской. Краснодар, 2021. С. 430-433.
9. Бондаренко Д.В., Бондаренко Т.С. Совершенствование системы мотивации персонала в организации // Аллея науки. 2021. Т. 2, № 6(57). С. 263-266. 14. Бугаева М.В., Белоконева А.М., Черанева М.Э. Основы теории мотивации персонала//В сборнике: Научная весна-2021. Экономические науки. Сборник научных трудов: научное издание. Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ в г. Шахты. 2021. С. 11-17.
10. Дейнека, А.В. Управление человеческими ресурсами / А.В. Дейнека, В.А. Беспалько. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2018. – 389 с.
11. Дрожалкин В. А. Понимание мотивации как побудителя человеческой активности // Молодой ученый. – 2017. – № 8 (88). – С. 848-850.
12. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2016. – 371 с. 28. Казаков А.Н. Совершенствование системы мотивации персонала//NovaInfo.Ru. 2021. № 124. С. 13-14.
13. Канова Н.А., Петрова Л.Н. Исследование системы мотивации персонала в организации//В сборнике: Экономические и кадровые аспекты развития агропромышленного комплекса. Екатеринбург, 2021. С. 145-150.
14. Колесникова А.Н. Роль управления мотивацией трудовой деятельности в системе управления персоналом // Экономика и социум. 2019. № 10(65). С. 212-216.
15. Константинова И.В., Костикова В.О. Управление системой мотивации персонала производственного предприятия с использованием KPI // Евразийский союз ученых. 2019. № 10-4(67). С. 32-37.
16. Кочанова А.А. Современная практика мотивации персонала//Экономика и социум. 2020. № 12-1 (79). С. 663-666.
17. Краснова Н.В. Система грейдов: как связать оценку и материальную мотивацию // Мотивация и оплата труда. 2022. № 1. С. 16-30.
18. Куренкова В.Д. Материальная мотивация как универсальный элемент эффективного управления персоналом // Экономика и социум. 2020. № 8 (75). С. 216-218.
19. Скоробогатова В.В., Бакуридзе Н.С. Мотивация и стимулирование персонала в трудовой деятельности//Вестник Керченского государственного морского технологического университета. 2021. № 1. С. 234-244.
20. Старчикова Е.А., Тулубаева Д.А. Сущность мотивации и стимулирования в системе управления персоналом//Экономика и социум. 2021. № 1-2 (80). С. 459-463.
21. Шипелин К.А. Мотивация и стимулирование персонала, как элементы системы мотивации персонала//Академия педагогических идей Новация. Серия: Студенческий научный вестник. 2020. № 6. С. 31-34.
22. Шишкина Д.Ф., Савина В.А., Красов И.С., Усов М.А. Роль материальной мотивации в достижении экономической эффективности организаций // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. № 4. С. 219-221.