Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время укрепление государственности тесно связано с укреплением власти, качественным укреплением и развитием механизмов и структур государственного управления - и, прежде всего, "личностной составляющей" аппарата государственной службы.
В сложном, динамичном, быстро меняющемся мире, на наш взгляд, решение этой проблемы возможно в процессе координации взаимодействия государственных и общественных институтов, направленных на стабилизацию общественного развития. Анализ новейшей истории и мировой практики развития института государственной службы позволяет определить содержание найденных ответов и суть выработанных формул реагирования на изменения, происходящие в разных странах и культурах, проследить возможности и пределы используемых подходов.
Многие ученые, политики, общественные деятели, люди разных взглядов и убеждений выражают уверенность в том, что институт государства способен представлять общие потребности и частные интересы граждан, отдельных социальных слоев, различных экономических, общественных и политических объединений. При этом государственные институты должны взять на себя не столько контролирующие, силовые функции, сколько координирующие и обслуживающие, что, в свою очередь, предполагает, во-первых, изменение смысла и деятельности государственных служащих, во-вторых, трансформацию отношений между аппаратом управления ("бюрократией") и обществом в целом.
В условиях возросшего спроса общества на эффективное государственное управление все большее значение приобретает профессиональная этика государственных служащих как в России так и за рубежом. Это во многом объясняет повышенный интерес исследователей к данной проблеме.
В научной литературе существует значительное количество определений профессиональной этики, которая, так или иначе обозначить это целостное явление.
Объектом исследования выступают отношения, возникающие в области регламентирования должностной этики государственных служащих в зарубежных странах.
Предметом исследования являются компоненты профессиональной этики государственной гражданской службы в зарубежных странах.
Целью исследования выступает изучение должностной этики государственных служащих в зарубежных странах.
Для достижения указанной цели были поставлены задачи:
- рассмотреть историческое развитие института этики государственных служащих зарубежных стран;
- изучить современное регулирование должностной этики государственных служащих в зарубежных странах
- рассмотреть регулирование нравственных отношений в системе государственной службы зарубежных стран;
- проанализировать законодательное закрепление этических требований и их кодирование;
- провести сравнительный анализ этических требований государственных служащих в Российской Федерации и в зарубежных странах
Методологию исследования составили методы научного познания, анализа и синтеза.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования, включает в себя введение, три главы, заключение и список использованной литературы.
Глава 1. Генезис и современное состояние этики государственных служащих в зарубежных странах
1.1 Историческое развитие института этики государственных служащих зарубежных стран
В нашей истории были чиновники, показавшие примеры истинного служения Отечеству, «государственники» в самом высоком смысле этого слова. Достаточно вспомнить, например, прогрессивную роль бюрократии в период реформ Александра II, а также деятельность П.А. Столыпин, С.Я. Витте, М.М. Сперанский, А.М. Горчакова, В.А. Головина, С.А. Муромцев и др.
Чиновничество, несмотря на все пороки, вообще одно из самых древних и важных «изобретений» цивилизации. В глазах населения государственные служащие представляют государство, в связи с чем важной задачей является повышение их общественного авторитета.
Нравственные идеалы, нравственные принципы и общепрофессиональные идеалы определяют поведение людей любой профессии и особенно на государственной службе с учетом того, что государственные служащие являются проводниками государственной политики, обеспечивая взаимодействие между ней и ее гражданами. То есть речь идет о профессиональной этике, этике государственного служащего, административной этике.
Этика государственного служащего – это система общих ценностей и правил, регулирующих отношения на государственной службе между руководителями и подчиненными, коллегами в процессе их совместной деятельности, между государственными служащими и гражданами. Именно государственная этика способствует реализации нравственных ценностей работников при исполнении профессиональных обязанностей.
Этическая составляющая государственной службы оказывает огромное влияние на эффективность государственной службы, а иногда и большее, чем профессионализм и компетентность.
Профессиональная этика государственных служащих тесно связана с такими понятиями, как «профессиональная честь», «профессиональное достоинство», «профессиональный долг». Именно эти понятия определяют значимость этой профессии для общества и государства, формируют внутреннее убеждение человека в том, что его труд значим и необходим для общества и государства. Осознание важности профессии очень важно для государственных служащих, как для тех, кто уже работает, так и для тех, кто выбирает для себя эту сферу деятельности.
Именно это формирует профессиональное достоинство, самоуважение, профессиональную честь. Не случайно до революции честь означала наличие высокого чина, соответствующего должности. В словаре В. Даля понятие «честь» наделялось совокупностью высших морально-этических принципов личности.
Кроме того, это понятие подразумевает гражданскую честь (радость за отечество) и служебную честь (служение государству, отечеству, народу). Профессиональная честь и профессиональное достоинство составляют основу профессиональной морали, включающей в себя такое понятие, как «профессиональная справедливость».
Основные понятия и принципы профессиональной этики составляют основу этики государственного служащего. Б. Франклин отмечал, что главное в государственной службе не прибыль, а честь.
Среди условий поступления на государственную службу в России в XIX веке наряду с происхождением, возрастом, знаниями, гражданством была и гражданская честь. Чистая совесть и уважение к другим часто важнее денег. Это то, что Адам Смит назвал «моральным чувством».
Профилактика негативных явлений на государственной службе во многом основывается на воспитании принципов административной морали, этических принципов. Такие принципы и этические нормы закреплены в этических кодексах.
Кодексы этики призваны установить моральные принципы. Их цель — заставить человека гордиться тем, что на государственной службе он воплощает в себе все принципы, перечисленные в кодексе. Это своеобразная присяга, дающая право на профессиональную деятельность в государственных или муниципальных органах.
Принимая такую присягу, государственные служащие понимают, что нарушение изложенных в них положений приведет к осуждению коллег или к каким-либо санкциям. В связи с этим можно предположить, что при соблюдении норм, предусмотренных кодексами этики, злоупотреблений и нарушений будет меньше.
Такие коды давно и успешно используются врачами и юристами. Как известно, врачи видят свою цель в оздоровлении людей, а юристы – в обеспечении законности действий своих клиентов. Цель менеджера – служить государству, обществу и отечеству. Государственные служащие являются гарантом стабильности государства и его лояльности по отношению к своим гражданам. Они должны обеспечить прозрачность и доступность информации для всех групп населения. Верность кодексу может поддерживать репутацию, профессию в целом на должном уровне.
Кодексы этики подкрепляются еще и тем, что бороться с негативными явлениями на государственной службе только карательными мерами вряд ли эффективно, так как не устраняются первопричины этих явлений. То есть, если сохраняются социально-психологические предпосылки злоупотреблений и коррупции, то это явление не исчезает. В то же время социально-психологические нравственные механизмы поведения человека тесно связаны с этической регуляцией. Это очень важно при воспитании честности сотрудников, чтобы они осознали свою ответственность перед государством и обществом. Кодексы этики содержат нормы поведения, отклонения от которых часто можно соотнести с административными (хамство, неуважение к гражданам). В то же время законодательное доказывание вины, без которого невозможно применение правовых санкций, представляет большую сложность .
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 22. – Ст. 2063.
2. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2004. – № 31 – Ст. 3215.
3. Указ Президента РФ от 9 ноября 2002 г. № 1336 уже утверждена Федеральная программа «Реформирование государственной службы Российской Федерации». (2003-2005 годы)»// Собрание законодательства РФ. 2002. – № 47. – Ст. 4664.
4. Абдрасулов Е.Б. Ибрагимов Ж.И. Толеуханова Г.А. Формирование и укрепление профессиональной правовой культуры государственных служащих: опыт зарубежных стран // Вестник Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан . – 2019. – № 2. – С. 107-113
5. Андреева И. А. Развитие полицейской деонтологии в контексте профессионализации французской полиции // Право и образование. – 2017. № 1. 2. – С. 98-105.
6. Анощенков, А. В. Сравнительный анализ зарубежного и российского опыта мотивации профессиональной деятельности государственных гражданских служащих // Молодой ученый. – 2020. – № 23 (313). – С. 355-356.
7. Апон М. Е. Государственная служба в зарубежных странах: учебное пособие / М. Е. Апон. Санкт-Петербург: НОИР, 2016. – 73 с.
8. Архипова Н.И. Этика государственных служащих // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». – 2017. – № 3. – С. 1 -14.
9. Васильева Е. И. Сравнительный анализ стимулирования государственных служащих: актуальный зарубежный опыт для российской практики // Вопросы управления. Уральский институт управления. – 2018. – № 3. – С. 42-49.
10. Грекова Ж. В. Реформирование государственной службы как политико-административный процесс: опыт Великобритании и США в контексте российских реалий: Дис.... канд. полит. наук. М., 2001. – 241 с.
11. Грудина И.И. Особенности государственно-правового устройства стран Западной Европы и Америки на примере Великобритании, Франции и США. // Вестник НДИ. – № 3. – 2017. – С. 22–28.
12. Гундина, И. И. Анализ организации государственной гражданской службы в России и США // Молодой ученый. – 2019. – № 50 (288). – С. 499-500.
13. Купряшин Г.Л. Калейдоскоп административных реформ в Европе: опыт и оценки элиты государственной службы. Издательство: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Москва). – 2018. – №1. – 197-205с.
14. Купряшин Г.Л. Калейдоскоп административных реформ в Европе: опыт и оценки элиты государственной службы. Издательство: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Москва). – 2018. – №1. – С. 197-205.
15. Латвинова Н.В. Адаптация зарубежного опыта при построении современной службы государственного управления в РФ. Национальный исследовательский Томский государственный университет. – Томск 2017. – 69с.
16. Путин признался в симпатии к созвучным в Библии коммунистическим идеям [Электронный ресурс] // Интерфакс. 2017. URL: http://www.interfax.ru/russia/491445 (дата обращения: 08.04.2022).
17. Филимонов О.В. Профессиональная этика в механизме государственного управления // Труды Академии управления МВД России – 2018. – № 2. – С. 67-71.
18. Харсеева Н. В. Деловая этика старообрядчества, официального православия и протестантизма: сравнительный анализ // 9. ASPECTUS. – 2017. – №. 1. – С. 33-41.
19. Public Administration Reforms in Europe. The View from the Top / ed. by Hammerschmid G., Van de Walle S., Andrews R., Bezes F. Cheltenham, UK; Northampton MA, USA: [Электронный ресурс - 03.06.2019] EdwardElgar Publishing, 2017, 304p.