Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что на разных этапах становления человеческого общества существовали разные политические режимы, такие как авторитарный, тоталитарный и демократический. В большинстве развитых стран общество стремится установить демократию, хотя есть еще страны с авторитарным режимом, а тоталитарный политико-государственный режим практически выжил.
Политический режим — это метод организации отношений между обществом и государством, он характеризуется набором приемов и способов осуществления государственной власти, степенью защиты политических прав и свобод личности в обществе, а также степенью соблюдения закрепленных норм политического поведения в правовых актах, которые фактически допускаются в государстве.
Вполне естественно, что категория политического режима теперь становится чрезвычайно актуальной для юридической науки и практики и требует теоретической формулировки и размышлений. Поэтому тема исследования обладает исключительной актуальностью, которая имеет следующие аспекты:
Исторический аспект. Мировую историю можно представить, как смену различных политических режимов, их эволюцию и динамику.
Общемировой аспект. Современный мир является совокупностью различных политических режимов, что обуславливает необходимость систематизации этого многообразия.
Отечественный аспект. Наше государство имеет уникальную историю – страна, только в 20 веке, пережила режим самодержавия, режим военного коммунизма, сталинский тоталитарный режим, а сегодня в России происходит становление демократического режима.
Изменения в политическом режиме влияют на форму правления и государственную структуру. В некоторых случаях при смене политического режима может измениться и форма правления. Кроме того, при изменении политического режима структура государства может измениться, например, во время военных переворотов федеральные земли иногда превращаются в унитарные государства и наоборот.
Объект – общественные отношения, связанные с реализацией института политического режима.
Предмет – нормы действующего законодательства, регулирующие политический режим.
Цель - рассмотрение и изучение государственно-политических режимов, их основных понятий и признаков.
Поставленная цель реализуется через следующие задачи:
изучить понятие и значение политического режима в современной теории государства;
изучить историю и современность видов политических режимов;
изучить путь России от тоталитаризма к демократии;
изучить политические режимы на постсоветском пространстве и их правовую характеристику;
сделать соответствующие выводы на основе проведенной работы.
Методологическая база - основным методом достижения поставленных целей и задач является изучение учебной литературы по теории государства и права, теоретическое исследование научных и методических источников.
Структура работы – введение, две главы, в каждой из которых выделены два параграфа, заключения и библиографического списка.
ГЛАВА 1. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ КАК ЭЛЕМЕНТ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА
1.1. Понятие и значение политического режима в современной теории государства
Термин «политический режим» появился в 1960-1970 годах. Доктрина различия между государствами или государственными формами столь же шатка и нестабильна, как и определение понятия государства.
Использование термина «политическая система» в его первом методологическом значении по отношению ко всей политической сфере подразумевает рассмотрение его как целостного организма, в сложном взаимодействии с окружающей средой — остальным обществом через входные каналы воздействия окружающей среды на политическую систему и выход — систему обратной связи, систему воздействия на окружающую среду.
Политическая система выполняет ряд функций по отношению к внешней среде. Это постановка целей, задач корпоративной программы, мобилизация ресурсов для достижения поставленных целей, интеграция всех элементов общества посредством продвижения общих целей и ценностей, использования власти, обязательное присвоение дефицитных ценностей всем гражданам. Окружающая среда влияет на политическую систему посредством требований и поддержки, которая ее оказывает (политическое одобрение, политическое участие, налоги и т.д.). Политическая система в процессе трансформации «перерабатывает» требования в решения и организует соответствующие действия. Основная цель политической системы - самосохранение путем адаптации к меняющимся требованиям внешней среды и активного влияния на нее. Понятие политической системы гораздо шире по содержанию, чем категория государства, и обладает достаточно высокой точностью анализа политических явлений. Это позволяет широко использовать для сравнения политической системы разных стран, выявления ее общих характеристик и различий.
Многие юристы считают, что политический режим является одним из элементов формы государства. Форма государства относится к организации политической власти в государстве, взятой в единство трех его основных элементов (или частей): формы правления, формы правления и политического режима. Некоторые авторы вводят термин «политический режим» в триадную форму государства, определяя таким образом три ее элемента: «форма правления — это организация высшей власти в государстве, характеризующаяся ее источником и принципами взаимоотношений властей между собой и населением.
Политический режим — это конкретное проявление государственной организации, выраженное в государстве и характере демократии и политической свободы в обществе.
Другие авторы не относят политический режим к одному из элементов формы государства. Форма государства понимается в широком смысле как форма правления и государственная структура, а в строгом смысле-только форма правления.
Первая точка зрения стала лидером в теории государства и права.
Политический режим — это набор приемов и методов, с помощью которых правящая элита (или группа элит) осуществляет свое экономическое и политическое господство, свою власть в обществе.
Само по себе функциональное назначение системы власти в целом и отдельных ее частей определяется социальными отношениями или сотрудничеством между социальными группами, различными политическими и неполитическими организациями и гражданами, а также конкретными политическими отношениями, правами и свободами граждан и их ассоциаций, степень политической активности, верховенство закона и порядка в стране и наличие или отсутствие законопослушных граждан.
Таким образом, можно сделать вывод, что политический режим — это среда и условия политической жизни общества, иными словами, определенный политический климат, существующий в данном обществе в момент исторического развития.
На основе анализа современных определений политического режима можно выделить следующие отличительные черты характерные для него:
Недостаточно связать режим только с формой правления. Решая задачи социальной и политической стабилизации, он способствует организации гораздо более крупных макросоциальных процессов. В этом режим близок по содержанию к политической системе, раскрывая ее динамичный облик. Любой способ его деятельности подчиняется существующей системе экономических и культурных интересов, и его действия обязаны реагировать в рамках этой системы, укрепляя или ослабляя связи и отношения. В этом смысле любой режим обречен решать проблемы отношений между государством и гражданским обществом. Ведь именно в структурах гражданского общества коренится взаимосвязь между властью и оппозицией, которая имеет первостепенное значение для характеристики типа и характеристик режима.
Понятно, что режим обеспечивает не только динамизм, но и определенную стабилизацию политической системы, внося ее элементы, структурные особенности в упорядоченное взаимодействие, обеспечивая их согласованность и согласованность. И эта задача также успешно решается только в том случае, если создаются политические и правовые механизмы с учетом структуры и развития социальных структур. Проблема заключается не только в предписании обществу «формулы легитимности» (например, президентской или парламентской модели), но и в выявлении существующих социально-исторических предпосылок его «пересадки». Любой режим в этом смысле можно рассматривать как способ разрешения или формализации конфликта между обществом и властью.
Режим, без сомнения, представляет собой совокупность силовых структур, позволяющих правящему классу нести свои полномочия. В некоторых случаях это может быть многопартийный институт и развитые структуры гражданского общества; в других политических решениях принимаются и реализуются методы, основанные в основном на других структурах и механизмах, без какого-либо согласования с общественными интересами. Определение схем, обращающих внимание на эту сторону проблемы, принадлежит известному американскому исследователю Марку Хагопиану. Он рассматривает режим «как специфическую институциональную структуру, которая характеризует политическую систему страны» и деятельность которой шире, чем деятельность правительства или отдельных групп официальных лиц, представленных в институтах.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм. и доп. от 01.07.2020 г.)
Научная и учебная литература
1. Алексеев, С. С. Теория государства и права. - Москва: Юристъ, 1998. - 250 с.
2. Арон, Р. Демократия и тоталитаризм. - Москва: Русич, 1993 - 369 с.
3. Атаманчук, Г. В. Теория государственного управления. - Москва: Омега-Л, 2004. - 301 с.
4. Бутенко, Е. В. Новый юридический словарь-справочник. - Смоленск: Русич, 2001. - 489 с.
5. Венгеров, А. Б. Теория государства и права. - Москва: Новый Юрист, 2021. - 624 c.
6. Венгеров, А. Б. Теория государства и права. - Москва: Новый Юрист, 1998. -329 с.
7. Гаджиев, К. С., Каменская, Г. В. и др. Введение в политологию. - Москва: Юристъ, 1993. – 600 с.
8. Гайдар, Е. Т. Государство и эволюция. - Москва: Альпина Паблишер, 2019. - 455 c.
9. Гринин, Л. Е. Государство и исторический процесс. Политический срез исторического процесса. - Москва: ИЛ, 2020. - 264 c.
10. Гуторов, В. А. Современная российская идеология как система и политическая реальность. Методологические аспекты //Полис. 2001. № 3. С. 6 - 8.
11. Денисов, А. И. Сущность и форма государства - Москва: Арсофт, 1960. – 560 с.
12. Зеркин, Д. П. Основы политологии: Курс лекций. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 458 с.
13. Зорькин, В. Д. Цивилизация права и развитие России. - Москва: Норма, Инфра-М, 2019. - 416 c.
14. Кашанина, Т. В., Кашанин, А. В. Основы российского права. - Москва: Русич, 2000. - 675 с.
15. Клямкин, И. М. Власть при переходе от тоталитаризма к демократии //Свободная мысль. 1993. № 8. С. 3 – 8.
16. Клямкин, И. М. Какой политический режим возможен сегодня в России //Политическое исследование.1993. № 5. С. 5-7
17. Корельский, В. М., Перевалова, В. Д. Теория государства и права. - Москва: Дрофа, 1999. - 380 с.
18. Красин, Ю. А. Российская демократия: коридор возможностей //Полис. 2004. № 6. 200 с.
19. Лазарев, В. В. Теория государства и права. - Москва: Просвещение, 1992. - 230 с.
20. Любашиц, В. Я. Смоленский, М. Б и Шепелев, В. И. Теория государства и права. - Феникс, 2002. - 510 с.
21. Малько, А. В. Теория государства и права. В вопросах и ответах. - Москва: ЮРИСТЪ, 2019. - 272 c.
22. Марченко, Н. М. Теория государства и права. - Москва: Просвещение, 1996. - 457 с.
23. Матузов, Н. И., Малько, А. В. Теория государства и права. - Москва: Юристъ, 2006. - 580 с.
24. Петров, В. С. Сущность, содержание и формы государства. - Л.: Юриздат, 1971. - 570 с.
25. Петров, В. С. Тип и формы государства // ЛГУ. 1967. № 13
26. Смоленский, М. Б., Борисов, Г. А., Мархгейм, М. В., Тонков, Е. Е. Теория государства и права. - Феникс, 2011. - 478 с.
27. Смолин, О. Н. Политический процесс в современной России. - Москва: Дрофа, 2004. - 380 с.
28. Соловьев, А. И. Технологии администрирования: политические резонансы в системе власти современной России. // Полис. 2004. №6.
29. Стародубский, Б. А. Политические режимы европейских стран. - Свердловск: Евразия, 1989. - 456 с.
30. Шестопал, Е. Б. Авторитарный запрос на демократию, или почему в России не растут апельсины. // Полис. 2004. №1
31. Шилобод, М. И., Петрухин, А. С., Кривошеев, В. Ф. Политика и право. - Москва: Дрофа, 1996 - 430 с.