Фрагмент для ознакомления
2
Ценности человека, социальной группы и народа – это те ориентиры, цели, к которым они стремятся в процессе своей жизнедеятельности. Именно анализ ценностных императивов позволяет определить сущность человека, социальной группы или народа в целом, прогнозировать направления их действия и отношения к себе подобным.
Проблема ценностных ориентиров, их понимания и поиска в философских трактатах, художественной литературе, искусстве, реальной жизни имеет многовековую историю. Однако тема ценностей не теряет своей актуальности до сих пор. К вопросу о ценностях обращались в разных науках: философии, социологии, культурологии, психологии. Именно система ценностей отражает полную картину мира того или иного общества, его национальный характер.
Соединённые Штаты Америки – одна из самых развитых стран мира. Они являются ведущей страной в ряде международных организаций, в том числе в НАТО. США обладают возможностью оказывать существенное влияние на другие страны. В связи с этим часто возникает вопрос: «Какое влияние следует ожидать от США на ту или иную страну или в той или иной ситуации?». Знание ценностных установок объекта исследований (в данном случае это США) способно оказать неоценимую услугу при решении этих вопросов.
Определению ценностей американцев посвящено значительное число работ учёных из различных стран. Этот вопрос интересует их на протяжении всего времени существования США. Однако каких-то единых взглядов на этот вопрос выработать учёным так и не удалось.
Они, в основном бессистемно, «считывали» с реальной им действительности и в соответствии со своими взглядами те «ценности», которые видели. Такое большое разнообразие толкований ценностей не позволяет воспользоваться полученными результатами в практической деятельности.
Языковая информация о системе ценностей свидетельствует об особенностях картины мира определённого народа. В этом отношении наиболее очевидным способом фиксации ценностей народа может рассматриваться художественный текст, так как в нём всегда содержится отношение к каким-либо ценностям.
Целью данной работы является отражение американских ценностей в тексте романа Дэна Брауна «Утраченный символ».
1. Типовые ценности американского народа
Выявлению и анализу ценностей американского народа уделяли внимание многие зарубежные и отечественные исследователи. Написаны многочисленные книги и статьи. В ряде работ был дан обзор, а в некоторых даже сделана попытка аналитического обзора источников по данной теме.
В частности, в статье представлены мнения различных исследователей на формулировку американских ценностей.
Воспользуемся этой подборкой для демонстрации значительного разброса мнений по данному вопросу.
1. «В 1970 году Робин Уильямс выделил следующие основные американские ценности: равные возможности, достижения и успех, материальный комфорт, активность и творчество, практичность и эффективность, прогресс, наука, демократия и предприятия, свобода».
2. «В 1984 году Л. Роберт Колс, исполнительный директор Вашингтонского международного центра, в своей статье “Ценности, по которым живут американцы” …приводит другой список: личный контроль над окружающей средой, изменение, время, равенство и справедливость, индивидуализм и личное пространство, самостоятельность и инициатива, конкуренция, направленность в будущее, ориентация на деятельность/ работу, непринужденность, непосредственность, открытость и честность, практичность и эффективность, материализм и стремление к выгоде».
3. «Джон Дж. Маккаскер, заслуженный профессор американской истории и профессор экономики Университета Тринити, Сан-Антонио, штат Техас, предлагает свой вариант: достижения и успех, активность и творчество, моральность, гуманитаризм, эффективность и практичность, прогресс, материальный комфорт, равенство, свобода, внешние соответствия, наука, национализм/ патриотизм, демократия, индивидуальность, расизм и групповое первенство».
4. «Авторы современных статей среди основных американских ценностей называют индивидуализм, равенство, материализм, науку и технику, прогресс и изменения, работу и отдых, конкуренцию, мобильность, волонтерство, ориентацию на действия и достижения».
5. «В учебниках по Американистике также можно увидеть ряд вариантов. Например, “American Ways: An Introduction to American Culture” выделяет индивидуальную свободу и уверен ность в своих силах, равные возможности и конкуренцию, материальную состоятельность и усердную работу, американскую мечту; “America in Close-Up” – свободу, индивидуализм, идеализацию практичного, волонтерство, психологию изобилия, мобильность, патриотизм, прогресс и американскую мечту».
6. «В русскоязычных статьях встречается следующая иерархия американских ценностей: свобода, прогресс, время и его контроль, соперничество, ориентация на будущее, неофициальность, открытость, эффективность, материализм, оптимизм.
Приводимые авторами ценности можно разделить на группы:
1) права: свобода, равенство, демократия, свободная конкуренция, личное пространство;
2) развитие: прогресс, достижения, успех, наука, ориентация на будущее;
3) деятельность: работа, время, практичность и эффективность, Американская мечта;
4) личные качества: патриотизм, индивидуализм, материализм, психология изобилия, мобильность».
К сожалению, никакого анализа представленных материалов автор статьи не дал. Вместе с тем даже простое цитирование в статье формулировок ценностей американского народа, данных различными авторами, показывает, что, во-первых, декларируемые различными людьми ценности не совпадают полностью по номенклатуре. Во-вторых, никто из авторов вариантов перечней ценностей, да и сам автор этой статьи, не выделяет основных и вспомогательных ценностей, не даёт их анализа.
Илсояр Новоженова приводит следующий перечень ценностей американцев:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Американские ценности. URL: https://zen.yandex.ru/media/id/5d42cb54ac412400 aeaba030/amerikanskie-cennosti-5d500636bd45c002cb50bb9c
2. Боева-Омелечко Н.Б. Текстообусловленная антонимия в художественном произведении // Язык. Культура. Речевое общение: М., 2013. № 1.
3. Золотых В.Р. Американский консерватизм в 1950-1970-е гг.: интеллектуальная традиция и социальные проблемы//Американский ежегодник. 2016.
4. Ильченко А.В. Библия как образец текста, построенного по принципу контраста // Автореф. дис. канд. филол. наук. Ростов-на-Дону, 2008.
5. Кино и коллективная идентичность / В. С. Жидков, Н. А. Хренов, М. И. Жабский и др. М.: ВГИК, 2013. 302 c.
6. Кирк Р. Корни американского порядка. М.: МГИМО, 2017.
7. Линд У. Что такое культурный консерватизм?//Культурный консерватизм в США/сост. П.Ю. Рахшмир. Пермь: Пермский государственный университет, 1995.
8. Новоженова И. Ценности, которыми живут американцы. URL: https://pandia. ru/text/78/573/87249.php
9. Рахшмир П.Ю., Сокольщик Л.М. Р. Санторум. Консерваторы в синих воротничках. Возвращение к Америке, которая работает. 2014. 216 с.//Новая и новейшая история. 2015. № 4.
10. Степин В. С., Смирнова Н. М., Синеокая Ю. В. Существуют ли методологический изоморфизм естественнонаучного и социально-гуманитарного знания? // Философский журнал. 2018. Т. 11. № 3. С. 150–165
11. Теоретическая культурология / К. Э. Разлогов, А. В. Ахутин, В. П. Визгин и др.; ред. В. П. Визгин, Е. Г. Захарченко, В. Ж. Келле и др. М. ; Екатеринбург: Академический Проект ; Деловая книга; РИК, 2005. 624 с.
12. Токвиль де А. Демократия в Америке: [пер. с франц.] / предисл. Г. Дж. Ласки. М.: Прогресс, 1992
13. Цыркун Н. А. Индивидуализм как «культурный синдром» в новейшем американском кинематографе // Вестник ВГИК. 2017. № 2. С. 114–122.
14. Яковлева А. В. Американский образ жизни и американские ценности // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2009. Т. 15, № 4. С. 264–269.
15. Turner G. Film as Social Practice. New York: Routledge, 1988. 187 p.