Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Требование повышения качества образования, вызванное большими преобразованиями в России, касается всех уровней образования, в том числе и начального общего образования.
В последние годы проблема эмоционального развития детей всё чаще оказывается объектом исследовательского интереса психологов и учёных.
Актуальность проблемы заключается в том, что полноценное развитие личности ребёнка невозможно без развития эмоциональной сферы. И это, так же подтверждается рядом государственных документов. Так, в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» указано, что «реализация образовательных программ основана на возрастных, эмоциональных, интеллектуальных факторах и направлена на развитие обучающихся».
Ребёнок, сам того не сознавая, с первых лет жизни тянется ко всему яркому и очаровательному, наслаждается блестящими игрушками, красочным цветам и предметам. С первого года жизни они слышат песни, сказки, рассматривают иллюстрации. Для детей всё это служит не только как предмет восхищения, но и также источником их радостных или грустных переживаний.
В начальных классах театр, кино, всевозможные выставки, чтение и просмотр красочных познавательных программ, игра на инструменте, прослушивание музыкальных произведений вся эта деятельность ориентирована на создание гармоничных условий при развитии эмоциональной сферы младших школьников.
К проблеме формирования развития эмоциональной сферы у младших школьников обращались многие признанные педагоги прошлого, такие как И. Гербарт, К.Д. Ушинский, Я.А. Коменский и другие. Современные исследования данной проблемы представлены в трудах И. Е. Павловича, В.К. Вилюнаса, В.И. Ильина и других.
Однако, несмотря на существенный интерес исследователей к проблеме развития эмоциональной сферы младших школьников и накопленный к настоящему времени опыт педагогов и психологов проблема развития эмоциональной сферы младших школьников по-прежнему остаётся слабо разработанной.
Наиболее характерная черта периода с семи до десяти лет состоит в том, что в этом возрасте дошкольник становится школьником. Это переходный период, когда ребенок соединяет в себе черты дошкольного детства с особенностями школьника. Эти качества уживаются в его поведении и сознании в виде сложных и порой противоречивых сочетаний. Как и любое переходное состояние, данный возраст богат скрытыми возможностями развития, которые важно своевременно улавливать и поддерживать.
Основы многих психических качеств личности закладываются и культивируются в младшем школьном возрасте. Поэтому особое внимание ученых сейчас направлено на, выявление резервов развития младших школьников. Использование этих резервов позволит более успешно готовить детей к дальнейшей учебной и трудовой деятельности.
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сенситивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.
Цель: Изучить типичные эмоциональные нарушения учащихся младших классов
Задачи
1. Рассмотреть эмоциональное развитие младшего школьника как психолого – педагогическую проблему
2. Изучить психолого - педагогические особенности младших школьников
3. Провести исследование типичных эмоциональных нарушений учащихся младших классов
Предмет: эмоциональные состояния учащихся младших классов
Объект: учащиеся начальной школы
Глава 1 Теоретические аспекты исследуемой темы
1.1 Эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста
Эмоциональное развитие учащихся начальных классов занимает важное место в психике детей младшего школьного возраста. Обычно у ребенка со здоровой психикой преобладают положительные эмоции, жизнерадостное и бодрое настроение. По своему внутреннему устроению дети – настоящие оптимисты. Многое в повседневной жизни вызывает у них самый горячий отклик, живой интерес, часто восторженность и радость, даже по самому незначительному поводу, тогда как у детей более старшего возраста и взрослых эти эмоции могут полностью отсутствовать. Данная амплитуда переживаний возникает вследствие большой неустойчивости. Пережив что-то неприятное, столкнувшись с обидой, младший школьник мгновенно чувствует боль, испытывает внутреннее расстройство, но это переживание проходит так же стремительно, как и возникло, не оставляя тяжелого следа в ранимой тонкой детской душе. В то же время столь быстрые перемены настроения не являются показанием полного отсутствия уравновешенности. Ребенок младшего школьного возраста зачастую показывает несравненно больше сдержанности и спокойствия, нежели подросток, неуравновешенное психологическое состояние которого проявляется гораздо чаще и сильнее. [2]
Проявление чувств в основном наглядно можно наблюдать в мимике, пантомимике и речи ребенка, с эмоцией радости (смехе) и обратной ей – плаче. Существенное воздействие на развитие эмоциональной составляющей детской психики оказывает школьное обучение. При поступлении в школу ребенок приобретает много новых впечатлений, которые способствуют появлению различных чувств. С самого начала пребывания в школе, с первых дней у новоиспеченных учеников возникают положительные эмоции, такие как чувство собственной значимости, удовлетворения, что они выросли, ходят с портфелем, выполняют свои задания, исполняют обязанности. Но вместе с тем есть место и для некоторых расстройств при адаптации к новой жизни, чувств робости и смущения от неумения выполнять указания учителя, незнание принятых в школе порядков, правил поведения и взаимоотношений.
Однако в скором времени состояние неловкости и растерянности уходит, не мешая более ребенку привыкать к особенностям школьной жизни. Постепенно на смену игровой ведущей деятельности приходит учебная. Все волнения обусловлены положением дел в школе, успехами и отношением учителя. Противоестественно, если с начала образовательного пути у школьника установится безразличное отношение к оценкам, им получаемым. В то же время неправильно и обратное состояние, когда переживания, связанные с оценками, заслоняют собой радость получения знаний. Тогда ученик мотивируется не получением новых знаний, а занят лишь мыслью о том, как получить лучшую отметку. Таким образом, происходит подмена ценностей и расстановка ложных приоритетов. Грамотный преподаватель, зная особенности возрастной детской психологии и внимательно наблюдая психические процессы, происходящие с учениками, достигает больших результатов в работе: ребята легко усваивают преподаваемый материал, лучше сохраняют его в памяти, им не приходится беспокоиться за оценки.
Особенное положение у школьников младших классов занимает отношение к учителю и чувства, связанные с ним. В основном это любовь, основанная на глубоком уважении и почтении старшего наставника. Чувство, которое испытывает школьник к своему первому учителю, часто сохраняется на продолжительное время даже по окончании школы, а порой и на всю жизнь. Конечно, не всегда преподавателю случается заслужить такую любовь и признательность своих воспитанников, но психология младших школьников так устроена, что любой учитель, искренне любящий свою работу, может рассчитывать на глубокое доброе их отношение. Это обеспечивает более успешное протекание учебно-воспитательного процесса.
Постепенно в процессе обучения у ребят все более и более развиваются высшие чувства – нравственные чувства любви к своей родине, чувство патриотизма. Яркий, увлекательный рассказ педагога, заинтересованность в услышанном, намерение догадаться, что же будет в итоге, впечатление от наглядного пособия, экспериментальных работ, проводимых в классе, наблюдений во время экскурсий и других внеклассных развивающих мероприятий – все это вызывает у детей радость, которая является показателем определенного типа интеллектуального чувства. [11]
У младшего школьника в отличие от дошкольника значительно развиваются моральные чувства, которые в дошкольном возрасте были еще недостаточно сформированы. В самом начале пребывания в школе у младших школьников формируется чувство любви к Родине. В дошкольном возрасте это состояние рождается из чувства близости к окружающим, к родным, к тому, что находится рядом с ребенком, что приносит в его душу радость, делает жизнь счастливой: любовь к родителям, к своей семье, к друзьям, живым существам, растениям и др. Во время обучения в школе знания об окружающем мире пополняются. Ребенок понимает, что живет в большой стране, городе. Каждый раз слыша что-то новое о своей Родине из повествования педагога, учебной литературы, наблюдая окружающую действительность, младший школьник все больше и больше укрепляется в глубоком патриотическом чувстве, основанном на любви к Отечеству, которое продолжает утверждаться в его сознании, постепенно расширяясь.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аппликация из пуговиц [Электронный ресурс]. 2013. – Режим доступа: http://edu.znate.ru/docs/5616/index-10883.html#682605
2. Гафнер, И.В. Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности [Электронный ресурс]. 2017. – 258с. – Режим доступа: http://www.khsu.ru/assets/units/kpoip/files/МатериалыСНПК2017.pdf
3.Закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 12) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/38e6fc208f73b94f1 595dbebf3aafb62c3f41281/
4. Захаров, А. И. Дневные и ночные страхи у детей [Электронный ресурс]. 2014. – Режим доступа: http://www.psyoffice.ru/page,55,3714- zakharov-a.-i.-dnevnye-i-nochnye-strakhi-u-detejj..html
5.Ильин, Е.П. Эмоции и чувства. 2-е изд. [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб:. Питер. 2013– 783с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
6. Котова, Е. В. В мире друзей. Программа эмоционально-личностного развития детей / Е.В. Котова. - М.: Сфера, 2019. - 862 c.
7.Майя, Маханева Мы с друзьями - целый мир (социально-эмоциональное развитие детей 7-10 лет) / Маханева Майя. - М.: Сфера, 2014. - 795 c.
8.Лихачева, Е.А. Формирование представлений об эстетических идеалов у младших школьников во внеурочной деятельности [Текст] / Е.А. Лихачева. – Тольятти, 2016. – 88с.
9. Михайлева, В.М. Программа по внеурочной деятельности «Веселые нотки» для 1 класса [Электронный ресурс]. 2017. – Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/muzyka/2017/03/03/programma-povneurochnoy-deyatelnosti-vesyolye-notki-1-klass 49
10. Объемная аппликация [Электронный ресурс]. 2013. – Режим доступа: http://edu.znate.ru/docs/5616/index-10883.html#682605
11. Программа внеурочной деятельности «Декоративно- прикладное искусство» [Электронный ресурс]. 2014. – Режим доступа: https://infourok.ru/programma-vneurochnoy-deyatelnosti-dekorativnoprikladnoeiskusstvo-klass-400757.html
12. Рабочая программа внеурочной деятельности по художественно –эстетическому направлению «Очумелые ручки» [Электронный ресурс]. 2016. – Режим доступа: http://knu.znate.ru/docs/index-448890.html
13. Ушамирская, Г.Ф. Педагогическая психология [Электронный ресурс].– М.: Студенческая наука, 2012. – 2012с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=210159
14. Цветовой тест Люшера: упрощенный вариант для младших школьников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.psyoffice.ru/3-0-promet-00035.htm
15. Шиманская, В.А. Геграфия эмоций с Монсиками. Курс развития эмоционального интеллекта детей 7-10 лет / В.А. Шиманская. - М.: Просвещение, 2018. - 275 c.