Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. С каждым годом число детей, испытывающих проблемы с чтением становится всё больше и больше. Более 30% младших школьников сталкивается с данной трудностью, когда переходят из дошкольного образовательного учреждения в школу. Овладение навыками чтения – один из важнейших процессов, так как он напрямую связан с получением знаний.
В специальной литературе проблема, связанная со сложностью овладения навыками чтения, имеет название «дислексия». В современных теоретических учениях чтение рассматривается как одна из высших интеллектуальных функций, как деятельность, которая способствует изменению взглядов, углублению понимания, целенаправленному влиянию на поведение, совершенствование личности и т.п. Чтение является одной из самых сложных и значимых форм речевой деятельности человека, влияет на развитие как психологических, так и социальных функций.
Впервые об этой патологии, как о самостоятельном нарушении указал Куссмауль А. в 1877 году. Сам термин «дислексия» был введен офтальмологом Рудольфом Берлином в 1887 году. Также среди зарубежных ученых, изучавших проблему дислексии можно выделить таких ученых, как А.Куссмауль, В.Морган, О. Беркан, Л. Гинельвунд, Ф.Варбург, П.Рашбург и др.
Среди отечественных авторов, посвятивших свои работы вопросам изучения нарушения чтения у детей, следует отметить такие имена: Р.А.Ткачева, С.С.Мухина, М.Е.Хватцева, Р.Е.Левина, А.Н.Корнев, Р.И.Лалаева и др.
В связи с тем, что увеличивается число школьников, у которых появляется проблема с такими дисциплинами как русский язык и литература, стоит искать корни данной ситуации намного глубже – в дошкольных учреждениях.
Предупреждение нарушения чтения - одна из главных задач дошкольного логопеда. В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием речи и нарушением чтения существует тесная взаимосвязь. Дети с общим недоразвитием речи - это особая категория дошкольников с недостаточными предпосылками для обучения чтению. Уже сейчас очень выросли требования к поступающим в первый класс детям. Программы обучения с каждым годом усложняются и насыщаются разнообразным материалом, большинство которого должно быть освоено через чтение. Ребёнок, который поступает в первый класс общеобразовательной школы из логопедической группы с диагнозом общее недоразвитие речи, испытывает затруднения в обучении чтению. Не во всех школах дети могут получить необходимую логопедическую помощь. Поэтому задача профилактики дислексии в дошкольном учреждении чрезвычайно важна и необходима в наши дни. Чем раньше ребенок получит необходимую помощь, тем больше у него шансов на успех в дальнейшем обучении.
А. Н. Корневым была разработана методика раннего диагностирования предрасположенности к дислексии, предназанченная для детей 6-8 лет. Выявление детей, имеющих предрасположенность к дислексии, позволяет приступить к проведению специальной работы, направленной на коррекцию вербальных и невербальных высших психических функций, лежащих в основе процесса чтения. Такая работа, по мнению T.R.Miles, E.Miles, должна начинаться до 7 лет. А.Н.Корнев, P.Ott пишут о том, что в случае позднего выявления нарушения чтения достигают значительной степени тяжести и требуют длительного коррекционного вмешательства. Чем раньше начнется коррекционная работа, тем больше шансов на положительный результат в дальнейшем. Как показали исследования А.Н. Корнева (1995 г.), при выявлении дислексии в возрасте 6-7 лет и проведении профилактики, чтение может быть доведено до уровня нормы у 82% детей. При выявлении в 1-2-м классах - это происходит в 46% случаев.
Профилактика - еще более эффективная мера, позволяющая предупредить развитие этих расстройств. Особенно часто предрасположенность к дислексиям встречается у детей с речевой патологией, которой является общее недоразвитие речи.
Таким образом, проблема профилактики дислексии у дошкольников с ОНР является актуальной и может стать темой изучения курсовой работы.
Цель исследования: изучить особенности профилактики дислексии у старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития.
Объект исследования: дислексия.
Предмет исследования: профилактика дислексии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития
Задачи исследования:
1) Раскрыть понятие дислексии и дать характеристику её видов
2) Раскрыть особенности речевого развития у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития
3) Рассмотреть профилактику дислексии
4) Охарактеризовать общее недоразвитие речи у дошкольников
5) Анализ результатов исследования логопедической работы по профилактики дизартрии у детей старшего дошкольного возраста
Методы исследования:
• Теоретические: анализ и синтез теоретического материала по данной проблеме;
• Практические: количественно-качественная обработка результатов исследования (наблюдение, обследование, тестирование, анкетирование)
Глава 1. Теоретические основы профилактики дислексии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
1.1. Понятие «дислексия» в специальной литературе
Чаще всего, в современной специальной литературе можно увидеть два термина: «алексия» - для обозначения полного отсутствия чтения и «дислексия» - для обозначения частичного нарушения процессов навыков чтения.
Само понятие «дислексии» по-разному толкуется различными авторами. Например, М. Е. Хватцев определяет дислексию как частичное расстройство процесса чтения, затрудняющее овладение этим навыком и ведущее ко многим ошибкам во время чтения (пропускам букв, слогов, заменам, перестановкам, пропускам предлогов, союзов, замещениям слов, пропускам строчек). Специальной группой исследований дислексии развития Всемирной федерации неврологии, представляющей комплекс международных исследований в неврологии, педиатрии, психологии и педагогике, дается следующее определение дислексии: специфическая дислексия развития - это нарушение, представляющее собой трудность овладения чтением, несмотря на нормальное обучение, нормальный интеллект и хорошие социально-культурные условия [27].
Определения, которые даны, не позволяют отгородить дислексию от других нарушений чтения: от ошибок чтения, которые всегда встречаются на начальных этапах овладения чтением, от нарушений чтения у детей, педагогически запущенных, трудных в поведении и т. д. В определении дислексии необходимо указывать на основные характеристики ошибок чтения при дислексиях, позволяющие бы отличить их от других нарушений чтения.
Особенности ошибок при дислексии – это их типичность и повторяющийся характер. Основные трудности, которые возникают – постоянная замена букв, пропуски в словах или перестановка. Такие ошибки могут встречаться и у обычного человека, но как правило, они возникают скорее от усталости и не являются типичными, в отличие от человека с дислексией. Вторая черта – повторяющийся и стойкий характер проявляется в том, что ошибки, которые совершает человек, страдающий дислексией, остаются с ним на протяжении долгого времени – месяцы, годы. Таким образом, дислексия определяется не по нескольким, часто случайным, ошибкам чтения, а по их совокупности и стойкому характеру.
Определение дислексии, однако, должно включать не только указание на проявления нарушений чтения и специфический характер этих проявлений, но и на те затруднения, которые обусловливают дислексические нарушения. Существование ошибок чтения у детей еще не доказывает наличия дислексии. Как указывалось, ошибки чтения могут быть у всех детей, начинающих читать, у детей, педагогически запущенных, ленивых и т. д. Нарушения чтения могут быть следствием нарушений поведения. Неудачи наблюдаются у этих детей не только в обучении чтению и письму, но и по другим школьным предметам. В этих случаях речь идет не о дислексиях, так как ошибки чтения не являются типичными и стойкими, они не являются следствием несформированности психических функций, осуществляющих процесс чтения. При дислексиях же нарушения чтения часто являются избирательными и представляют собой явное несоответствие с успехами по другим предметам. С другой стороны, наличие одних только трудностей в овладении чтением без выраженных ошибок чтения еще не дает основания говорить о данном нарушении [27].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Алтухова Т.А. Коррекция нарушений чтения у детей старшего дошкольного возраста / Т.А. Алтухова. – М.: ЭСКМО, 2017. – 245 с.
2. Аманатова М.М. Справочник школьного логопеда / М.М. Аманатова. – М.: ЭСКМО, 2017. –115 с.
3. Ананьев Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б.Г. Ананьев. – М.: Просвещение, 2019. – 245 с.
4. Ахутина Т.В. Пылаева Н.М Диагностика развития зрительно-вербальных функций / Т.В. Ахутина. – М.: Юрайт, 2020. –245 с.
5. Волина В.А. Учимся читать играя / В.А. Волина. – М.: Дрофа, 2019. – 125 с.
6. Волкова Л.С. Логопедия / Л.С. Волкова – М.: ВЛАДОС, 2019. – 703 с.
7. Волкова Л.С. Нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия / Л.С. Волкова. – М.: ВЛАДОС, 2019. – 304 с.
8. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – М.: ПРОФИ, 2018. – 227 с.
9. Горецкий В.Г. Контрольные работы в начальной школе по чтению в начальной школе: Метод, пособие. – М.: Дрофа, 2018. –160 с.
10. Городилова В.И. Чтение и письмо / В.В. Городилов. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 311 с.
11. Губарева Т.Ю. Запоминание и узнавание фигур / Т.Ю. Губарева. – М.: ВЛАДОС, 2019. – 94 с.
12. Дефектологический словарь. М.: ИНФРА-М, 2018. – 385 с.
13. Егоровa Т.Г. Психология овладения навыком чтения / Т.Г. Егорова. – М.: ПРОФИ, 2018. – 264 с.
14. Егоровa Т.Г. Психология ошибок чтения на разных ступенях обучения / Т.Г. Егорова. –М.: ПРОФИ, 2018. – 327 с.
15. Есечко Л.Б. Особенности овладения звуковым составом слова учащихся с общим недоразвитием речи / Л.Б. Есечко. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 212 с.
16. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов Л.Н. Ефременкова. – М.: Просвещение, 2019. – 224 с.
17. Ефименкова Л.Н. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте / Л.Н. Ефременкова. – М.: Просвещение, 2019. – 118 с.
18. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи / Н.И. Жинкин. – М.: ЭСКМО, 2018. – 291 с.
19. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова. – М.: Просвещение, 2019. – 328 с.
20. Захаров В.В. Психолого-педагогический анализ слухоречевой и зрительной памяти у детей с дислексией / В.В. Захаров. – СПб.: АЛЬЯНС, 2018. – 229 с.
21. Зислина Н.Н. Нейрофизиологические механизмы нарушения зрительного восприятия у детей и подростков / Н.Н. Зислина. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 335 с.
22. Иншакова О.Б. Различные типы дислексиии их взаимосвязь с нарушениями речевого развития у младших школьников / О.Б. Иншакова. – М.: ФЕНИКС, 2018. – 318 с.
23. Иншакова О.Б. Нарушения письма и чтения учащихся правшей и левшей / О.Б. Иншакова. – М.: ИНФРА-М, 2018. –169 с.
24. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. – М.: Владос, 2009. – 125 с.
25. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников / Р.И. Лалаева. –М.: Просвещение, 2019. – 136 с.
26. Левина Р.Е. «Основы теории и практики логопедии» Р.Е. Левина. – М.: ВЛАДОС., 2017. – 256 c.
27. Хватцев М.Е. Логопедия: книга в 2-х кн. – 2-е изд., испр., / М.Е. Хватцев – М.: ВЛАДОС, 2018 г. – 272 c.