Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. На современном этапе развития общества основной задачей программы улучшения экологической ситуации в нашем государстве является забота о сохранении природной среды. Эта программа предполагает улучшения путей и способов разрешения экологических проблем, рациональное природопользование, ресурсообеспечение, заботливое отношение к природе.
В наши дни особое значение приобретает ценностное отношение человека к природе. Сохранения здоровья людей, обеспечение их продуктами питания, энергией, охрана природной среды от загрязнения и разрушения, сохранения генетического разнообразия биосферы стали глобальными проблемами, которые требуют неотложного решения. Природа Земли не может самостоятельно нейтрализовать негативные последствия человеческой деятельности. Ученые констатируют нарушение механизма стихийного воспроизводства экологических условий жизни на нашей планете.
Формирование ценностного отношения к природе у подрастающего поколения является актуальной проблемой современной педагогики. Необходимо обеспечить подготовку молодого поколения, способного выйти из состояния, существующего в современном мире экологического кризиса - преодолеть потребительское отношение к природе, в которой оказалось общество по незнанию или игнорированию законов гармоничных экологически оправданных взаимоотношений с природой. Однако на данном этапе развития школьного образования и воспитания наблюдается низкий уровень сформированности ценностного отношения к природе у школьников, что объясняется целым рядом причин: недооценка экологических знаний в системе образования, низкий уровень внедрения в практику достижений педагогической науки и пр. Названные недостатки усиливаются недостаточной разработанностью современных методов, методологических подходов к решению задачи формирования ценностного отношения к природе у обучающихся.
Несмотря на имеющийся опыт формирования ценностного отношения к природе у учащихся в практике школы, ориентация детей на прагматическую модель взаимодействия с объектами природы остается преобладающей, что связано с проблемой рассогласованности системы ценностей в реальных условиях и с трудностями диагностики ценностного отношения к природе у подростков. Идет поиск форм и методов, обеспечивающих восприятие природных объектов в качестве субъектов взаимодействия и активизирующих деятельность ребенка в социоприродном окружении.
Формирование у младших школьников бережного отношения к растениям и животным, природной среде, стает возможным поэтому, что этот возрастной период по определению педагогов и психологов считается наиболее сенситивным в развитии ребенка, как говорят, Л.С. Выготский, О.В. Запорожец и др.
В педагогике существуют исследования, которые определяют возможности детей младшего школьного возраста проявить волевое усилие во время выполнения того или иного действия. Решающую роль в этом процессе играет не только наследие, но и желание самого ребенка, его самостоятельная активность. Такая позиция может возникнуть при подчинении одних мотивов другим. Они формируются на основе усвоения норм и критериев оценки предметов, явлений окружающей действительности, такого мнения придерживаются Л.В Артемова, Г.П. Лаврентьев и др.
Проблема исследования – формирование у младших школьников экологических знаний в курсе «Окружающего мира».
Цель исследования – теоретически обосновать и проверить в опытно-поисковой работе модель формирования у детей младшего школьного возраста экологических знаний при изучении курса «окружающего мира».
Объект – процесс формирования у детей младшего школьного возраста экологических знаний в процессе изучения курса «Окружающий мир».
Предмет – модель формирования у детей младшего школьного возраста экологических знаний в процессе изучения курса «Окружающий мир».
Гипотеза – совершенствование методических условий изучения курса «окружающего мира» способствует оптимизации формирования у младших школьников экологических знаний.
Исходя из цели, объекта и предмета нашей работы мы поставили перед собой ряд следующих задач:
– рассмотреть основы формирования экологических знаний.
– определитель психолого-педагогические основы формирования экологических знаний у младших школьников.
– проанализировать способы воспитания экологических знаний.
– провести опытно-экспериментальную работу по исследования формирования экологических знаний на уроках окружающего мира.
Методы исследования: теоретический анализ работ по исследуемой проблематике, опытно-экспериментальные.
Методики исследования: анализ диагностических данных, методика О. Соломенниковой.
Явное противоречие между декларируемым приоритетом экологического образования и неудовлетворительной динамикой экологического образования школьников свидетельствует о необходимости поиска педагогических инструментов, обеспечивающих переход новых поколений к гармоничному взаимодействию с природой. Принципы экологического воспитания с их ценностными ориентациями, экологическим мировоззрением, уровнем жизни, идеалом гуманного человека по отношению к себе и природе противоречат сложившимся в обществе потребительским установкам. В то же время современная практика экологического образования четко ограничена ориентацией на воспитание квалифицированного природопользователя, в основе которого лежит рациональное и экономное отношение к природе.
Выборка исследования состоит из 20 детей младшего школьного возраста – 4 класс. В исследовании приняло участие 11 мальчиков и 9 девочек. Возраст детей – 9-11 лет.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава I. Теоретический анализ проблемы формирования экологических знаний у младших школьников при изучении курса «Окружающий мир»
1.1. Теоретические основы формирования экологических знаний
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования устанавливает определённые требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования. В ФГОС результаты обучения подразделяются на личностные, метапредметные, предметные. [34]
- личностные, которые включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
- метапредметные, включающие освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
- предметные- конкретные элементы социального опыта - знания, умения и навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности, освоенные обучающимися в рамках отдельного учебного предмета. Они включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира. [34]
Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах «выпускник научится…», что является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность научиться …», не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования.
Требования к результатам усвоения знаний по курсу «Окружающий мир».
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аквилева, Г.Н., Клепинина, З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе. – М.: ВЛАДОС, 2011. – 240 с.
2. Бабик, К. Ознакомление с окружающим в кл. 4-х летней нач. шк-в. – М.: Просвещение, 2016. – 95 с.
3. Базарнов, В. Ф. Экскурсия как форма экологического образования. — Томск, 2017. — 65 с.
4. Бобылева, Л. Д., Бобылева, О. В. Экологическое воспитание младших школьников. // Начальная школа. 2013, № 5. — С.64–75.
5. Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир» в начальной школе. – М.: Академия, 2014. – 144 с.
6. Виноградова, Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. – М.: Просвещение, 2012. – 112 с.
7. Воспитание младшего школьника / Под ред. Л.В. Ковинько. - М.: Академия, 2013. – 288 с.
8. Гордеева, Д. С. Становление бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста / Д. С. Гордеева: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Челябинск, 2010. – 26 с.
9. Горощенко, В.П., Степанов, И.А. Методика преподавания природоведения. – М.: Просвещение, 2013. – 158 с.
10. Дерябо, С. Д. Экологическая педагогика и психология / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. – Ростов н / Дону : Феникс, 2016. – 480 с.
11. Зверев, И.Д. Экология в школьном обучении. Новый аспект образования. – М.: Знание, 2010. – 96 с.
12. Зятева, Л. А. Философско-педагогические воззрения отечественных ученых на проблему экологического воспитания / Л. А. Зятева // Педагогика. 2012, № 7. – С. 32- 40.
13. Кавтарадзе, Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. – М.: Флинта, 2014. -192 с.
14. Кириллова, З. А. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе изучения природы // Начальная школа. 2012, № 5. — С.25–27.
15. Коменский, А.Я., Локк, Д., Руссо, Ж.Ж., Песталоцци, И.Г. Педагогическое наследие: Сборник / сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. – М.: Педагогика, 2012. – 412 с.
16. Мазитова, Л. А. Формирование у младших школьников экологического отношения к природе / Л. А. Мазитова // Начальная школа плюс до и после. – 2007. – № 6. – С. 3-5.
17. Олесюк, Л.Н. Учите детей любить прекрасное. – М.: Дашков и Ко, 2017. – 128 с.
18. Отношение школьников к природе / Под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной. – М.: Педагогика, 2013 – 128 с
19. Сбитнева, Е. С. Воспитание ценностного отношения к природе у детей младшего школьного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №26. — С. 692-694.
20. Сластенина, Е. С. Экологическое образование в подготовке учителя: вопросы теории и практики / Е. С. Сластенина. – М.: Педагогика, 2014. – 104 с
21. Суетина, О. Н. Развитие природолюбия у студентов педвуза в процессе экологического образования / О. Н. Суетина: дис. …канд. пед. наук. – Шадринск, 2006. – 157с.
22. Ясвин, В. А. Психология отношения к природе / В. А. Ясвин. – М.: Смысл, 2013. – 456 с.