Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Проблема измерения в социологии чрезвычайно актуальна как методологически, так и практически, поскольку измерение является основным элементом, гарантирующим качество социологического исследования. Если измерения рассматривать как средство сравнения объекта измерения с неким эталоном, то в социологии, в отличие, например, от естественных наук, нет достаточно четких единиц измерения. С другой стороны, определение сущности измерения как перехода от абстрактных теоретических понятий к непосредственно наблюдаемым и фиксированным эмпирическим показателям ставит перед социологией другую методологическую проблему, а именно логику этого перехода.
Таким образом, подходов к пониманию сути процедуры измерения довольно много; исследователи дают разные, порой даже весьма противоречивые, толкования этого понятия. В результате при измерении социологи сталкиваются с массой проблем, связанных с концептуализацией, поиском показателей, проектированием инструмента измерения, проверкой шкалы на достоверность и валидность и тому подобное. Именно поэтому знание сущности и особенностей реализации методики измерений позволяет всесторонне изучить изучаемый объект и сделать обоснованные выводы о его состоянии, тенденциях изменения и трансформации.
Цель исследования: провести анализ теория измерений в социологии.
Объект исследования: измерение как подход к выявлению качеств и признаков.
Предмет исследования: теория измерений в социологии.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие измерения в социологии;
2. Описать измерительные процедуры;
3. Указать прикладные аспекты применения теории измерений в социологии.
Глава 1. Теоретические основы исследования
1.1. Понятие измерения в социологии
Проблема измерения в социологии чрезвычайно актуальна как в методологическом, так и в практическом отношении, ведь измерение является главным компонентом, обеспечивающим качество социологического исследования. Если рассматривать измерения как процедуру сравнения измеряемого объекта с некоторым эталоном, то в социологии, в отличие от, например, естественных наук, не существует достаточно четких единиц измерения. С другой стороны, определение сущности измерения, как перехода от абстрактных теоретических понятий к эмпирическим индикаторам, которые можно непосредственно наблюдать и фиксировать, затрагивает еще одну методологическую проблему социологии, которая касается обоснования такого перехода. Таким образом, существует достаточно много подходов к пониманию сущности процедуры измерения, исследователи приводят разные, иногда даже достаточно противоречивые трактовки этого понятия. Как следствие, при измерении перед социологами возникает большое количество проблем, касающихся концептуализации, поиска индикаторов, конструирования измерительного инструмента, проверки шкалы на надежность и валидность. Именно поэтому знание сущности и особенностей осуществления процедуры измерения позволяет изучить исследуемый объект комплексно и сделать обоснованные выводы относительно его состояния, тенденций изменения, трансформаций.
Первые предпосылки измерений были заложены во второй половине XIX века. Первоначально данная процедура рассматривалась в пределах классического подхода, опиравшегося на предположение о непременном существовании единицы измерения. В конце XIX - начале XX века внимание исследователей сосредоточилось на особенностях осуществления процедуры измерения в гуманитарных науках, объектом исследования которых были такие социальные феномены, которые не имели четкой единицы измерения. Существенный элемент конструктивности в понимании того, каким образом нужно приписывать числа исследуемым объектам, ввел американский психолог С.Стивенс. Процедуру измерения он понимал как моделирование реальности. Именно поэтому в числах, приписываемых свойствам объекта исследования, можно увидеть только то, что сам исследователь хотел отразить при измерении (например, отношение порядка или равенства). Развитие идей С.Стивенса привело к созданию теории измерения, основанной на понятии шкалы и классификации шкал по уровню измерения. Хотя подход американского исследователя стал чрезвычайно продуктивным для дальнейшего развития и совершенствования процедуры измерения, однако, учитывая полипарадигмальный статус социологии как науки, существуют отличные взгляды на понимание сущности этого понятия.
Известный американский социолог П.Лазарсфельд проблему измерения в социологии рассматривает через практику его ежедневного использования в повседневной жизни, базирующейся на идее ранжирования. Таким образом, понятие измерения он определяет как «поиск упорядоченной классификации» [18, с. 139]. В случае, когда исследователь при изучении определенных социальных феноменов имеет дело с числами, применяется другое понятие – квантификация, имеющая фактически такое же значение, как и понятие измерения. Центральной проблемой квантификации в социальных науках является сложность и многоаспектность изучаемых объектов.
По В.А.Ядову измерение - это процедура, с помощью которой измеряемый объект сравнивается с некоторым эталоном и получает числовое выражение в определенном определенном масштабе или шкале [33, с. 83]. В.И.Паниотто определяет понятие «измерения» как процедуру обозначения числами по определенным правилам признаков или свойств изучаемого социологом объекта, в результате чего исследователь в дальнейшем уже имеет дело не с множеством качественно разных характеристик объекта, а с совокупностью чисел , каждое из которых отражает интенсивность проявления соответствующей характеристики [24, с. 8-9]. Ю.Н.Толстова, как и С.Стивенс, отождествляет измерения с процедурой моделирования. Целью такого моделирования является обеспечение возможности использования математических приёмов для решения социологических задач. Каждый исследователь имеет дело с определенным фрагментом реальности, эмпирической системой, являющейся объектом его изучения. Для того чтобы осуществить процедуру измерения, нужно отразить эмпирическую систему с отношениями между ее элементами в числовую систему с соответствующими отношениями между числами, то есть построить математическую модель изучаемой эмпирической системы.
Эталоном измерения выступает шкала. Шкала – это правило, согласно которому в процессе измерения каждому исследуемому объекту ставится в соответствие некоторое число или другой математический конструкт [3030, с. 6]. Каждое такое число является результатом измерения объекта или его шкальным значением. То есть шкалой можно также назвать совокупность шкальных значений объектов исследуемой эмпирической системы.
Существует достаточно много типологий шкал, используемых в социологии. Наиболее популярная среди них была предложена С.Стивенсом. Он рассматривал четыре типа шкал: номинальная, порядковая, интервальная (или метрическая), шкала отношений (как разновидность метрической шкалы). Такая классификация шкал была осуществлена в зависимости от уровня измерения каждой шкалы и соответственно в зависимости от допустимых арифметических операций и преобразований чисел. Чем выше уровень шкалы, тем уже круг допустимых преобразований чисел, тем больше арифметических операций может быть применено, тем более широкий статистический аппарат может быть использован исследователем. Важно помнить, что своевременное и правильное определение типа шкалы позволяет применить при анализе полученных данных приемлемый статистический аппарат. В будущем это оказывает непосредственное влияние на качество полученных результатов.
Номинальными называют шкалы, в которых код ответа является не более чем наименованием категории [5, с. 85]. Приписывание разных чисел разным вариантам признака требуется для того, чтобы отличать один объект от другого. Измерение для таких случаев состоит в том, что исследователь устанавливает отношение равенства или неравенства объектов с целью разделения изучаемого сообщества на классы (каждый класс - это пункт шкалы), которые не пересекаются. Номинальные шкалы – это шкалы с самым низким уровнем измерения, допустимыми преобразованиями которых являются взаимно однозначные преобразования. Возможные операции с числами для номинальных шкал включают поиск частот распределения по пунктам шкалы (подсчет численности каждой группы и отношение этой численности к общему ряду распределения), поиск средней тенденции по модальной частоте, установление взаимосвязи между признаками на основе расчета критерия Хи- квадрат, силу связи показывают критерий сопряженности признаков по Пирсону, коэффициенты Чупрова и Крамара [2, с. 103 ¬104].
Порядковой шкалой является следующая последовательность ответов на вопросы, при которой каждый последующий вариант ответа характеризует следующее ранговое место в континууме значений. Порядковую шкалу мы получаем тогда, когда при измерении моделируются не только эмпирические отношения равенства и неравенства между изучаемыми объектами, но и отношение порядка между ними. Допустимыми преобразованиями чисел для порядковых шкал есть монотонные преобразования. В свою очередь возможные операции с числами включают использование модальных показателей, поиск общей тенденции с помощью медианы, а также применение коэффициентов ранговой корреляции (Спирмена, Кендалла), указывающие на наличие или отсутствие функциональных связей.
Интервальная шкала или метрическая, в отличие от номинальной и порядковой, устанавливает не только отношение равенства-неравенства, более или менее, но и позволяет фиксировать величину интервала. Метрическая