Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Специальная психология - область психологии развития, изучающая особые состояния, возникающие преимущественно в детском и подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов, проявляющихся в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребенка, затрудняющих его социально-психологическую адаптацию, включение в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение.
Одним из видов детей, которыми занимается специальная психология, являются дети с нарушением органов слуха. Потеря слуха лишает ребенка важного источника информации и ограничивает тем самым процесс его интеллектуального развития.
По данным Минздравсоцразвития, ежегодно в России рождается от полутора до двух тысяч глухих детей, и такое же количество приобретает глухоту позднее.
Слух играет большую роль в интеллектуальном и речевом развитии ребенка. Ребенок с сохранным слухом слышит речь взрослых, подражает ей и учится говорить. Слушая объяснение взрослых, малыш знакомится с окружающим миром, овладевает сложным познанием действительности, усваивает значение многих слов. С помощью слуха он может контролировать собственную речь и сравнивать с речью окружающих - так он усваивает не только правильное произношение, но и лексико-грамматические средства языка. В дальнейшем сохранный физический слух является необходимым условием для овладения чтением и письмом.
Начало систематической разработки проблем сурдопсихологии в нашей стране относится к 30-м гг. XX в., когда была создана теория Л. С. Выготского о структуре детского психического развития, отклоняющегося от нормального. Л. С. Выготским были введены понятия о первичном дефекте и его прямых последствиях (вторичные дефекты). Применительно к рассматриваемой категории детей нарушение слухового восприятия - это первичный дефект; замедленное развитие и своеобразное развитие - это вторичный дефект, или вторичные последствия.
В более ранний период (в конце XIX - начале XX в.) изучение отдельных вопросов психологии глухих детей и взрослых осуществлялось в рамках общей психологии и сурдопедагогики, науки о воспитании, образовании и обучении детей с нарушениями слуха.
В 1930 - 1960-е гг. наибольшее внимание обращалось на развитие психики у детей с нарушениями слуха в школьном возрасте. С 1950-х гг. выделились проблемы изучения психических особенностей взрослых людей с недостатками слуха (А.П. Гозова, В.Н. Чулхов и д.р.), а также проблемы развития психики детей в преддошкольном и дошкольном возрасте (Б.Д.Корсунская, Н.Г.Морозора, А.А.Венгер, Г.Л.Выгодская, Э.И.Леонгардидр.).
Все это приводит к тому, что растет потребность в более тщательном изучении проблемы различных нарушений слуха. В частности, перед медициной проблемой стоит задача по разработке методов предупреждения и корректировки глухоты и тугоухости, а перед сурдопсихологией и сурдопедагогикой - разработка новых методов обучения и воспитания детей с подобными нарушениями.
Объект исследования: психологические особенности детей с выявленными нарушениями слуховой функции.
Предмет исследования: изучение психического развития детей с недостатками слуховой функции.
Цель курсовой работы: изучить Соотношение зрительного и слухового восприятия у младших школьников с нарушением слуха.
Задачи:
- проанализировать анализ научной педагогической и психологической литературы по проблемам детей с нарушением слуха;
- изучить особенностей психологии детей с нарушением слуха;
- рассмотреть психолого-педагогическую коррекцию глухих детей.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕДИЦИНСКИЕ АСПЕКТЫ НАРУШЕНИЙ СЛУХА
1.1. Этиология нарушений слуха
Расстройства слуха - глухота, тугоухость, слуховая агнозия - связаны с поражением слухового анализатора, который состоит из периферического рецептора - кортиева органа, который расположен в улитке внутреннего уха, отходящего от него слухового нерва, продолжением которого в мозге являются слуховые пути, и коркового слухового центра в коре височной доли. Нарушение слуха в детском возрасте чаще обусловлено поражением нервной системы - слуховых нервов, реже - слуховых путей и коры головного мозга в височной доле. Так, у 70% глухих школьников причиной глухоты явился перенесенный менингит. Из других причин можно указать на ранние отиты, инфекции, интоксикации, аномалии развития слуховых органов, травмы и др. Несомненное значение имеет и передача по наследству предрасположенности к возникновению глухоты, связанной с неполноценностью систем, выполняющих слуховую функцию.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Богданова Т. Г. Сурдопсихология. М: Академия, 2020. – 456 с.
2. Боскис P.M. Учителю о детях с нарушениями слуха. - М., 2018. – 287 с.
3. Боскис P.M. Глухие и слабослышащие дети М.: Советский спорт, 2019. – 263 с.
4. Выготский Л.С. Основы дефектологии. - СПб.: Лань, 2003. – 170 с.
5. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. - М.: ВЛАДОС, 2019. 584 с.
6. Грыгин С.П. Дети с нарушением в развитии. - М.: Международная педагогическая академия, 2019. - 158 с.
7. Дети с нарушениями в развитии. / Сост. В.М. Астапов. - М., 2018. - 404 с.
8. Дефектология. / Под ред. Б.П. Пузанова. - М., 1996. - 339 с.
9. Дошкольное воспитание аномальных детей / Под редакцией Л. П. Носковой. - М.: Просвещение - 2019. - 496 с.
10. Интегрированное обучение детей с нарушением слуха / Под ред. Л.М. Шипицыной, Л. П. Назаровой. СПб.: Детство-Пресс, 2021. - 397 с.
11. Королева И.В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста. - СПб., 2018. – 749 с.
12. Лубовский В.И. Специальная психология. - М., 2018. – 381 с.
13. Лубовский В. И., Сорокин В. М. Сурдопсихология. - М. Речь, 2019. – 261 с.
14. Михаленкова И. А. В лабиринтах мира безмолвия // Классный вестник 5+. - 2021. - № 12. – С. 108
15. Михаленкова И. А., Анисимова Н. В. Практикум по коррекции психического развития детей с нарушением слуха. - СПб.: КАРО, 2019. – 207 с.
16. Психология глухих детей / Под ред. И Т. Соловьева. - М, 2021. – 198 с.
17. Разумова О. Ю. Особенности процесса обучения школьников с нарушением слуха в условиях экстернальной интеграции // Материалы XII международной конференции «Ребенок в современном мире. Семья и дети». - СПб.: Изд-90 СПбГПУ, 2018. – 102 с.
18. Сошникова Н.Г. Социальное воспитание глухих и слабослышащих дошкольников со сложными нарушениями развития : дис. … канд. пед. наук / Сошникова Наталья Григорьевна. - М., 2018. – 153 с.
19. Сошникова Н. Г. Альманах ИКП РАО // Изучение самостоятельной игровой деятельности старших дошкольников с нарушением слуха. - 2019. – 498 с.
20. Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика. - М., 2021. – 458 с.
21. Сурдопедагогика / Под ред. Е.Г. Речицкой. - М., 2019. – 333 с.
22. Цукерман И. В. Проблема социализации выпускников специальных школ для детей с нарушением слуха //Дефектология. - 2021. - № 1. - С. 304.
23. Шматко Н.Д. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение//Дефектология. - 2019. - № 1. – С. 54.