Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является сюжетно-ролевая игра, в процессе которой ребенок отражает окружающие его события; узнает, уточняет названия предметов, их признаков и качеств, действий и процессов, происходящих с предметами и людьми. Отечественные психологи Л.С.Выготский, Е.А.Аркин, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин так же доказали, что для возникновения и развития игры необходимо игровое пространство, в котором существует игровое действие, сюжет и роль. В ДОУ под развивающей средой следует понимать естественную комфортную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. На практике выявляется однообразие предметно-развивающей среды и недостаточность ее содержания. Все это тормозит развитие мотиваций для взаимодействия дошкольников и не дает возможности реализовать всю суть предметно- развивающей среды как основного фактора развития игровой деятельности.
Вопросами создания и организации предметно-игровой среды в ДОУ занимались такие ученые как Д.Б.Эльконин, Р.И.Жуковская, А.П.Усова, и другие. Ими были разработаны основные концептуальные положения организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ. Их идеи нашли отражение в Федеральном государственном cтандарте дошкольного образования, в котором обозначены основные требования к структурированию и наполнению развивающей предметно-пространственной среды в группах детского сада [27].
В настоящее время в результате введения ФГОС ДОО, в детских дошкольных образовательных учреждениях исчезло такое явление как нехватка свободного времени на игру, но остались еще некоторые проблемы, одна из которых организация предметно-игровой среды. Многие педагоги считают, что главным в группе детского сада является создание так называемой «визуальной красоты и наполняемости». При таком подходе к организации среды группы полностью нивелируется ее содержательная сторона и такой принцип как обеспечение развивающего влияния среды на ребенка-дошкольника. Данный вопрос и определял актуальность нашего исследования.
Актуальность проблемы определила выбор темы.
Объект исследования: процесс развития сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: предметно- развивающая среда в развитии сюжетно- ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста.
Цель - теоретическое обоснование роли предметно- развивающей среды в развитии сюжетно- ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить сущность понятия «игра» в психолого-педагогической литератур.
2. Рассмотреть особенности сюжетно- ролевой игры детей старшего дошкольного возраста.
3. Изучить методические рекомендации по созданию предметно –развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО.
Методы исследования: обобщение, систематизации, анализ теоретических положений.
1. Теоретические аспекты роли предметно – развивающей среды в развитии сюжетно- ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста
1.1. Сущность понятия «игра» в психолого-педагогической литературе
Понятие «игра» определяется как занятие, которое подчинено совокупности правил и приемов или базируется на определенных условиях, раскрывает его процессуальное содержание. Как мы считаем, многогранность игровой деятельности развивает, воспитывает, социализирует и концентрируется на конкретной цели, заключается в обогащении лица знаниями, умениями, опытом (что является сущностью понятия
«обучение») и является процессом овладения знаниями, опытом с учетом достижений и недостатков прошлого, приобретения навыков, умений выполнять определенные действия, воспитывать и вырабатывать в себе определенные качества, черты, умения (что отражает смысл понятия «учиться») [18].
Итак, основной задачей применения игр в человеческой деятельности является обучение.
Игра является предметом изучения различных наук: истории культуры, этнографии, психологии, философии, педагогики и тому подобное. Поэтому понятие «игра» различные ученые толкуют по-разному:
- как средство воспитания (М. Болдырев, Г. Щукина);
- как форму организации общественно полезной деятельности (Л. Иванова, С. Леонтьева);
- как форму общения (Л. Варзацька, Н. Скрипченко).
Игра служит источником получения положительных эмоций,
удовольствия и выполняет развлекательную функцию [4].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Белошистая, А.В. Игровые образовательные технологии как способ организации исследовательской деятельности дошкольника // Детский сад: теория и практика, 2015. № 9. С. 62-69
2. Белькович, В.Ю. Современные образовательные технологии дошкольного образования: метод. пособие / В.Ю. Белькович, Е.А. Менчинская. Тюмень: ТОГИРРО, 2013. – 64 с.
3. Болотина, Л. Р. Теоретические основы дошкольного образования: учеб. пособие для СПО / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2018. - 218 с.
4. Выготский, Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка // Вопросы психологии, 1961. - №2. - С.62-76.
5. Вылкова, Е.С. Ролевые игры как инновационный подход к повышению качества образовательного процесса в вузе / Е.С. Вылкова // Almamater. 2014. № 2. С. 87-90.
6. Галигузова, Л. Н. Дошкольная педагогика. - М.: Юрайт, 2020. -254 с.
7. Губанова, Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в старшей группе детского сада: Соответствует ФГТ / Н.Ф. Губанова. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 128 c.
8. Гогоберидзе, А. Г., Солнцева, О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник. - СПб.: Питер, 2019. -464 с.
9. Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата / О. О. Гонина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2019. - 425 с.
10. Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Соответствует ФГТ / Н.Ф. Губанова. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 128 c
11. Доронова, Т.Н. Воспитание, образование и развитие детей 5-6 лет в детском саду. / Доронова, Т.Н. и. - М.: Просвещение, 2016. - 175 c.
12. Дошкольное образование. Практикум по дисциплинам профессионального учебного цикла: учеб. пособие для вузов / О. М. Газина [и др.] ; под ред. О. М. Газиной, В. И. Яшиной. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2018. - 111 с.
13. Игровая образовательная деятельность дошкольников [Текст] : учебно-методическое пособие / В. А. Деркунская, А. А. Ошкина. - Москва : Центр педагогического образования, 2014. - 359 с.
14. Изотова, Е. И. Психология дошкольного возраста в 2 частях. Часть 1. - М.: Юрайт, 2020. - 223 с.
15. Ильинова, К. В. Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование личности ребёнка / К. В. Ильинова, О. Ю. Логвинова, С. В. Мещерякова, И. Ю. Кулько. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2014. - № 17 (76). - С. 487-489.
16. Леонтьев, А.Н., Запорожец, А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. Леонтьева А.Н и Запорожца А.В -М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. - 144с.
17. Либерман, А., Репина О. Как развивать способность создавать игровой сюжет/журнал «Дошкольное воспитание» №10, с.38.
18. Маханева, М.Д. Влияние среды на формирование и развитие личности ребенка // Дошкольное воспитание. - 2009. - №2. - с.4-6.
19. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: Теория воспитания: Учебное пособие / Н.В. Микляева. - М.: Academia, 2018. - 640 c.
20. Михайленко, Н. Я. Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду: пособие для воспитателя [Текст] / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. - 3-е изд., испр. - м.: линка-пресс, 2009.
21. Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / И.П. Подласый. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2014. – 312 с.
22. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для СПО / Е. И. Изотова [и др.] ; под ред. Е. И. Изотовой. - М.: Юрайт, 2019. - 222 с.
23. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 576 с.
24. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для СПО / И. В. Шаповаленко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2019. - 575 с.
25. Урунтаева, Г. А. Психология дошкольного возраста : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Г. А. Урунтаева. - 3 е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2014.
26. Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей [Текст] : [Статьи] / А. П. Усова ; Под ред. [и с вступ. статьей] А. В. Запорожца. - Москва : Просвещение, 1976. - 96 с.
27. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
28. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под ред. Эльконина Б.Д.; 4-е изд.- М.: Академия, 2007. - 384 с.