Фрагмент для ознакомления
2
На АО "Петербургские Аптеки" осуществляется производство 9 лекарственных препаратов, объемы реализации которых в стоимостном выражении в течение последних двух лет, а также абсолютные доли рынка предприятия и сильнейшего конкурента по каждому виду продукции представлены в таблице.
Таблица 6 - Объемы реализации и доля рынка
Элементы портфеля Объемы реализации по периодам, тыс.д.е. Доля рынка в текущем периоде
1 2 Предприятия Ведущего конкурента
1 900 720 12 15
2 1900 2660 10 8
3 650 520 8 13
4 1050 1470 15 21
5 200 400 9 5
6 110 90 7 3
7 154 80 11 22
8 510 816 13 18
9 1830 1100 14 19
Рассчитаем показатели для матрицы.
Таблица 7 - Объемы реализации и доля рынка
Продукт Темп роста Доля рынка относительно ведущего конкурента
1 0,8 0,8
2 1,4 1,25
3 0,8 0,615385
4 1,4 0,714286
5 2 1,8
6 0,818182 2,333333
7 0,519481 0,5
8 1,6 0,722222
9 0,601093 0,736842
Строим матрицу
Рисунок 4- Матрица БКГ
Продукты 4 и 8 - "проблемы" - увеличить долю рынка данных товаров или прекратить их финансирование
Продукты 1, 3, 7 и 9 - собаки - это продукты, которые находятся в невыгодном положении по издержкам и не имеют возможностей роста. Сохранение таких товаров связано со значительными финансовыми расходами при небольших шансах на улучшение положения. Приоритетная стратегия – прекращение инвестиций и скромное существование.
Продукт 6 - дойная корова - являются основным источником финансовых средств для диверсификации и научных исследований. Приоритетная стратегическая цель – "сбор урожая".
Продукты 2 и 5 - звезды - это рыночные лидеры. Они приносят значительную прибыль благодаря своей конкурентоспособности, но также нуждаются в финансировании для поддержания высокой доли динамичного рынка.
3.2. Модель МcKinscy
АО "Петербургские Аптеки" намеревается вложить финансовые средства в производство лекарственных препаратов. В качестве потенциальных объектов инвестирования были выбраны 5 филиалов. Экономическая характеристика каждого предприятия дана в таблице 1 шестью параметрами в порядке убывания их значимости, а экспертная оценка факторов привлекательности сегментов рынка, на которых они действуют, приведена в баллах в таблице 8 (максимальный балл равен 4).
Требуется построить матрицу Мак-Кинси, сделать выбор наиболее перспективных предприятий с точки зрения инвестирования и дать соответствующие рекомендации высшему руководству инвестиционной компании.
Таблица 8 - Экономическая характеристика фармацевтических предприятий
Показатели Номер предприятия
1 2 3 4 5
Относительная доля на рынке 1,2 2,2 1 1,6 0,7
Рентабельность СК, % 2,52 2,64 1,84 3,02 2,05
Коэффициент финансовой устойчивости 0,89 0,93 0,85 0,91 0,74
Объем реализации, млн.руб. 920 985 790 960 750
Производительность труда, тыс.руб./чел. 834 916 219 741 159
Степень известности, репутация, имидж в баллах 4 5 4 5 2
Таблица 9 - Экспертная оценка привлекательности сегментов рынка для фармацевтических предприятий
Показатели Номер предприятия/Оценка эксперта в баллах
1 2 3 4 5
Емкость рынка 2 4 1 3 1
Темп роста рынка 3 4 1 3 2
Средний уровень рентабельности рынка 2 3 2 4 1
Уровень конкуренции 1 4 1 3 2
Барьеры на входе в рынок 2 3 1 4 2
Решение
y_i^j=(x_i^j-x_i^min)/(x_i^max-x_i^min )
Рассмотрим значение "Относительная доля на рынке":
максимально значение составляет 2,2, минимальное значение - 0,7.
Тогда:
y_1^1=(1,2-0,7)/(2,2-0,7)=0,33
Аналогично считаем все остальные значения.
Считаем удельный вес показателя:
P_i=(m-i+1)/(∑▒i)
P_1=(6-1+1)/(1+2+3+4+5+6)=0,29
P_2=(6-2+1)/(1+2+3+4+5+6)=0,24
P_3=(6-3+1)/(1+2+3+4+5+6)=0,19
P_4=(6-4+1)/(1+2+3+4+5+6)=0,14
P_5=(6-5+1)/(1+2+3+4+5+6)=0,09
P_6=(6-6+1)/(1+2+3+4+5+6)=0,05
Таблица 10 - Расчет показателей
Показатели Номер предприятия Удельный вес
1 2 3 4 5
Относительная доля на рынке 0,33 1,00 0,20 0,60 0,00 0,29
Рентабельность СК, % 0,58 0,68 0,00 1,00 0,18 0,24
Коэффициент финансовой устойчивости 0,79 1,00 0,58 0,89 0,00 0,19
Объем реализации, млн.руб. 0,72 1,00 0,17 0,89 0,00 0,14
Производительность труда, тыс.руб./чел. 0,89 1,00 0,08 0,77 0,00 0,09
Степень известности, репутация, имидж в баллах 0,67 1,00 0,67 1,00 0,00 0,05
Значение 0,59983267 0,9227119 0,2322965 0,8283006 0,0427119
Таблица 11 - Расчет показателей
Показатели Номер предприятия/Оценка эксперта в баллах
1 2 3 4 5
Емкость рынка 2 4 1 3 1
Темп роста рынка 3 4 1 3 2
Средний уровень рентабельности рынка 2 3 2 4 1
Уровень конкуренции 1 4 1 3 2
Барьеры на входе в рынок 2 3 1 4 2
Сумма баллов 10 18 6 17 8
Найдем границы между частями матрицы. На оси, на которой отображается стратегическое положение каждой СХЗ, составляют 0,33 и 0,67, а на оси, учитывающей привлекательность, они равны 6,67 и 13,34.
Строим матрицу Мак-Кинси.
Рисунок 5 - Оценка привлекательности
Предприятие 1 - Средняя привлекательность сегмента — средняя конкурентоспособность бизнеса в сегменте. Вход в сегмент возможен в случае, если рынок обладает высоким потенциалом в будущем или компания прогнозирует усиление конкурентных преимуществ
Предприятие 2 и 4 - Высокая привлекательность сегмента — высокая конкурентоспособность бизнеса в сегменте. Сегмент с высоким потенциалом для компании, самый желаемый целевой сегмент
Предприятие 3 - средняя привлекательность сегмента — низкая конкурентоспособность бизнеса в сегменте. Умеренные инвестиции для ограниченного и быстро доступного роста
Предприятие 5 - Низкая привлекательность сегмента — низкая конкурентоспособность бизнеса в сегменте. Выход в сегмент не рекомендуется.
3.3. SWOT анализ
На основании изучения элементов внутренней среды необходимо сформулировать сильные и слабые стороны холдинга.
Сильные стороны:
финансы;
наличие лицензий.