Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 2
Глава 1. Теоретические подходы к изучению роли семьи в социализации ребенка с ОВЗ 5
1.1. Психологические особенности детей с особыми образовательными потребностями 5
1.2. Педагогические аспекты социализации детей с ограниченными возможностями в условиях семьи 10
Глава 2 Проблема социализации ребенка с ОВЗ 17
2.1.Сущность, этапы и механизмы процесса социализации 17
2.2 Влияние семьи на социализации ребенка с ОВЗ 21
2.3. Рекомендации по воспитанию семьи с ОВЗ в условиях семьи 26
Заключение 31
Список литературы 33
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время, исходя из целого ряда причин, отмечается тенденция увеличения числа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Категория таких детей крайне неоднородна, их общей основной особенностью является нарушение или задержка в развитии. В условиях модернизации российского образовательного процесса особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для развития, воспитания и образования детей с ОВЗ.
На сегодняшний день существует серьезная проблема обучения детей с ОВЗ, которые испытывают значительные трудности в двигательной и коммуникативной деятельности, из-за имеющихся особенностей развития, а также соматических заболеваний.
Здоровье и благополучие детей с ограничениями здоровья, безболезненная адаптация детей с проблемами в развитии в социальные связи – главная забота семьи, государства и общества. Одной из главных задач деятельности образовательных учреждений является - социализация детей в условиях современной жизни и развитие личностных качеств личности.
Учеными установлено, что социальное благополучие детей с ОВЗ зависит не от наличия дефекта, а от социальных последствий его адаптации к обществу, с его нормами, духовными и культурными ценностями и социальными связями.
В современных условиях модернизации современного общества особо остро встает проблема роли семьи и образовательной организации в осуществлении своевременной квалифицированной помощи детям с потребностями. Задача заключается в свободном включении такого выпускника образовательной организации, в систему трудовых и социальных отношений.
Таким образом, семьи, воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями здоровья, нуждаются как в психологической поддержке, направленной на повышение самооценки родителей, оптимизацию психологического климата в семье, так и в педагогической помощи, которая связана с овладением необходимыми знаниями и навыками по воспитанию ребенка с ОВЗ.
Степень разработанности проблемы. Проблеме комплексного подхода к вопросу о психолого-психологической адаптации семей с ребенком с ОВЗ, посвящены исследования зарубежных авторов Д. Добсон, Р. Скиннер, Д. Клингз, Н. Финни, К. Флейк-Хобсон и др. Рассмотрение проблем детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ОВЗ, частично представлено в работах Т.Г. Богдановой, А.И. Захарова, Б.Д. Корсунской, Н.В. Мазуровой, Е.М. Мастюковой, А.Н. Смирновой, А.Г. Московкиной, А.Р. Маллера, А.С. Спиваковской, Л.М. Шипицыной и др. Данной проблеме посвящены работы таких отечественных авторов, как Т.А. Добровольской, М.М. Семаго, И.Ю. Левченко, В.В. Ткаченко, Е.Р. Баенской и др. Эти исследования в основном носят рекомендательный характер, касаются разработки специальных мер, направленных на реабилитацию детей конкретных нозологий, т. е. они ориентированы на узкопрофильную помощь. Однако вопросом содержания психолого-педагогического сопровождения семьи младшего школьника с ОВЗ, в научной литературе уделяется, на наш взгляд, недостаточное внимание.
Проблема исследования – какова роль семьи в социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья?
Актуальность и проблема исследования определили тему курсовой работы: «Роль семьи в социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья».
Цель исследования – обосновать роль семьи в социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Объект исследования – семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования – роль семи в процессе социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть психологические особенности детей с особыми образовательными потребностями;
2. Раскрыть педагогические аспекты социализации ребенка с ОВЗ в условиях семьи;
3. Охарактеризовать понятие «социализация»: сущность, виды;
4. Выявить роль семьи в социализации ребенка с ОВЗ;
5. Представить рекомендации по воспитанию ребенка с ОВЗ в условиях семьи.
Методы исследования: теоретические – анализ, обобщение, систематизация.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические подходы к изучению роли семьи в социализации ребенка с ОВЗ
1.1. Психологические особенности детей с особыми образовательными потребностями
На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь [3, c.41]. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: «дети с проблемами», «дети с особыми нуждами», «нетипичные дети», «дети с трудностями в обучении», «исключительные дети». В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.
Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность индивидуума. Л.С. Выгодский отмечал необходимость включать детей с ограниченными возможностями здоровья в различную социально значимую деятельность, направленную на формирование детского опыта. Л.С. Выгодский ввел понятие «Структура дефекта». Первичное нарушение, например, нарушение слуха или зрения влечёт за собой вторичные отклонения в развитии. При разной первичной причине многие вторичные отклонения в младенческом, раннем, дошкольном возрастах могут иметь сходное проявление.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Бахуташвили, Т.В. Роль социального работника в формировании педагогической культуры родителя неполной семьи [Текст] / Т.В. Бахуташвили // Общественные науки: сб. ст.: в 2 т. / гл. ред. Т.В. Бахуташвили. – Ставрополь, 2014. – Ч. 1. – С 315-317.
2. Белоусова, Н.С. Психолого-педагогическая технология коррекции детско-родительских отношений социально и педагогически запущенных подростков как фактор предупреждения и профилактики аддиктивного поведения [Текст] / Н. С. Белоусова // Журнал Педагогическое образование в России. — 2013. — № 4. — С.85.
3. Братусь, Б.С. Аномалии личности [Текст] / Б.С. Братусь. – М.: Мысль, 2014. – 312 с.
4. Булгакова, Н.С. Особенности социальной адаптации детей c ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования в России [Текст] / Н.С. Булгакова // Ученые записки РГСУ. – 2013. – №2 (113). – С. 32–36.
5. Васягина, Н.Н. Субъектное становление матери в современном социокультурном пространстве [Текст] / Н.Н.Васягина. – М.: Урал. гос. ун– т. – Екатеринбург, 2013. – 309с.
6. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение [Текст] / Э. Дюркгейм: пер. с фр., составление, послесловие и примечания А. Б. Гофмана. М.: Канон, 1998.
7. Гребенников, И.В. Семейное воспитание [Текст]: Краткий словарь: / И.В. Гребенников, Л.В. Ковинько. – М.:Высш. шк., 2012. – 402 с.
8. Гуслякова, Л.Г. Социальная политика и поддержка семьи: проблемы взаимообусловленности в конце XX – XXI веках [Текст] / Л.Г. Гуслякова // Социальная политика и местное развитие: Материалы международной научно-практической конференции: сб. ст.: / гл. ред. Л.Г. Гуслякова. – М.: Кемерово, 2001. – Ч. 1. – 345 с.
9. Закрепина, А. Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / А. Закрепина //Дошкольное воспитание. 2009. - № 4. - С. 94-101.
10. Зубкова, Т.С. Неполные семьи. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семей [Текст] / Т.С. Зубкова. – М. : ТЦ «Сфера», 2013. – 115 с.
11. Карабанова. О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие [Текст] / О.А. Карабанова. – М. : Гардарики, 2004. – 320с.
12. Козырева, Е.А. Теоретико-технологические аспекты психолого– педагогического сопровождения детей, их учителей и родителей [Текст] / Е.А. Козырева // Школьный психолог: прил. к газ. «Первое сент.». – 2001. – №33. – С. 10-13.
13. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Жизненный цикл развития человека [Текст]: учеб. пособие для студентов, изд. 2–е. / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – М.: «ТЦ Сфера», 2012. – 342 с.
14. Марилов. В.В. Частная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / В. В. Марилов. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 256 с.
15. Маркович, Д. Общая социология [Текст]: пер. с серб.– хорв. / Д. Маркович. – М. : Ростов н/Д, Изд– во Рост. ун– та, 2013. – 313 с.
16. Мартеменко, А.В. Медико-социальная работа [Текст] / А.В. Мартеменко. – М.: Наука, 2011. – 415 с.
17. Мудрик, A.B. Социальная педагогика [Текст] / А.В. Мудрик. - М.: Академия, 2013 - 192 с.
18. Мураткина, Д.Е. Характеристика категории «Дети группы риска» в психолого-педагогической науке [Текст] / Д.Е. Мураткина // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2014. – №4. – С.169-172.
19. Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства [Текст] / Р.В. Овчарова. – М.: Изд– во Института Психотерапии, 2003. – 319с.
20. Семаго, М.М. Сопровождение - это… [Электронный ресурс] / Н.Я. Семаго // Школьный психолог: сетевой журнал. –2003. – Режим удобства: http://psy.1september.ru/article.php?id=200303514 (дата обращения: 15.04.2022).
21. Сорокин, П.А. Социальная стратификация и мобильность [Текст] / П.А. Сорокин // Человек. Цивилизация. Общество. - М., 2002 – 409 с.
22. Переслени, Л. И. Механизмы нарушения восприятия у аномальных детей: психофизиологическое исследование [Текст] / Л.И. Переслени. - М.: Педагогика, 1984. - 129 с.
23. Пикхарт, К.Е. Руководство для одиноких родителей [Текст] / К.Е. Пикхарт. – М.: Просвещение, 2012. – 234 с.
24. Прохорова, О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учеб. пособие [Текст] / Под общей ред. B.C. Торохтий. – М. : ТЦ Сфера, 2015. – 541 с.
25. Тард, Г. Мнение и толпа [Текст] / Г. Тард. - М.: Ин-т психологии РАН, КСП+, 1998.
26. Титаренко, В.Я. Семья и формирование личности [Текст] / В.Я. Титареноко. – М. : Мысль, 2013. – 416 с.
27. Ткачева, В.В. Семья ребенка с отклонениями в развитии: диагностика и консультирование [Текст] / В.В. Ткачева. – М. : Книголюб, 2008.– 140 с.
28. Холостова, Е.И. Семейное воспитание и социальная работа: учебное пособие. – 2015. [Электронный ресурс] / ЕИ. Холостова. – Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/55370 (дата обращения: 15.04.2022)
29. Целуйко, В.М. Вы и ваши дети. Психология семьи [Текст] / В.М. Целуйко. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2014. – 314 с.
30. Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи [Текст]: учебник для студ. Вузов / В.М. Целуйко. – М. : «Владоспресс», 2013. – 300 с.
31. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст]: учеб. пособие / И.В. Шаповаленко. – М.: «Гардарики», 2007. с– 318 с.
32. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология [Текст] / Л.Б. Шнейдер. – М.: Академический Проект: Трикста, 2013. – 410 с.