Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы обусловлена тем, что таможенно-тарифное регулирование является постоянно развивающейся совокупностью методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности как в целом в ЕАЭС, так и в каждой стране-участнице Союза отдельно, так как характер и объемы ВЭД стран-участниц в условиях развития интеграционных процессов в рамках ЕАЭС и влияния Всемирной торговой организации на экономику страны постоянно изменяются, и это вызывает необходимость корректировки и совершенствования направлений государственного регулирования ВЭД.
В настоящее время Россия функционирует в мировой экономике и как отдельный субъект, и как член Евразийского экономического союза (ЕАЭС, Союз), а сама деятельность трансформируется не только под влиянием внешних факторов (в первую очередь, динамикой мировых рынков и различных субъектов международного права), но и развитием интеграционных процессов внутри ЕАЭС. Так, уже сейчас национальные правительства государств-участниц Договора о ЕАЭС устанавливают только размер вывозных таможенных пошлин, а ввозные таможенные пошлины определены для всех стран Союза и представлены в Едином таможенном тарифе ЕАЭС (ЕТТ ЕАЭС).
В перспективе прорабатывается дальнейшая интеграция в направлении формирования единых рынков товаров и услуг, что влечет развитие систем регулирования и т. д. Таким образом, происходит поэтапная трансформация функций национальных государств и органов управления ЕАЭС. В этой ситуации, с учетом возрастающей роли таможенных органов в обеспечении экономической безопасности, важность представляет не только деятельность по соблюдению национальных экономических интересов, но и обеспечение экономической устойчивости ЕАЭС в целом.
Объектом исследования является современная система таможенного регулирования как важнейший инструмент развития мирового хозяйства.
Предметом являются теоретические аспекты таможенного регулирования в условиях развития интеграционных процессов в рамках ЕАЭС и Единого экономического пространства.
Цель исследования – проблемы и перспективы развития таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в Евразийском экономическом союзе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить историю развития и этапы становления ЕАЭС;
охарактеризовать таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности в Евразийском экономическом союзе;
дать анализ развития таможенно-тарифного регулирования в рамках ЕАЭС;
рассмотреть порядок реализации процедуры таможенного контроля;
исследовать проблемы и перспективы взаимодействия таможенных органов стран ЕАЭС.
В основу работы составляют труды российских и зарубежных ученых, таких как Е.О. Галимова, А.М. Голубчик, И.А. Еловой, М.Ю. Козка, Г.А. Левиков, В.И. Маргунова и др., данные федеральной службы государственной статистики и информация с интернет ресурсов.
Методами исследования в работе являются: обработка данных, анализ научных источников, научной литературы, учебников и пособий по исследуемой проблеме. Информационную базу для написания работы составили труды ученых, учебные пособия по исследуемой проблеме и ресурсы глобальной сети Интернет.
Структура работы включает в себя: введение, три главы, заключение, список литературы и приложения.
1. Теоретические основы развития таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в Евразийском экономическом союзе
1.1 История развития и этапы становления ЕАЭС
Евразийский экономический союз – международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе. ЕАЭС проводит скоординированную и согласованную, единую политику в отраслях экономики, обеспечивая свободу движения товаров и услуг, капитала и рабочей силы. В состав Евразийского экономического союза входят: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация. Таможенный союз ЕАЭС — форма торгово-экономической интеграции стран участников, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом страны-участники Таможенного союза применяют единые таможенные тарифы и другие меры регулирования в отношении торговли с третьими странами .
Таможенный союз ЕАЭС – это беспрепятственное перемещение товаров на объединенной таможенной территории.
Целью создания ЕАЭС является всестороннее развитие и повышение конкурентоспособности экономик государств-членов ЕАЭС, а также создание таких условий, которые способствовали бы дальнейшему стабильному развитию и повышению жизненного уровня населения государств-членов. История Евразийской интеграции берет свое начало в 1994 году, когда бывший лидер Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев предложил создать на евразийском пространстве такой союз государств, который бы осуществлял реальную работу и был объединен экономическими взаимосвязями.
Упрощенная схема функционирования таможенного союза ЕАЭС представлена ниже (рисунок 1) .
Рис.1. Таможенный союз ЕАЭС (упрощенная схема)
В начале 1995 года Республика Казахстан, Республика Беларусь и Российская Федерация подписали Соглашение о Таможенном союзе (ТС), которое, в первую очередь, было нацелено на устранение препятствий для свободного экономического взаимодействия между хозяйствующими субъектами сторон, а во вторую, обеспечение свободного товарообмена и добросовестной конкуренции.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). // Собрание законодательства РФ. – 1993. – 20 декабря.
2. Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (Проект) России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru
3. Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) / СПС Консультант Плюс
4. Арланова, О.И., Львова М.В. Роль таможенных платежей в доходах федерального бюджета // Oeconomia et Jus. 2019. №1. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/roltamozhennyh-platezhey-v-dohodah-federalnogo-byudzheta
5. Булычева, К.А., Майсак О.А. Роль поступления таможенных платежей в федеральный бюджет РФ // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. №12– 1. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-postupleniya-tamozhennyh-platezhey-vfederalnyy-byudzhet-rf
6. Вардомский, Л. Б. Социальные детерминанты евразийской интеграции / Л. Б. Вардомский. // Мир перемен. — 2020. — № 1. — С. 131–147.
7. Горина, М.В., Трунина Е.В. Роль таможенных органов РФ в обеспечении экономической безопасности страны на современном этапе // Огарёв-Online. 2018. №2 (107). [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-tamozhennyh-organov-rf-vobespechenii-ekonomicheskoy-bezopasnosti-strany-na-sovremennom-etape
8. Губарев, Н.А. Институциональные проблемы обеспечения продуктовой безопасности России / Н.А. Губарев // В сборнике научных статей 9-й Международной научно-практической конференции: Актуальные проблемы развития социально-экономических систем: теория и практика. 2019. – С. 132–135.
9. Коварда, В.В., Лаптев Р.А., Тимофеева О.Г. Перспективы повышения уровня экономической безопасности в контексте цифровизации экономических процессов посредством развития системы прослеживаемости в ЕАЭС // Вестник Евразийской науки, 2020 №5, [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://esj.today/PDF/11ECVN520.pdf
10. Коварда, В.В., Лаптев Р.А. Совершенствование системы таможенного контроля посредством ее перспективной цифровизации в рамках развития системы обеспечения экономической безопасности России // Вестник Евразийской науки, 2020 №4, [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://esj.today/PDF/20ECVN420.pdf
11. Лаптев, Р.А. Исследование роли таможенных органов в обеспечении экономической безопасности России в условиях глобализации / Р.А. Лаптев // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. №1–1. – С. 77–85.
12. Официальный сайт Российской Академии наук [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ras.ru/
13. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru
14. Прокопович, Г.А. Таможенный менеджмент / Г.А. Прокопович, Е.Н. Соловьёв. – СПб.: Интермедия, 2015. – 260 c.
15. Применение общего таможенного тарифа в странах Европейского союза [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// www.brokert.ru/
16. Сальникова, А.В. Новеллы таможенного декларирования товаров в Евразийском таможенном союзе. // Научная электронная библиотека Elibrary.ru. 2018. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://elibrary.ru/ download/elibrary_36891565_95213754.pdf.
17. Сироткина, А. В. Анализ проблем и перспектив развития таможенно-тарифного регулирования в рамках ЕАЭС / А. В. Сироткина. // Молодой ученый. — 2021. — № 24 (366). — С. 138-141.
18. Стратегия научно – технического прогресса в Российской Федерации на долгосрочный период [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sntr-rf.ru/materials/strategiya-nauchnotekhnologicheskogo-razvitiya-rossiyskoy-federatsii-na-dolgosrochnyy-period/
19. Ушкалова, Д.И. 5 лет ЕАЭС: итоги взаимной торговли. // Научная электронная библиотека Elibrary.ru. 2020. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42317743_68886392.pdf.
20. Федотова, Г. Ю. Интернет-торговля: проблемы таможенно-тарифного и нетарифного регулирования. // Научная электронная библиотека Elibrary.ru. 2019. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42341415_20893990.pdf
21. ФТС России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.customs.ru/.