Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Влияние монополии на экономику страны во все времена ее существования было огромным. При этом воздействие могло быть как положительным, так и отрицательным. Учитывая несовершенство отдельных положений законодательства, касающихся сферы хозяйствования, исследование монополий всегда является весьма актуальным.
В странах с рыночной экономикой тема монополий считается одной из самых важных. Объясняется это в первую очередь тем, что от действий естественных монополий зависит благосостояние общества в целом. Тем самым, государству следует правильно подходить к регулированию деятельности таких экономических субъектов. На сегодняшний день тема очень актуальна, ведь дело в том, что в России и в других странах мира остро встает вопрос о сущности и трансформации естественных монополий и с каждым днем приобретает все большую значимость и связано это с тесной взаимосвязью деятельности естественных монополий с экономической и общественной жизнью общества и воздействие на эффективность других экономических субъектов. Отсюда следует, что каждый из отрицательных моментов в процессе регулирования монополий так или иначе могут повлиять на показатели хозяйственной деятельности государства. Это вынуждает государство осуществлять взвешенную экономическую политику.
Среди зарубежных исследователей, внесших значительный вклад в общую теорию монополии, следует указать Дж. Ст. Милля, А. Смита, К. Менгера, А. Курно, Ф. Клейнвехтера, А. Маршалла, Л. Брентано, К. Бюхера, Р. Лифмана, Л. Поле, В. Зомбарта, Г. Леви, И. Шастена, В. Кеннингэма, А. Пигу, П. Рузье, Дж. М. Кларка, Дж. Б. Кларка, Дж. Гобсона, Т. Веблена, Г. Минза, Дж. Коммонса, Г. Штакельберга, П. Сраффу, Э. Чемберлина, Г. Хотеллинга, Ф. Цойтена, Дж. Робинсон, Э. Мэйсона, Дж. Бэйна, Дж. Хикса, Ф. Найта, Й. Шумпетера, Дж. Гэлбрейта, В. Ойкена, Ф. Перру, Б. Селигмена, Л. Лахмана, И. Кирцнера, Дж. Стиглера, О. Уильямсона, К. Эрроу и мн. др.
Цель – выявить особенности государственного регулирования естественных монополий на примере РЖД. Задачи:
выявить сущность естественных монополий;
исследовать регулирование естественной монополии.
Объект естественные монополии. Предмет Государственное регулирование естественных монополий на примере РЖД.
В качестве методов в работе используются: метод научного абстрагирования и эмпирический метод, синтез и анализ, индукция и дедукция, графический метод, логический и исторический, нормативный и позитивный, синергетический и системный подходы
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Сущность естественных монополий
1.1. Виды рынков по типу конкуренции
Экономисты выделяют ряд рыночных структур: чистую (совершенную) конкуренцию; чистую (абсолютную) монополию; монополистическую конкуренцию; олигополию. (и др.)
Наиболее последовательно фирмы стремятся к достижению наивысшей экономической эффективности лишь в ситуации совершенной конкуренции.
Идеальная совершенная конкуренция может быть устойчивой при наличии всех необходимых для ее существования условий:
1) производимые товары примерно одинаковы, т.е. опасности, что производители в массе своей предпочтут товары одной из фирм из-за их явного превосходства по свой свойствам или качеству над продукцией других фирм;
2) товары на рынок предлагают многие фирмы, и объемы их поставок не очень различаются. В этом случае каждая из фирм оказывает достаточно слабое влияние на общее рыночное предложение и не может существенно изменить ситуацию на рынке в свою пользу;
3) затраты фирм на изготовление товаров различаются не очень существенно вследствие сходности технологии и цен на приобретаемые для производства ресурсы. Если это условие не соблюдается и одна из фирм имеет существенно более низкие затраты на производство, то она сумеет легко нарушить рыночное равновесие, например, предложив товары по более низкой цене (недоступной другим конкурентам) и захватив благодаря этому существенно большую долю рынка, чем конкуренты (нарушится предыдущее условие);
4) транспортные затраты не играют большой роли в формировании предложения, т.е. нет опасности, что многие производители окажутся неконкурентоспособными из-за слишком дорогой доставки своих товаров покупателям (их цены окажутся в итоге выше, чем у конкурентов, предприятия которых находятся ближе к основным рынкам сбыта);
5) вход на рынок и выход из него не связаны с большими трудностями;
6) продавцы и покупатели обладают всей необходимой информацией о поступающих на рынок товарах, их ценах и прибыльности продаж. При соблюдении этого условия (называемого информационной прозрачностью рынка) продавцы вынуждены продавать товары по цене равновесия и не могут требовать цены выше нее. Причина проста: все покупатели знают о ценах, которые просят за те же товары другие фирмы, и немедленноначнут покупать у них, а не у фирмы. решившей продавать дороже равновесной цены.
Поскольку в реальной жизни обнаружить совпадение всех этих условий возможно лишь в очень редких случаях, то большинство рынков работает в условиях несовершенной конкуренции.
1.2. Естественные и искусственные монополии
В экономической теории существует немало различных терминов. Однако самым емким из них является понятие монополии.
Слово «монополия» в переводе с греческого означает «моно» - один и «полио» - продаю. Данный термин означает такую ситуацию на рынке, когда на нем действует только одна фирма. При этом полностью отсутствует конкуренция или больше никем не выпускаются аналогичные товары или услуги.
Первые монополии в истории человечества были созданы благодаря санкциям государства. Правительством принимались законы, дающие привилегированное право какой-либо фирме торговать тем или иным товаром. Однако термин «монополия» имеет достаточно много определений. По одной из версий, это определенное состояние рынка, когда государству или организации дано исключительное право вести на нем хозяйственную деятельность. При этом монополист, при отсутствии конкуренции, сам определяет стоимость своего товара или весьма существенно влияет на политику ценообразования. Такое определение термина является качественной характеристикой рынка.
По вопросу о естественных монополиях было рассмотрено несколько статей:
«естественная монополия и естественная олигополия в экономике и их влияние на общий уровень цен» .
В статьях анализируются влияние на цены естественных монополий и олигополий. Проводится исследование деятельности федеральных компаний и их роль в национальной экономике страны:
В системе экономических отношений присутствует такое понятие как «Естественная монополия». По сути, традиционно, - это рыночная ситуация, характеризующаяся такими производственными условиями, обеспечивающими экономию в масштабах производства, а также, технологическую надежность и доступность услуг для потребителей. Стоить отметить, что сущность естественной монополии связывается с так называемым «провалом конкуренции», в данном случае подразумевается ситуация, при которой наличие нескольких фирм, конкурирующих между собой оказывается менее выгодным, чем наличие одной фирмы. Провал вызывается возрастающей отдачей.
Становление монополии: «Сбой конкуренции: факторы на стороне предложения и спроса». Здесь говорится прежде всего о той ситуации, когда монополия порождается благодаря падению предельных издержек, тем самым происходит возрастание рентабельности в сфере производства. Также, порождение монополии осуществляется благодаря высоким издержкам входа на рынок. Вполне вероятно, что при достаточно высоком их уровне, на рынок с уже действующей монополией не выйдет ни одно предприятие. Следует отметить, что еще одним препятствием для входа на рынок вполне может стать необходимость высокоразвитой кооперации при производстве товаров и услуг.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Алиханов М.М., Баисова С.Р. Естественная монополия в России: проблемы государственного регулирования // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 1-2. С. 5-10.
2. Андреева Нейля Кабировна - Естественные монополии: пути реформирования и регулирования // Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова; Режим доступа – https://elibrary.ru/item.asp?id=16095458; свободный. (Дата обращения – 26.04.2022).
3. Асмолкина А.И. Ценовое регулирование естественных монополий в РФ // Современные аспекты экономики. 2019. № 1 (257). С. 45-50.
4. Проблемы государственного регулирования деятельности естественных монополий в России / Балахонцев В.И., Федорова Н.С., Хохлов С.П. // Инновации. Наука. Образование. 2022. № 49. С. 261-265.
5. Государственное регулирование естественных монополий и его границы / Николаенко Д.А., Мягкова Е.П., Кузяшев А.Н. // Нацразвитие. Наука и образование. 2022. № 1 (4). С. 7-10.
6. Кухаренко А.А., Гайдук Н.В. Институционально-правовое обеспечение конкуренции торговых фирм // Московский экономический журнал. 2022. Т. 7. № 2.
7. Акопян О.А. Некоторые финансово-правовые аспекты регулирования ценообразования // Финансовое право. 2022. № 2. С. 3-8.
8. Ильин А.П. Экономические механизмы регулирования надежности электроснабжения потребителей в российской федерации и за рубежом // Московский экономический журнал. 2022. Т. 7. № 2.
9. Алексеева Е.И. Правовое регулирование деятельности естественных монополий // Modern Science. 2022. № 3-1. С. 95-98.
10. Бигеев Ратмир Ринатович - Методы государственного регулирования цен, устанавливаемых естественными монополиями (на примере оао «ржд») // Астраханский государственный университет; Режим доступа - https://elibrary.ru/item.asp?id=30616530; свободный. (Дата обращения – 26.04.2022)
11. Буркеева Р.Г. Специфика организационно-экономических форм российской естественной монополии // В сборнике: Интеллектуальный и научный потенциал XXI века. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Под общей редакцией А.И. Вострецова. 2019. С. 17-22.
12. Гассий М.В. Тенденции перехода от естественных монополий к конкурентной среде в России // Закон. 2019. № 5. С. 193-200.
13. Егорова М.А. Мировой опыт регулирования деятельности естественных монополий // Экономика и социум. 2019. № 1-1 (56). С. 475-481.
14. Егорова М.А. Реформирование естественных монополий в России // NovaUm.Ru. 2019. № 17. С. 64-65.
15. Жучков, А.Ю. «Роль естественных монополий в национальной экономке» 2013.
16. Инвестиционный подход в тарифообразовании на капиталоемкую продукцию естественных монополий / Чеботарев В.С., Воронков А.Н., Григоренко И.А., Рыжов И.В. // Экономика и предпринимательство. 2019. № 3 (104). С. 962-965.
17. Карпов В.В. - Подходы к регулированию тарифов естественных монополий // Омский научный центр СО РАН, 644024, г. Омск, Пр. К. Маркса, 15; Режим доступа - https://elibrary.ru/item.asp?id=28318214; свободный. (Дата обращения – 26.04.2022).
18. Кудрин А.А. Подходы к тарифному регулированию в сфере естественных монополий: эволюция мировой практики. Москва, 2019.
19. Курницкая К.Ю. Роль естественных монополий в системе экономической безопасности России // Вестник современных исследований. 2019. № 2.5 (29). С. 54-57.
20. Пряхина М.В. Франчайзинговые контракты в естественных монополиях // В сборнике: Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки. сборник статей по материалам LXXIII студенческой международной научно-практической конференции. 2019. С. 163-166.
21. Ребрина Т.Г., Стельмах Д.В. Тарифное регулирование естественных монополий // В сборнике: Современная антимонопольная политика России: правоприменительная практика в Брянской области. Сборник научных работ Всероссийской научно практической конференции. 2019. С. 154-157.
22. Салахова Э.К. Экономические инструменты регулирования деятельности естественных монополий в России // В сборнике: Современная антимонопольная политика России: правоприменительная практика в Брянской области. Сборник научных работ Всероссийской научно практической конференции. 2019. С. 170-173.
23. Сапир Жак - естественные монополии: проблемы определения и контроля // Центр исследований моделей экономического развития (CEMI) Высшей школы исследований по социальным наукам (EHESS) Франции; Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=9128450; свободный. (дата обращения – 26.04.2022).
24. Сапожникова Н.Т. Актуальные проблемы регулирования естественных монополий в России // В сборнике: актуальные проблемы управления - 2018. материалы 23-й Международной научно-практической конференции. Государственный университет управления. 2019. С. 423-426.
25. Скороходова Лариса Александровна, Пермякова Ульяна Васильевна - Подходы к регулированию деятельности естественных монополий в России // ФГКОУ ВО «Уральский юридический институт МВД России» и ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»; Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=30534818; свободный. (Дата обращения – 26.04.2022)
26. Стрижкин С.А., Александрова Н.В. Правовые аспекты процедуры банкротства, применяемой к субъектам естественных монополий // Студенческий. 2019. № 13-3 (57). С. 78-80.
27. Струсь К.А., Кантаев А.А. К вопросу о понятии «естественная монополия» // В сборнике: Теоретические аспекты юриспруденции и вопросы правоприменения. сборник статей по материалам XIX международной научно-практической конференции. 2019. С. 40-44.
28. Струсь К.А., Кантаев А.А. Соотношение публичного и частного интереса в деятельности естественных монополий // Интернаука. 2019. № 1-2 (83). С. 43-44.
29. Толокнов Никита Андреевич - естественная монополия и естественная олигополия в экономике и их влияние на общий уровень цен // Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, 2015 год; Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=25186941, свободный. (дата обращения – 26.04.2022)
30. Ценообразование как метод антимонопольного регулирования естественных монополий в странах-членах ЕАЭС / Акимов С.А., Гавриченко А.А., Хлопяникова Г.В. // В сборнике: Современная антимонопольная политика России: правоприменительная практика в Брянской области. Сборник научных работ Всероссийской научно практической конференции. 2019. С. 6-10.
31. ОАО «РЖД» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://annrep.rzd.ru/reports/public/ru?STRUCTURE_ID=4235