Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В последнее время дошкольное образование стало рассматриваться как первая ступень во всей системе непрерывного обучения. Осуществлять подготовку к школе, создавать условия для эмоционального, физического, интеллектуального и творческого развития призвано дошкольное учреждение. Цель дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка, гармоничного развития его личностных качеств.
В течение дошкольного возраста ребенок совершает колоссальный «скачок» в физическом и интеллектуальном развитии: формируются и активно развиваются все познавательные функции. Основу этого развития составляет восприятие.
Дошкольников привлекают яркие предметы, мелодичные или оригинальные звуки, эмоциональные ситуации. Они воспринимают окружающую действительность непроизвольно, направляя свое внимание на то, что их больше привлекает. Ребенок, видя предмет, способен оценить известные ему функции, интуитивно проанализировать свой опыт и понять, что он видит, слышит или чувствует. Небольшой багаж жизненного опыта помогает понять, что это за ощущение, распознать предмет, звук или запах. Развитие восприятия у детей дошкольного возраста позволяет перейти им на следующую ступеньку, когда они научаются целенаправленно изучать объекты, определять их характеристики, дифференцированно воспринимать отдельные свойства.
Восприятие - психический процесс, приводящий к порождению чувственного образа, структурированного по определённым принципам и содержащего в качестве одного из исследуемых элементов самого наблюдателя.
Большой вклад в разработку теории восприятия внесли И.М. Сеченов, Л.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.П. Зинченко, Н.Н. Ланге.
Понятие, виды и свойства восприятия подробно описаны в работах Б.М. Величковского, В.П. Зинченко, А.Р. Лурии «Психология восприятия» [3], А.Р. Лурии «Ощущения и восприятие» [13].
Особенности развития детей дошкольного возраста изучены в работах Л.А. Венгера, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» [4], А.В. Запорожца «Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве» [21] и др.
Объект исследования – процесс восприятия как ведущий познавательный процесс в дошкольном возрасте.
Предмет исследования – особенности развития восприятия у детей среднего дошкольного возраста.
Цель исследования – теоретически обосновать и практически исследовать особенности развития восприятия у детей среднего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1. изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2. дать характеристику понятию «восприятие»;
3. изучить особенности развития восприятия у детей среднего дошкольного возраста;
4. подобрать методики для исследования развития восприятия у детей среднего дошкольного возраста;
5. провести диагностику уровня развития восприятия у детей среднего дошкольного возраста.
Методы исследования: изучение теоретических источников (психологической и педагогической литературы), психолого-педагогический эксперимент, математическая обработка результатов эксперимента.
База исследования: исследование проводилось на базе .... В эксперименте приняли участие воспитанники средней группы.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованных источников и приложений.
Глава 1. Теоретические аспекты развития восприятия у детей среднего дошкольного возраста
1.1. Понятие «восприятие» в психолого-педагогической литературе
Понятия «восприятие» является объектом многочисленных исследований психологии, педагогики. Проблема развития восприятия проанализирована в многочисленных исследованиях и широко представлена в зарубежной и отечественной психолого-педагогической и дефектологической литературе. Вместе с тем, данные вопросы остаются актуальными и востребованными и в настоящее время.
Восприятие - это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Оно включает в себя прошлый опыт человека в виде представлений и знаний.
Как отмечает А.В. Петровский, восприятие - качественно новая ступень чувственного познания с присущими ей особенностями [2, с. 65].
Восприятие это сложный процесс, который тем богаче, чем больше анализаторов задействовано при манипулировании с данным предметом. То есть, это зрительный образ, тактильные ощущения, обоняние, вкус. И из всего разнообразия воспринимаемых признаков синтезируется целостный образ предмета, который, впоследствии, становиться эталоном, возникающем в голове ребенка при упоминании о предмете.
По Л.Д. Столяренко восприятием «называют психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств» [24, с. 97].
Согласно Маклакову А.Г., «восприятие — это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств» [14, с. 201].
С. Л. Рубинштейн характеризует восприятие как «чувственное отражение предмета или явления объективной действительности, воздействующее на наши органы чувств» [23, c. 106].
В философско-терминологическом словаре восприятие определяется как форма чувственного отражения действительности в сознании, способность обнаруживать, принимать, различать и усваивать явления внешнего мира и формировать их образ [25].
Таким образом, восприятие - процесс отражения человеком предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Восприятие включает в себя ощущение и на нем основывается. В процессе восприятия, помимо ощущений, задействован предыдущий опыт, т.е. включаются психические процессы более высокого уровня – память, мышление, поэтому его часто называют перцептивной системой человека.
В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий. В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. Восприятие связано с осознанием, пониманием, осмыслением предметов, явлений, с отнесением их к определенной категории по соответствующим признакам, основаниям. Только включив предмет или явление в определенную систему, охватив его соответствующим понятием, мы можем правильно интерпретировать его.
Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе. Так, под действием раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные центры и, в конечном итоге, в кору головного мозга. Здесь оно поступает в проекционные (сенсорные) зоны коры, которые представляют собой как бы центральную проекцию нервных окончаний, имеющихся в органах чувств. В зависимости от того, с каким органом связана проекционная зона, формируется определенная сенсорная информация [14].
Образ восприятия выступает как результат синтеза ощущений, возможность которого, по мнению А.Н. Леонтьева, возникла в филогенезе в связи с переходом живых существ от гомогенной, предметно неоформленной среды к среде, предметно оформленной. В зависимости от биологической значимости в воспринимаемом предмете ведущим может оказаться либо одно, либо другое качество, от чего зависит, информация от какого анализатора будет признана приоритетной. Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые признаки, свидетельствующие о свойствах воспринимаемого объекта, различают и виды восприятия [12].
Многообразие окружающего мира находит отражение в различных видах восприятия, которые связаны с разными сенсорными системами или органами чувств. Пять основных видов восприятия соответствуют зрению, слуху, обонянию, осязанию и вкусовой чувствительности [19].
Выделяют следующие виды восприятия:
1. В зависимости от анализаторов:
зрительное;
слуховое;
осязательное;
обонятельное;
вкусовое.
2. В зависимости от активности:
произвольное;
непроизвольное;
3. В зависимости от форм существования материи:
восприятие пространства;
восприятие времени;
восприятие движения.
4. В зависимости от воспринимаемых объектов:
восприятие речи;
восприятие предметов;
восприятие ситуаций;
восприятие музыки;
восприятие человека.
5. В зависимости от продолжительности и степени охвата воспринимаемой информации:
симультанное;
сукцессивное [22].
Восприятие обладает несколькими определенными свойствами: предметностью, целостностью, константностью, осмысленностью, избирательностью и апперцепцией [18].
Предметность выражается в отнесенности образов восприятия с предметом и явлениями окружающего мира. Предметность восприятия представляет собой отнесение предмета к определенной категории предметов среды. Например, зеленое, круглое, твердое и сладкое – это яблоко, фрукт, а зеленое, длинное и рычит – это крокодил, животное.
Целостность – законченная и оформленная структура на основе обобщения знаний обо всех свойствах. Образ всегда воспринимается целым на основе совокупности ощущений, от него полученным. То есть его не может создать только лишь цвет или звук. Важным фактором здесь является движение. Например, лягушка не воспринимает муху как муху, если та остается неподвижной, поэтому не будет на нее охотиться.
Структурность восприятия представляет собой не просто совокупность ощущений. В нем отражается взаимосвязь различных свойств и частей, т.е. структура предмета. Структурность связана с другим свойством восприятия — целостностью.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адлер, А. Индивидуальная психология и развитие ребенка [Текст] / А. Адлер. – Москва. - Изд-во: Институт общегуманитарных исследований, 2017. – 166 с.
2. Введение в психологию : [Учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений / А. В. Брушлинский и др.]; Под общ. ред. А. В. Петровского. - М. : Изд. центр "Академия", 1995. – 493 с.
3. Величковский, Б. М. Психология восприятия [Текст] : Учеб. пособие / Б. М. Величковский, В. П. Зинченко, А. Р. Лурия. - Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1973. - 245 с.
4. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет : Кн. для воспитателя дет. сада / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера. - М. : Просвещение, 1988. – 143 с.
5. Восприятие [электронный ресурс]: https://psihomed.com/vospriyatie/ (дата обращения 22.04.22).
6. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский. – Москва. Изд-во: Юрайт, 2016. – 224 с.
7. Довгая, Н.А. Влияние факторов семейной ситуации на эмоциональное развитие дошкольника // психология в детском саду. – 2006. - №4. – С.66-76.
8. Ермолаева, М.В. Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников [Текст] / М.В. Ермолаева, И.Г. Ерофеева. – М.: Изд-во МПСИ, 2008. – С. 11-18; 21-42.
9. Комарова, Т. С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию [Текст] / Т. С. Комарова. – М.: Владос. 2007. – 97 с.
10. Корепанова, М. В. Познаю себя [Текст] : методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраста / М. В. Корепанова, Е. В. Харлампова. - Москва : Баласс, 2012. - 159 с.
11. Краснощёкова, Н. В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего дошкольного возраста: игра, упражнения, тесты / Л. С. Краснощёкова. — Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - С.2.
12. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Психология" / А. Н. Леонтьев ; под ред. Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой. - 5-е изд., стер. - Москва : Смысл : Academia, 2010. – 509 с.
13. Лурия, А. Р. Ощущения и восприятие [Текст] : Материалы к курсу лекций по общ. психологии / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. МГУ. Фак. психологии. Фак. повышения квалификации преподавателей вузов. - Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1975.
14. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] : учебное пособие для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин / А. Г. Маклаков. - Москва [и др.] : Питер, 2012. - 582 с.
15. Марцинковская Т.Д. (ред.) Психология развития. 3-е изд. [Текст] / Т.Д. Марцинковская. – М.: Академия, 2007. - 528 с.
16. Мунасипова Е.А., Овсянникова Е.А. Развитие восприятия у детей дошкольного возраста [электронный ресурс]: https://scienceforum.ru/2019/article/2018013269 (дата обращения 23.04.22).
17. Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст] / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2015. – 656с.
18. Осницкий, А. Это удивительное восприятие…[Текст] / Записки психолога / А. Осницкий // Семья и школа. – 2014. – № 2. – С. 15.
19. Пашнева, В. А. Виды восприятия и их роль в развитии художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста / В. А. Пашнева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 5 (15). — С. 82-86.
20. Психологические особенности детей 4–5 лет [электронный ресурс]: https://gart31.npi-tu.ru/assets/files/konsultac/Psihologicheskie-osobennosti-detej-4-5.pdf (дата обращения 23.04.22).
21. Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве : [сборник статей] / Акад. пед. наук СССР, Ин-т психологии ; под ред. А. В. Запорожца и М. И. Лисиной. - Москва : Просвещение, 1966. – 299 с.
22. Романова, М. В. Общая психология: познавательные процессы : учеб.- метод. пособие / М. В. Романова. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2019. – 64 с.
23. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - Москва [и др.] : Питер, 2012. – 705 с.
24. Столяренко, Л. Д. Основы психологии [Текст] : учебное пособие / Л. Д. Столяренко. - Москва : Проспект, 2012. - 458 с.
25. Философско-терминологический словарь / А. Ф. Малышевский. - Калуга : Гриф, 2004. - 329 с.
26. Цветкова, А. А. Особенности развития восприятия ребенка дошкольного возраста [электронный ресурс]: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/01/18/statya-na-temuosobennosti-razvitiya-vospriyatiya-rebenka-doshkolnogo (дата обращения 23.04.22).