Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что основная проблема обоснованного выбора профессии состоит в том, что самостоятельно определить профессиональную пригодность или непригодность подросток не может, поскольку в большинстве случаев он не имеет четких представлений ни о требованиях профессии, ни о собственных качествах и способностях.
Профессиональное самоопределение молодёжи, является очень важным фактором в развитии личности человека, включающее в себя обобщенность представлений о себе самом, окружающем мире, что в свою очередь определяет смысл будущей жизни.
Периодом самоопределения издавна принято считать подростковый возраст. Человек в этом возрасте начинает выстраивать свои жизненные планы. Жизненный план включает в себя очень многое. Он включает в себя стиль жизни подростка, род занятий, моральные качества и многое другое.
И, как правило, самым важным и труднейшим делом для подростка старшеклассника в этот период жизни становится выбор будущей профессии. Возникновение непоправимых ошибок в этом выборе влечет за собой порой нерешаемые проблемы. Человек всю жизнь остается со своими нереализуемыми умственными и материальными возможностями. Данная проблема оставляет глубокий отрицательный след в судьбе человека.
Одновременно при неправильном профессиональном выборе человека возникает проблема экономического характера. Государство затрачивает огромные средства на обучение молодого человека, чтобы после обучения получить высококвалифицированного специалиста для страны в своей сфере.
Специалист, который не работает по специальности, приносит государству экономические убытки. В связи с этим, в современной школе, специалисты педагоги-психологи должны глубоко и широко разбираться в вопросах, связанных с трудовым воспитанием, с формированием личности и готовности к выбору профессии, с планированием будущей карьеры учащегося.
Современная школа обязательно должна создавать благоприятные условия для учеников в данном вопросе, оказывать содействие в выборе профессии. Для того, чтобы реализовать данные утверждения на практике в среднем образовательном учреждении важнейшим аспектом в работе с учеником должно являться применение психолого-педагогических подходов к профессиональному самоопределению учеников.
Воспитывающая роль социальных институтов и их влияние на социализацию, активизацию профессионального самоопределения личности исследована в трудах A.B. Мудрик, В.А. Сластенина, Ю.В. Савина, и др.
Трактовка готовности к профессиональному самоопределению учащихся учреждений образования дана Е.М. Борисовой, Е.И. Головаха, О.Б. Даутовой, С.Ю. Рубцовой, С.Н. Чистяковой.
Проблема профессионального самоопределения личности с психолого-педагогической точки зрения изучена исследователями Н.С. Дежниковой, Е.А. Климовым, Е.Ю. Пряжниковой, Н.С. Пряжниковым, В.Г. Степановым.
Влияние профильного обучения на профессиональную и социальную деятельность личности освещено в трудах О.Б. Даутовой, Э.Ф. Зеер и др.
По мнению упомянутых авторов именно личностное самоопределение является основным фактором влияния на развитие других видов самоопределения старшеклассника, в частности - профессионального.
Таким образом, противоречие между успешной динамикой профессионального становления и, в то же время, отсутствие субъектного подхода в решении этой проблемы, обусловили необходимость разработки программы социально-педагогической помощи в профессиональном самоопределении молодёжи, что и составило проблему данного исследования.
Тема исследования: изучить особенности социально-педагогической помощи в профессиональном самоопределении молодёжи.
Объект исследования - процесс профессионального самоопределения молодёжи.
Предметом исследования является социально-педагогическая помощь в профессиональном самоопределении молодёжи.
Сущность гипотезы исследования состоит в том, что, профессиональное самоопределение молодёжи будет происходить успешнее, если в данной работе будет принимать участие социальный педагог.
Исходя из объекта, предмета, цели и гипотезы, были выдвинуты следующие задачи исследования:
1) Осуществить теоретический анализ литературы с теоретической точки зрения по теме: профессионального самоопределения.
2) Изучить современные теоретические подходы к проблеме профессионального самоопределения молодёжи в современных условиях.
3) Провести исследование и выявить основные формы и методы социально - педагогической помощи в профессиональном самоопределении молодежи.
Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы научно-педагогических исследований:
-теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы, научно-исследовательских трудов и публикаций;
- изучение педагогического опыта;
Структура работы: работа состоит введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Сущность и содержание понятия профессионального самоопределения в современных психолого-педагогических исследованиях
Жизненный выбор человека – это стремление личности. Стремление личности - это конструкт, который объединяет в себе отличные друг от друга желания и действия, скооперированные вокруг одной цели.
Именно личностные стремления к намеченной цели, служат организующими факторами к формированию мотивации, которая выстраивает своеобразную последовательность различных шагов к достижению целей. Личностные стремления и все последовательные шаги к достижению сформированных целей отражают жизненный выбор, который делают люди, для направления своей жизни к достижению одних целей и избеганию других. Эти стремления личности формируют осмысленность выбора, поскольку человеческая жизнь всегда строится вокруг того, каких целей он хочет достичь.
При трактовке понятия «самоопределение» И. С. Арон, исходит из содержания глагола «самоопределиться», что значит осознать себя, свои общественные интересы, определить свое собственное существование, свое место в жизни, в обществе, начать существовать самостоятельно [1, c 20].
По другой трактовке, самоопределение − это центральный фактор становления зрелой личности, понимание самого себя, своих возможностей и стремлений, понимание своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни. Следовательно, самоопределение свидетельствует о достижении личностью достаточно высокого уровня развития.
Понятие «самоопределение» вполне соотносится с такими понятиями как самоакутализация, самореализация, самоосуществление. При этом многие мыслители связывают самореализацию, самоактуализацию с трудовой деятельностью.
Например, Е. А. Климов считает, что самоактуализация проявляется себя «через увлеченность значимой работой» [5, c 57].
Е. А Костюнина, связывает самореализацию с «делом», которое делает человек [6, c 530].
С. Н. Чистякова отмечает, что «смысл самоопределения − в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность». [29, с.19]
По М.В. Фирсову, самоопределение понимается как осознание личностью своей позиции, которая формируется внутри координат системы отношений. При этом она подчеркивает, что от того, как складывается система отношений (к коллективному субъекту, к своему месту в коллективе и другим членам), зависит самоопределение и общественная активность личности. [24, с.39]
Дж. Холлинс рассматривает самоопределение как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих базовых отношений, ключевых компетенций (профессионально-трудовых, нравственных, личностных), овладение которыми позволяет действовать в меняющихся социальных, экономических и культурных условиях, принимать решения, адекватные своим ценностным смыслам. [26, с.100]
С точки зрения психологии (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев и др.), самоопределение рассматривается как процесс, в котором формируется личность, способная к самостоятельному, активному построению собственной жизнедеятельности. Внешние воздействия на личность реализуются лишь опосредованно через внутренние условия.
В этом, по мнению ученых, состоит смысл принципа детерминизма, выраженного в подчеркивании роли внутреннего момента самоопределения, верности себе, не одностороннего подчинения внешнему. Авторы доказывают, что проблема самоопределения не может быть решена в отрыве от вопросов взаимоотношения человека с окружающим миром, так как отношение человека к самому себе, является ключевым моментом в понимании феномена самоопределения и в значительной степени зависит от его отношения к окружающим и окружающих к нему. [4, с.65−67]
Самоопределение С.И. Самыгиным считается стороной самореализации. В нем, по утверждению автора, главным является индивидуальный выбор цели и способов ее достижения на данном отрезке, этапе жизни субъекта и самоограничение, которое не является препятствием развития личности. Главной функцией самоопределения считается выбор направленности деятельности, на основе которой осуществляется самореализация. [21, с102]
Е.Е. Кравцова, анализируя понятие «профессиональное самоопределение», подчеркивает, что это не однократный акт принятия решения, а постоянно чередующиеся выборы. Наиболее актуальным выбор профессии становится в отрочестве и ранней юности, но и в последующие годы возникает проблема ревизии и коррекции профессиональной жизни человека. Выбор профессии отражает определенный уровень личных притязаний, основанных на оценке человеком своих способностей и возможностей [7, с.10].
Е. А. Климов выделяет два уровня профессионального самоопределения:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арон, И. С. Профессиональное самоопределение старшеклассников в контексте социальной ситуации развития. // Национальный психологический журнал.- 2019. – № 3 (11). – С. 20-27.
2. Басов, Н.Ф. Социальная педагогика: Учебное пособие для ВУЗов / Н.Ф. Басов. - М.: КноРус, 2014. - 230 c.
3. Бёрн, Э. Люди, которые играют в игры, и игры, в которые играют люди / Э. Бёрн. – М.,2019.- 576 с.
4. Ермолаева, М.В. Психология развития.-3-е изд., стереотип. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2016.-376 с.
5. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения/ Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2014. 304 с.
6. Костюнина, Е. А., Агеева, Л. Г. Трудности профессионального самоопределения подростков // Молодой ученый. - 2018. - №20. - С. 530-533.
7. Кравцова, Е.Е, Психология и педагогика. Краткий курс: учебное пособие.- Москва: Проспект, 2016- 320 с.
8. Крайг, Г. Психология развития: учеб. пособие / Г. Крайг. – 9-е изд. –СПб.: Питер, 2017.- 940 с.
9. Леонтьев, Д. А. Тест жизнестойкости / Д. А. Леонтьев, Е.А. Рассказова, - М. : Смысл, 2016.- 63 с.
10. Липский, И.А. Социальная педагогика: Учебник для бакалавров / И.А. Липский, Л.Е. Сикорская. - М.: Дашков и К, 2016. - 280 c.
11. Лукина, А.К. Социальная педагогика: Учебное пособие / А.К. Лукина. - М.: Инфра-М, 2019. - 240 c.
12. Лысенко, Е. М. Возрастная психология / Е.М. Лысенко. – М. : Владос-Пресс,2016. - 173 с.
13. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: истоки, состояние, перспективы развития: материалы xx международных социально-педагогических чтений (24 марта 2017 года) / Л.В. Мардахаев. - М.: Русайнс, 2018. - 144 c.
14. Матвиенко М. А., Егушев К. Е., Пименов Н. О., Файрузов Р. Р. Ценности современной молодежи // Молодой ученый. - 2020. - №10. - С. 1523-1525.
15. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: Учебник / А.В. Мудрик. - М.: Academia, 2019. - 95 c.
16. Немов, Н.В. Управление введением системы предпрофильного обучения девятиклассников. - М.; АПКиПРО, 2013. - 68 с.
17. Олейников Ю.В. Социальные условия становления зрелого человека // История и современность. 2017. С.24 - 25
18. Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников. Диагностика и развитие профессиональной зрелости. –М.: ТЦ Сфера, 2016.-128 с.
19. Пряжников Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения. Учебное пособие. − М.: МГППИ, 2019. − 97 с.
20. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С.. Профориентация : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 496 с.
21. Самыгин, С.И. Социальная педагогика для бакалавров: учебник / С.И. Самыгин. - РнД: Феникс, 2016. - 366 c.
22. Столяренко, Л.Д., Столяренко, В.Е. Психология и педагогика : учеб. пособие для бакалавров / Л- 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2017. - 671 с.
23. Тихомирова, Е.И. Социальная педагогика. Самореализация школьников в коллективе / Е.И. Тихомирова. - М.: Academia, 2018. - 206 c.
24. Фирсов, М.В. Социальная педагогика (для бакалавров) / М.В. Фирсов, И.Д. Лельчицкий. - М.: КноРус, 2017. - 397 c.
25. Фопель, К. На пороге взрослой жизни – М.: Генезис, 2018.- 208 с.
26. Холлинс, Дж. Сотворить свою жизнь. Поиски своего пути / Дж. Холлинс. – М.: Класс, 2016.- 192 с.
27. Чекулаенко, В.Л. Общая социальная педагогика. Основы теории: Учебное пособие / В.Л. Чекулаенко. - М.: Инфра-М, 2017. - 160 c.
28. Чистякова С. Н. Актуальность проблемы профессионального самоопределения обучающихся в современных условиях // Профессиональное образование и рынок труда. - 2018. - № 1. - С. 54-60.
29. Чистякова С. Н. Проблема самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения / С. Н. Чистякова// Педагогика. - 2015. - № 1.- С.19–26
30. Шахматова, Т.О. Роль института повышения квалификации в становлении профильного обучения. - В сб. «Концепция модернизации российского образования: подходы к реализации»/ Т.С. Шахматова, С.В. Кривых. - С-Пб. - Новокузнецк, ИПК, 2017. - С. 30-34.
31. Шерер И. Н. Государственное регулирование миграционных процессов на молодежном рынке труда : монография. М. : Книгодел, 2020. 204 с.,
32. Юсупова, Б. С. Понятие и сущность профессионального самоопределения / Б. С. Юсупова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2019. - № 21 (259). - С. 315-317.