Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
Глава 1 Развитие таможенного законодательства во второй половине 90х годов ХХ века 5
1.1. Таможенное законодательство России в начале 90х годов ХХ века 5
1.2. Изменение в таможенном законодательстве после принятии Конституции РФ 13
Глава 2 Общая характеристика Таможенного кодекса РФ 1993 17
2.1 Таможенный кодекс 1993 г. в системе таможенного законодательства Российской Федерации90х годов ХХ века, история, причины его принятия и отмены 17
2.2 Структура и содержание Таможенного кодекса РФ 1993. 20
Заключение 25
Список использованных источников 28
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Основа рынка таможенных услуг определяется потребностями рынка и выражением внешней торговли. В связи с тем, что Россия является активным участником международной торговли, возникла необходимость законодательного регулирования таможенной деятельности, что привлекло к созданию. В 1993 году Таможенного кодекса. Принятие данного кодекса в один года с Конституцией РФ обуславливает важность данного направления правого регулирования.
С принятия Таможенного кодекса прошло почти 30 лет, существенно изменилось и таможенное законодательство и таможенная граница, были приняты ряд новых нормативных актов в этой области, однако основу таможенно-правого регулирования были заложены Таможенным кодексом РФ, и в действующем законодательстве можно встретить похожие нормы.
В связи с этим большое внимание привлекает исследование таможенного кодекса РФ 1993 года как основы современного таможенного законодательства.
Объектом исследования выступают общественные отношения в правого регулирования таможенных отношений.
Предметом исследования являются нормы Таможенного кодекса РФ 1993
Целью данной работы является анализ положений Таможенного кодекса РФ 1993 года и развитие таможенного законодательства во второй половине 90-х годов ХХ века.
Следующие задачи направлены на достижение поставленной цели:
- изучить таможенное законодательство России в начале 90х годов ХХ века;
- проследить изменение в таможенном законодательстве после принятии Конституции РФ;
- проанализировать Таможенный кодекс 1993 г. в системе таможенного законодательства Российской Федерации90х годов ХХ века, история, причины его принятия и отмены;
- изучить структуру и содержание Таможенного кодекса РФ 1993.
Методологическая база исследования методы научного познания анализ и синтеза сравнительно правовой и формально юридический метод.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Глава 1 Развитие таможенного законодательства во второй половине 90х годов ХХ века
1.1 Таможенное законодательство России в начале 90х годов ХХ века
Мировая экономика не может развиваться без взаимодействия между государствами; такие отношения носят, как правило, коммерческий характер, что принято называть внешнеэкономическими отношениями. Государственно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется государством посредством принятия и реализации нормативных правовых актов в области внешней политики. Такой подход обусловлен объективной необходимостью, связанной с решением задач обеспечения национальной безопасности и экономической независимости государства.
В целом внешнеэкономическая деятельность концептуально является деятельностью по осуществлению сделок в сфере внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью. Внешнеторговые (внешнеэкономические) отношения формируются и осуществляются под влиянием различных регуляторов, влияющих на возникновение таких отношений и направляющих их развитие в единую эффективную политико-экономическую систему, защищающую интересы государства.
Проблема международной торговли и внешнеторговой политики долгое время была предметом исследований, при этом основной проблемой была допустимая возможность и объективная необходимость сочетания политических и экономических интересов в государственном регулировании внешнеэкономической деятельности. Таможенная политика является неотъемлемой частью внутренней и внешней политики государства; на практике в основе таможенной политики лежит один из двух диаметрально противоположных подходов в осуществлении внешнеэкономической деятельности: протекционизм (филантропия) или свободная торговля (свободная торговля).
Свобода торговой таможенной политики государства, направленная на предотвращение вмешательства государства (в смысле опеки и регулирования) в частную и хозяйственную деятельность, как правило, характеризуется отсутствием таможенных пошлин как на импорт, так и на экспорт.
В период существования Союза Советских Социалистических Республик вопрос таможенной политики не поднимался в связи с установлением государством монополии внешней торговли, заключавшейся в концентрации государственного управления всей внешней торговлей в стране.
Теоретическое обоснование монополии внешней торговли приводится в работах В. И. Ленина, который рассматривал такую монополию как важную часть социалистических преобразований экономики страны. Юридическое закрепление монополии внешней торговли было осуществлено в одном из первых решений советского правительства (постановление Совнаркома от 22 апреля 1918 года) . Этот указ закреплял положение о национализации и монополизации внешней торговли государством «Вся внешняя торговля национализирована. Торговые операции по купле-продаже всех видов продукции с иностранными государствами и отдельными торговыми предприятиями за рубежом осуществляются от имени Российской Республики специально уполномоченными органами. Кроме этих органов, запрещены все торговые операции с зарубежными странами по импорту и экспорту». По этому поводу И. М. Кулишер заявил: Контроль за всем экспортом и импортом сосредоточен в руках Наркомата внешней торговли, а сделки, совершаемые за рубежом, осуществляются только под надзором Наркомпроса и с ведома и согласия действующих в соответствующих странах торговых представительств республики, которые являются основным торговым органом СССР на внешних рынках .
Соответственно, теоретические исследования в области таможенной политики и внешней торговли в СССР не имели значения. При этом, по мнению Н. М. Блинова, нет оснований говорить об отсутствии в тот исторический период четко сформулированной таможенной политики, он считает монополию внешней торговли политикой протекционизма . На наш взгляд, это суждение несколько неверно, поскольку протекционизм преследует совершенно другие цели и не предполагает государственной монополии на внешнеэкономическую деятельность.
Законодательные нормы о государственной монополии внешней торговли были разработаны в таможенных кодексах СССР. В 1924 году принят Таможенный кодекса СССР , согласно которому основной задачей таможенных органов был контроль экспортно-импортных операций в рамках государственной монополии внешней торговли. Характерной и главной особенностью этого кодифицированного акта было детальное регулирование деятельности таможенных органов.
Расширение внешнеэкономических связей СССР с европейскими государствами в период с 1924 по 1927 год потребовало принятия нового Таможенного кодекса, который был утверждён в декабре 1928 года . Статья 2 Таможенного кодекса СССР в 1928 году установила, что основной задачей таможенных органов является «фактический контроль за выполнением положений о государственной монополии внешней торговли». При этом, как отмечает А. Н. Козырин: «Обеспечение фискальных интересов (т.е. взимание таможенных пошлин и сборов) рассматривалось законодателем как дополнительная, второстепенная функция» .
Статья 14 Конституции СССР 1936 года устанавливала: «В
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. - 2020. - № 144.
2. Конституция СССР 1936 года //Известия ЦИК Союза ССР и ВЦИК. 1936. № 283.(утратила силу)
3. Таможенный кодекс Российской Федерации от 18 июня 1993 г. № 5221-1// Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации . - 1993. - № 31. - Ст. 1224 (утратил силу).
4. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 № 61-ФЗ (ред. от 27.11.2010) // Собрании законодательства РФ. 2003. № 22. Ст. 2066 (утратил силу).
5. Таможенный устав СССР 1925 г.//СЗ СССР. - 1925. - № 5. - Ст. 53. (утратил силу).
6. Таможенный кодекс СССР1964 г. //Ведомости ВС СССР. 1964. № 29. Ст. 349. (утратил силу).
7. Таможенный кодекс СССР 1928 г.// СЗ СССР. 1929. N 1. Ст. 2
8. Декрет Совета народных комиссаров РСФСР от 22 апреля 1918 г «О национализации внешней торговли» // Сборн. узакон. за 1918 г., ст. 432.
9. Александров Д. А., Дмитриев С. С. Таможенное дело в СССР. Краткое учебное пособие для работников таможенных учреждений. /Д.А. Александров. С.С. Дмитриев. - М. : В/О «Международная книга», 1949.- 389 с.
10. Бакаева О.Ю. Таможенные фискальные доходы: правовое регулирование. /О.Ю. Бакаева. - М. : Статут,2005. - 187 с
11. Блинов Н.М. Таможенная политика России X–XX вв. / Н.М. Блинов. - М. : Норма, 1997. -240 с.
12. Бомштейн, И. А. Основы применения системы управления рисками при проведении таможенного контроля / И.А. Бомштейн // Молодой ученый. - 2022. - № 16 (411). - С. 332-333.
13. Вилюк В.В. Историко-правовые аспекты некоторых вопросов таможенного права, преподаваемого в ВУЗах / В.В. Вилюк // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. – 2021. - № 34. - С. 34-49.
14. Габричидзе, Б. Н. Российское таможенное право: Учебник для вузов / Б.Н. Габричидзе. - М. : Норма, 2020. - 278 c.
15. Дибиров Ю.С. Конституционно-правовые основы организации и деятельности таможенных органов России /Ю.С. Дибиров// Юридический вестник Дагестанского государственного университета. – 2018. - № 4.- С. 63-67.
16. Димитров Н.Д. Карасёв А.В. Семёнов А.В. Историография и источники таможенного права России / Н.Д. Димитров А.В. Кисилёв А.В. Семенов// Ученые записки Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. – 2012. - № 1.- С. 89-102.
17. Дмитриев Ю.А. Конституция Российской Федерации: доктринальный комментарий (постатейный) / под ред. Ю.А. Дмитриева.- М. : «Деловой двор», 2009. – 451 с.
18. Козырин А. Н. Таможенное право России. Учебное пособие. /А.Н. Козырин. - М. : Фирма «СПАРК», 1995. -134 с.
19. Кулишер И. М. Основные вопросы международной торговой политики. /И.М. Кулишер. – Челябинск : Социум, 2008. - 479 с.
20. Мнишко В.В. Конституционно-правовые основы единства экономического пространства в Российской Федерации. / В.В. Мнишко автореф. ... канд. юрид наук.- М. , 2003.- 29 с.
21. Орлов И.В. Таможенное законодательство СССР (краткий историко-правовой анализ) /И.В. Орлов // Вестник государственного и муниципального управления. – 2012. - № 2. - С. 33-36.
22. Петрушина О.М. Хвиць Л.Р. Краснова В.Э Становление и развитие таможенного администрирования в Российской Федерации /О.М. Петрушина Л.Р. Хвиць В.Э Краснова// Естественно-гуманитарные исследования. – 2021. - № 33.- С. 174-179.
23. Российская таможня в документах / А.Г. Осипов.- М. : Русина, 2001- 11 с.
24. Соломеин А.Ю. История таможенного дела и таможенной политики России: /А.Ю. Соломеин. Учебное пособие. — СПб. : ИЦ Интермедия, 2011. - 252 с.
25. Таможенное право /О.А. Нартуева. Улан-Уде : Издательство Бурятского университета, 2021 – 136 с.