Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ЖУРНАЛИСТОВ И ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО СМИ 5
1.1 Понятие и основные особенности профессиональной этики журналиста 5
1.2 Методы воздействия на аудиторию в современных СМИ 9
2. ВОЗМОЖНОСТЬ МОРАЛЬНОГО ВЫБОРА ЖУРНАЛИСТА В ПРОЦЕССЕ ЖУРНАЛИСТСКОГО РАССЛЕДОВАНИЯ 14
2.1 Управление контентом современных СМИ 14
2.2 Процесс морального выбора журналиста в процессе журналистского расследования 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 25
Фрагмент для ознакомления
2
Важнейшим условием успешной работы современного журналиста является доведение до аудитории необходимой информации. Данный критерий, говорит о том, с какой успешностью канал передачи оказывает воздействие на человеческое сознание.
В настоящее время в РФ наблюдается резкий перелом в понимании содержания и трактовки различных информационных сообщений. Данный период может быть может охарактеризован как «эпоха смены и переоценки ценностных ориентаций». Через современные источники информации происходит колоссальное воздействие на массовое сознание. Причем, направления воздействия могут быть самые различные: политика, предложение различных товаров и услуг, история и многое другое. Абсолютно у каждого человека должно быть свое мнение, соответственно полное поглощение общественного мнения недопустимо. Для того, чтобы этого не произошло необходимо знать и уметь противостоять современным и коварным приемам массовой пропаганды через информационные сигналы.
Объект исследования – профессиональная этика в работе журналиста.
Предметом – присутствие возможности морального выбора журналиста в процессе журналистского расследования.
Основная цель исследования – определить возможен ли моральный выбор журналиста в процессе журналистского расследования.
В связи с поставленной целью задачи исследования, следующие:
- рассмотреть понятие и основные особенности профессиональной этики журналиста;
- изучить методы воздействия на аудиторию в современных СМИ;
- проанализировать управление контентом современных СМИ;
- установить возможность морального выбора журналиста в процессе журналистского расследования.
Методологической основой исследования стали работы таких авторов, как: и других.
Основные методы исследования, которые были использованы в работе:
- метод анализа;
- метод классификации и синтеза;
- метод сравнения и обобщения.
Практическая значимость курсовой работы состоит в исследовании профессиональной этики журналиста, выявлении ее сути и назначения. Полученная информация может быть полезна студентам для дальнейшего изучения и практического применения.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
В первой главе курсовой работы были рассмотрены теоретические аспекты профессиональной этики журналистов и их взаимодействие со СМИ. Во второй главе – определена возможность особенностей морального выбора журналиста в процессе журналистского расследования.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ЖУРНАЛИСТОВ И ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО СМИ
1.1 Понятие и основные особенности профессиональной этики журналиста
В настоящее время можно наблюдать повышение уровня недоверия аудитории к журналистской среде. При этом, журналисты и журналистика представляют неотъемлемую часть современного социума. Общественность часто выносит журналистам обвинения в предвзятом отношении к публикации материалов, о принадлежности к какой-либо политической партии, коммерческих целях в публикации материала и т. д. Эти тенденции свидетельствуют о нарушениях в профессиональном кодексе чести журналиста. Этика, являясь философским понятием, представляет науку, рассматривающую ведущие принципы морали в современном обществе .
Касаемо журналистской профессии, этику определяют стандартами профессионального поведения журналиста. Профессиональная этика журналиста нацелена на объединение нравственных ценностей и принципов с возможностью выбора в публикационной практике. Нравственные проблемы, появляющиеся на этой основе, выражаются в профессиональной морали. Соответственно, можно выделить два понятия, которые относятся к этике в рассматриваемой профессии:
- этика журналиста, направленная на определение этических проблем в отборе материала для публикаций;
- этика в журналистике, нацеленная на исполнение требований декларации профессионального поведения журналистов.
Профессиональная тика направляет современных журналистов на принятие решений в разных случаях, когда есть выбор между интересным материала и этическими аспектами. Журналистам в работе необходимо ориентироваться на этические принципы кодекса. В то же время, профессиональная этика дает свободу в написании журналистских произведений.
Один из значимых принципов этики журналиста – правдивость транслируемой информации. Достаточно часто сотрудники редакций для освещения сенсации, повышения рейтингов издания, привлечения читательского интереса публикуют явную клевету и ложь. Так же журналист ответственен за метод получения информации. Профессиональная этика предполагает получение информации честным способом, без злоупотребления доверием информационным ресурсом.
Д. С. Авраамов отмечает, что правдивое изложение информации – непосредственная обязанность журналиста. Журналистам необходимо излагать факты, без нарушения подлинного смысла получаемой информации, передавая аудитории объективные и правдивые данные .
Журналисту необходимо донести до аудитории информацию, ресурс которой известен и проверен. Получение информации возможно только законным способом. В процессе получения конфиденциальной информации, журналисту необходимо сохранять анонимность ресурсов. При применении в написании журналистских произведений материалы со скрытых видео- и аудиозаписей, журналисту необходимо проверить законность получения информации. Данный материал журналист имеет право применять для своих публикационных произведений только в ситуациях, если:
- запись не нарушают права и свободы граждан;
- есть необходимость защиты интересов аудитории и приняты меры против их нарушения;
- демонстрацию записи осуществляют по решению суда.
Журналистам необходимо уважать честь и достоинство объектов профессионального внимания. У них нет права пренебрежительного отношения к взглядам общественности на цвет кожи, расу, социальный статус национальность и прочее. Журналист не может:
- применять оскорбительные выражения общественности;
- наносить моральный ущерб обществу, публикуемой информацией;
- публиковать частную жизнь без согласия объекта публикации.
Кроме того, в журналистской этике присутствует понятие конфиденциальности. Журналистская этика подразумевает неразглашение информационной тайны, если данное условие поставили. При реализации журналистских расследований у редакции нет права публикации сведений о лицах, которые не достигли совершеннолетнего возраста, без согласия на это родителей или попечителей.
В журналистской этике не допустима фальсификации каких-либо сведений. У журналиста нет права распространять слухи, прикрываясь достоверной информацией. Следовательно, принципы поведения нацелены на регламент безнравственных и нравственных поступков журналистов .
Журналисты могут публиковать информацию, в которой нет их личной заинтересованности или открытой поддержки каких-либо взглядов. Журналисту необходимо быть объективным в собственных суждениях. Принципы журналисткой этики реализуются в следующих траекториях:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авраамов Д. С. Профессиональная этика журналиста. М., 1991. – 240 с.
2. Ахмадулин, Е. В. Основы теории журналистики : учебник и практикум для вузов / Е. В. Ахмадулин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 286 с.
3. Гуржий, Д. А. Влияние СМИ на формирование общественного мнения / Д. А. Гуржий. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 12 (92). — С. 991-993
4. Дзялошинский, И. М. Профессиональная этика журналиста : учебник и практикум для вузов / И. М. Дзялошинский. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 412 с
5. Долгина, Е. С. Профессиональная этика журналиста: каноны и нарушения / Е. С. Долгина, Е. А. Минязева. — Текст : непосредственный // Современная филология : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа : Лето, 2015. — С. 91-93
6. Коломиец В. П. Телевизионная реклама как средство конструирования смыслов // Мир России. Социология. Этнология. 1997. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/televizionnaya-reklama-kak-sredstvo-konstruirovaniya-smyslov (дата обращения: 03.05.2022).
7. Корконосенко, С. Г. Социология журналистики : учебник для бакалавров / С. Г. Корконосенко ; ответственный редактор С. Г. Корконосенко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — С.97
8. Корягина, Н. А. Психология общения : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Н. А. Корягина, Н. В. Антонова, С. В. Овсянникова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 437 с
9. Корягина, Н. А. Психология общения : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Н. А. Корягина, Н. В. Антонова, С. В. Овсянникова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — С.79
10. Коханова, Л. А. Основы теории журналистики в 2 ч. Часть 1 : учебник для вузов / Л. А. Коханова, А. А. Калмыков. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — С.75
11. Лазутина, Г. В. Профессиональная этика журналиста : учебник и практикум для вузов / Г. В. Лазутина. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — С.98
12. Мальцева И. А. Приемы психологического воздействия СМИ на телеаудиторию посредством выпуском новостей // ИСОМ. 2017. №6-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/priemy-psihologicheskogo-vozdeystviya-smi-na-teleauditoriyu-posredstvom-vypuskom-novostey (дата обращения: 03.05.2022).
13. Пядышева Т. Г. Методы влияния на общественное мнение // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. 2017. №4 (12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-vliyaniya-na-obschestvennoe-mnenie (дата обращения: 03.05.2022).
14. Свитич, Л. Г. Актуальные проблемы современной науки и журналистика : учебник и практикум для вузов / Л. Г. Свитич. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 205 с.
15. Свитич, Л. Г. Актуальные проблемы современной науки и журналистика : учебник и практикум для вузов / Л. Г. Свитич. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — С.23-24
16. Тулупов, В. В. Уроки журналистики : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. В. Тулупов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — С.64
17. Тулупов, В. В. Уроки журналистики : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. В. Тулупов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — С.47
18. Ульбашев, А. Х. Правовые основы журналистики. Общий курс медиарегулирования : учебник для вузов / А. Х. Ульбашев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 189 с.
19. Чернов, А. В. Основы творческой деятельности журналиста: профессиональные творческие студии : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. В. Чернов, М. В. Дворянова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 120 с.
20. Чернышова, Т. В. Основы теории публицистики : учебное пособие для вузов / Т. В. Чернышова. — 3-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 184 с.