Фрагмент для ознакомления
2
Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между люди, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга.
Межличностное общение – это вид взаимодействия между людьми, которое удовлетворяет следующим критерием:
- количественный критерий (участвует небольшое число людей);
- пространственный критерий (участники находятся в непосредственной пространственной близости, имеют возможность видеть, слышать, касаться друг друга, легко осуществлять обратную связь;
- личностно-ориентационный критерий (каждый из участников признает незаменимость, уникальность партнера, учитывает особенности его моционального состояния, самооценки, личностных свойств) [2].
Гуманизация межличностных отношений субъектов образовательной деятельности является составной частью гуманизации образования. Анализируя данное понятие, мы рассмотрим, что представляет собой в отечественной психологии понятие «межличностное отношение».
Понятие «отношение» не имеет однозначного и четкого определения в психологии, а, следовательно, не разработаны пути и методы его изучения, что в свое время подчеркивалось Л.И. Божович «через изучение отношений самого ребенка к действительности, и, в первую очередь, к общественной деятельности лежит пути к изучению его личности» [10, c.65]. Таким образом, Л.И. Божович указывает на объективные и субъективные аспекты рассматриваемого понятия.
Межличностные отношения, будучи закономерно включенными в самые разнообразные сферы человеческой жизнедеятельности и являясь одним из основных факторов любого социального процесса, всегда остаются актуальным предметом для исследований. В соответствии с этим говорить об «отношении» значит иметь в виду субъективную связь, которая устанавливается между индивидом и каким-либо внешним объектом и проявляется в его эмоциональных реакциях, оценках и действиях. Именно этот смысл закреплен в классическом определении отношений личности, которое принадлежит В. Н. Мясищеву: «Отношения – это целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с разными сторонами объективной действительности, включающая три взаимосвязанных компонента: отношение человека к людям, к себе, к предметам внешнего мира» [28, с.13]. Нами разделяются взгляды В.Н. Мясищева о том, что отношения личности к другим являются, в сущности, взаимоотношениями, поскольку, участвуя в совместной деятельности, люди определенным образом относятся друг к другу. В межличностных отношениях объектом отношений выступает другая личности. В то же время межличностные отношения характеризуются взаимной направленность, так как человек не свободен от собственной системы ожиданий, стереотипов, ориентаций, установок, диспозиций, сквози призму которых люди воспринимаются и оцениваются. Межличностные отношения сопутствуют жизнедеятельности человека, трансформируются посредством различных детерминант, например возраста, личностных особенностей, профессиональных предпочтений, социокультурных изменений
Из работ отечественной психологической школы, занимавшейся межличностными отношениями, следует упомянутб В.В.Абраменкову, Б.Г. Ананиева, Г.М. Андрееву, А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, А.Е. Личко, И. Л. Коломинского, В.Н. Мясищева, Н.Н. Обозова, А.В. Петровского, А.А. Реана, А.С. Чернызева, С.Л. Рубинштейна и многих других авторов. Основными психологическими параметрами оптимальных межличностных отношений считается: деловая совместимости, организованности формальной и неформальной деятельности С.Г. Елизаров, С.В. Сарычев, А.С. Чернышев и др.); целостности группы (Н.Н. Обозов, Р.С. Немов и др.); ценностно-ориентационное единство, совместимости (А.В.Петровский и др.); нравственная и аффективная совместимости членов малой группы (И.П. Волков, Р.Х. Шакуров и др.); различные аспекты межличностного общения (А.Л.Журавлев, Б.Ф.Ломов и др.). С последней четверти XX-го века в отечественную науку активно проникает идеи психологов и педагогов гуманистической ориентации, что интенсифицировало субъектную и личностную тематику в исследованиях. В отечественной психологии под межличностными отношениями понимаются субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и в способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе взаимодействия, совместной деятельности, общения.
Межличностные отношения, по мнению Е. П. Ильина, – это субъективно переживаемые взаимоотношения между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных воздействий, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения [22].
М. Р. Битянова определяет межличностные отношения через систему установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций членов группы относительно своих коллег, посредством которых люди воспринимают и оценивают друг друга [цит по 6]. Эти диспозиции в энциклопедии опосредуются содержанием, целями, ценностями и организацией совместной деятельности и выступают основой формирования социально-психологического климата в коллективе.
В точки зрения А. Н. Суховой, межличностные отношения следует рассматривать как объективно проявляющиеся взаимосвязи людей, отраженные в содержании и направленности реального их взаимодействия и общения и порождающие субъективное видение своей позиции и положения других, что, в свою очередь, «задает» определенный характер межличностных взаимосвязей, прежде всего, в рамках совместной деятельности [цит по 23].
Межличностные отношения, по мнению Б. С. Волкова, представляют собой совокупность взаимодействий между индивидами, составляющими общественную иерархическую лестницу [14].
Тот факт, что в основе термина «межличностные» лежит не только то, что объектом отношения выступает другой человек, но и взаимная направленность отношений, подтверждается в определении, приведенном С. В. Духновским: «Межличностные отношения – это система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей» [цит по 6, с.35].
Виды межличностного общения: критерий – цели и мотивы общения:
- модальное общение, при котором целью общения выступает психологический контакт, психологические взаимоотношения собеседников, а мотивы лежат в пределах самого общения.
- диктальное общение характеризуется иными целями: передача сообщения, побуждение партнера к действию, желание изменить его взгляды, стремление оказать эмоциональную поддержку, мотивы такого общения лежат за пределами самого процесса общения.
Уровни межличностного общения (критерии – характер цели и психологическая дистанция между партнерами):
1. ритуальный (социально-ролевой) – целью общения является выполнение ожидаемой от человека роли, демонстрация знаний норм социальной среды. Общение носит анонимный характер независимо от того, происходит оно между незнакомыми, знакомыми или близкими людьми.
2. Деловой или манипулятивный – целью общении является организация совместной деятельности, поиск средств повышения эффективности сотрудничества. Партнеры оцениваются, главным образом, в контексте их профессиональных, деловых или функциональных качеств. Общение является психологически отстраненным и доминирует «Я-Вы» контакт;
3. Интимно-личностный уровень: цель – удовлетворение потребности в понимании, сочувствии, сопереживании. Для общения на этом уровне характрна психологическая близость, эмпатия, доверительность, доминирует «Я-Ты» контакт [11].
Итак, проведенный анализ позволяет сделать вывод, что в психолого-педагогической литературе существует множество определений понятия «межличностные отношения».
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александрова, Ю.В. Возрастная психология. Характеристика психологических особенностей подростков и юношей / Ю.В. Александрова. - М. : Современный гуманитарный университет, 2007. - 66 с.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М. : Академия, 2010. - 573 с.
3. Адрианова, С. А. Использование метода проектов в обучении школьников / С. А. Адрианова // Технология (Основа). - 2015. - № 10. - С. 6-8.
4. Антоненко, В. У. Применение проектной технологии в школьном обучении: эволюция метода проектов / В. У. Антоненко // Вестник КГУ, 2016. – №9 . - С. 21-27.
5. Асмолов, А.Г. Психология личности. - М. : Смысл : Аcаdеmiа, 2010. - 447с.
6. Баранов, С.П. Педагогика / С.П. Баранов, Л.Р. Болотина и др. - М. : Просвещение, 2001. - 354 с.
7. Бедерханова, В.И. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых / В.П. Бедерханова // Развитие личности. – 2000. - №1. – С. 24-29.
8. Баимбетова, Л. Р. Новые методы обучения / Л. Р. Баимбетова // 12-летнее образование. - 2017. - №10. - С. 4-9.
9. Боева, Л. Л. Проектное развитие / Л. Л. Боева // Библиополе. - 2010 - № 3. - С. 35.
10. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - М. : Владос, 2003. - 352 с.
11. Братчикова, Ю.В. Групповые взаимодействия обучающихся: анализ современных тенденций / Ю.В. Братчикова // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 6. - С. 132-137.
12. Виноградова, Н.Ф. Дети, взрослые и мир вокруг / Н.Ф, Виноградова, Т.А. Куликова. - М., 2003. - 218 с.
13. Возрастная и педагогическая психология / под ред. А.В. Петровского. - М. : Академия, 2004. - 340 с.
14. Волков, Б.С. Возрастная психология. В 2-х ч. Ч.1 : От рождения до поступления в школу : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / Б.С. Волков, Н.В. Волкова; под ред. Б.С. Волкова. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 366 с.
15. Глусова, Е. Е. Теоретическое обоснование проектной деятельности в начальной школе / Е. Е. Глусова // Классный руководитель - 2015. - № 6. - С. 54-58.
16. Голуб, Г.Б. Метод проектов / Г.Б. Голуб, Е.А. Перепыгиа, О.В. Чуракова // Российская педагогическая психология. Т.1 М., 1993.
17. Гурье, Л.И. Проектирование педагогических систем: Учеб. пособие; Казан. гос. технол. ун-т - Казань, 2004. - 212с.
18. Драгунова, Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте / Т.В. Драгунова // Психология подростка : Хрестоматия / Ред.-сост. Ю.И. Фролов. - М, 1997. - 25 - 37 с.
19. Дружинин, В.Н. Психология / В.Н. Дружинин. - СПб. : Питер, 2009. - 318 с.
20. Завражнов, В.В. Социально-психологические аспекты развития межличностных отношений в подростковом возрасте / В.В, Завражнов, М.В. Чагина // Молодой ученый. - 2017. - №20. - С. 399-401.
21. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - Ростовн/Д : Феникс, 2009. - 480 с.
22. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. - М. : Академия, 2009. - 418 с.
23. Коротаева, Е.В. Основы педагогики взаимодействий: теория и практика : монография. – Екатеринбург : Изд. УрГПУ, 2013. - 203 с.
24. Кривова, Л. П. Значимость проектной деятельности в формировании познавательных интересов и действий / Л. П. Кривова // Молодой ученый - 2016. – №9. – С. 50-57.
25. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет) : Учебное пособие. 5-е изд. - М. : Изд-во УРАО, 1999. - 176с.
26. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. - М.; Воронеж, 2011. - 321-354 с.
27. Матяш, Н. В. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов / Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко. – М. : Вентана-Граф, 2016. – 192 с.
28. Мясищев В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. – М. : 1998. – 191 с.
29. Пахомова, Н.Ю. Что такое метод проектов? / Н.Ю. Пахомова // Школьные технологии, 2004. - № 4. - С. 93-96.
30. Романовская, М.Б. Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие / М.Б. Романовская. - М. : Центр «Педагогический поиск», 2006. - 160 с.
31. Соснин, В.А. Учимся общению: взаимопонимание, взаимодействие, переговоры, тренинг / В.А. Соснин, П.А. Лунев. - М. : Институт психологии, РАН, 2007. - 156 с.
32. Тимофеева, Л. Л. Проектный метод в начальной школе. «Мультфильм своими руками» / Л. Л. Тимофеева. – СПб. : ООО «Издательство «Детство - пресс», 2011 – 212 с.
33. Уманский, Л.И. Личность. Организаторская деятельность. Коллектив : избранные труды / Л.И. Уманский. – Кострома : КГУ, 2001. – 208 с.
34. Развивающее обучение / И. С. Якиманская. - М., 1979. – 344 с.