Фрагмент для ознакомления
2
В современной России, в последнее время растет внимание к реализации прав человека, к гарантиям прав и свобод в различных сферах жизни общества и государства, о чем закреплено в Конституции государства.
Обязанности государства осуществлять охрану окружающей среды в разных формах и видах, в том числе создавать безопасные условия труда в процессе деятельности, и др. корреспондирует конституционное право каждого гражданина на безопасную окружающую среду. Перед государством, как перед демократическим обществом, возникает проблема того, каким образом максимально полно обеспечить и защитить провозглашенное государством право на безопасную окружающую среду, осуществить ее охрану. Международная аудиторско-консалтинговая сеть Finexpertiza уведомляет, что в 2021 году в России зафиксировано 369 случаев высокого и 37 случаев экстремально высокого загрязнения воздуха, что является рекордным показателем как минимум за последние 17 лет. По сравнению с 2020 г. количество случаев высокого и экстремально высокого загрязнения воздуха выросло на 23%. Кроме того, число случаев аварийных загрязнений в 2021 г. увеличилось вдвое в годовом выражении — до 25. Все это не может не сказаться на нарушении прав граждан на безопасную окружающую среду [ ], что может свидетельствовать о недостаточности способов защиты прав. Однако без защиты невозможно и осуществление прав. Это значит, что государство должно создавать оптимальную административно-правовую среду для реализации и защиты прав граждан, чем и обусловлена актуальность вопроса.
Объектом данной работы являются отношения, которые возникают в процессе охраны окружающей среды.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, практика и применение, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Целью настоящей работы является дать общую характеристику административно-правовому регулированию охраны окружающей среды.
Задачи:
- определить понятие и суть административно-правового регулирования и в частности административно-правового регулирования охраны окружающей среды;
- дать собственное определение понятию «административно-правовое регулирование охраны окружающей среды»;
- проанализировать правовые нормы в отрасли охраны окружающей среды, как современные, так и правовой аспект становления законодательства;
- определить признаки административно-правового регулирования охраны окружающей среды;
- выделить мероприятия административно-правовой защиты в сфере охраны окружающей среды.
Методологическую основу данного исследования составляют общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение, индукция, дедукция, а также специальные методы: сравнительно-правовой, формально-юридический, которые позволили всецело исследовать данную тематику.
Нормативно-правовой основой данной работы являются внутригосударственные нормативные правовые акты, официальные документы, обзоры юридической практики, справочная литература.
Эмпирическую основу исследования составили материалы теоретиков права.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. АДМИНИСТРАТИВНО ПРАВОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ
1.1 Понятие и суть административно-правового регулирования
В современной России, в последнее время растет внимание к реализации прав человека, что связано с закреплением ориентации на права человека, на гарантии прав и свобод человека в различных сферах жизни общества и государства, о чем закреплено в Конституции государства. Приоритетная роль отводится государственному управлению, общественное предназначение которого - фиксация и обеспечение реализации общеобязательных правил поведения с целью соблюдения общепризнанных прав человека в повседневной жизни. Государственное управление в любой сфере деятельности, и в частности в экологии, направленное на охрану окружающей среды, является совокупностью государственных мер органов исполнительной власти разного функционального назначения, которые всегда осуществляют свои полномочия только на правовой основе, на основе нормативных актов и в строгом соответствии с действующим законодательством. Совершенствование правового положения органов, осуществляющих государственную политику в отрасли охраны окружающей среды, исследование административно – правового механизма регулирования позволит раскрыть весь потенциал государственного административно правового регулирования в процессе жизнедеятельности общества. Механизмы реализации прав человека, в том числе на благоприятную окружающую среду были исследованы современными отечественными и зарубежными учеными: С.С.Алексеевым, Г.В. Атаманчук, В.Д. Бакуменко, В.М. Бутылиным, М.М. Бринчуком, Ю.А.Вовком, В.П.Грибановым, Е.А.Котельниковой, Н.В.Макарейко, В.В.Петровым, Р.А.Тюлиным, Ю.С.Шемшученко и другими.. Однако, административно-правовой сегмент в составе государственного управления по созданию эффективных действий со стороны государства для полноценной реализации прав граждан в отрасли охраны окружающей среды в полном объеме не исследован. Анализ управленческих отношений свидетельствует о необходимости модернизации определенной совокупности управленческих отношений в области экологии, и охраны окружающей среды. Существующая модель административно-правового регулирования охраны окружающей среды имеет ряд проблем, обуславливающих дальнейший анализ, совершенствование управленческой деятельности органов власти и отношений в указанной отрасли. Рассматривая любую категорию, объект, явление, большое значение при этом имеет понятийный аппарат, содержание и смысл, что несет понятие. Что касается понятия «административно-правовой регулирования», то у правоведов общепринятого единого подхода к определению этого термина не существует, а законодателем нормативно-правового определения и закрепления указанного термина сделано не было. Однако, непосредственно понятие «правовое регулирование» в юридической науке используется довольно часто, несмотря на то, что как отмечает М. Ю. Осипов, «проблема понятия и сущности правового регулирования – это одна из фундаментальных и наиболее сложных проблем юридической науки. Сложность данной проблемы обусловлена тем, что в юридической литературе не существует однозначного подхода к данной проблеме» [ , с. 44]. Актуальность темы обусловлена тем, что влияние на общественные отношения, регулирующие определенную сферу правоотношений осуществляется именно через правовое регулирование. Поэтому, начнем с разбора понятийного аппарата сути «правовое регулирование». Отметим, что у правоведов на эту категорию права имеются схожие взгляды. Словарь под редакцией В.Д.Ушакова понятие «правовой» обозначает основанное на праве, отражающее нормы права [ ]. Термин «регулирование» происходит от латинского слова «regulo» (правило) и означает упорядочение, отладку, приведение чего-либо в соответствие с чем-либо. Под правовым регулированием общественных отношений ученые в большинстве своем понимают лишь одну из форм воздействия права на общественные отношения — воздействие при помощи специфических правовых средств: норм права, правоотношений, актов реализации [ , с. 363–372]. Позиция С. Алексеева сводится к тому, что правовое регулирование не что иное, чем целенаправленное влияние на общественные отношения с помощью определенных юридических средств [ , с. 264]. Правовое регулирование – это результативное, нормативно-организационное влияние на общественные отношения специальной системы правовых средств – норм права [ , с. 48]. При этом выбор средств зависит от того, на какие отношения они оказывают непосредственное влияние, и каким образом происходит их урегулирование. А.Ф. Черданцев отмечает, что правовое регулирование является процессом урегулирования общественных отношений с помощью норм права и других правовых средств – договоров, актов применения [ , с. 342]. В правовой науке также существуют мнения по поводу характеристики правового регулирования как определенной деятельности государства в упорядочении общественных отношений. Так определение правого регулирования как деятельности раскрыто в работах Ф.Н. Фаткуллина, который в 1980 году высказал мнение, что правовое регулирование – это деятельность государства, его органов и должностных лиц, а также уполномоченных на то общественных организаций [ , с. 57]. В.М. Сырых отмечает, что правовое регулирование – это деятельность государства и общества, осуществляемая в процессе подготовки и принятия норм права, их реализации в конкретных отношениях и применения государственного принуждения к правонарушителям с целью достижения стабильного правопорядка в обществе [ , с. 148]. В. П. Плавич добавляет, что правовое регулирование – это осуществляемое государством посредством права и совокупности правовых средств упорядочение общественных отношений, их юридическое закрепление, охрана и развитие [ , с. 7]. Такой же позиции придерживались исследователи советских времен. Так, С. Ф. Кечекьян более полувека назад, писал: «правовое регулирование – это установление правовых норм и подчиненность последним соответствующих общественных отношений путем направления поведения их участников» [ , с. 43].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (принят 16.12.1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН)//Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12.
2. Конституция Российской Федерации // Российская газета. – 1993. – 25 дек. (с изм. и доп. Федеральный закон от 02.12.2008 № 124578-5).
3. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133
4. Федеральный закон от 21 июля 1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» // СЗ РФ. – 1997. – № 30. – Ст. 3588.
5. Федеральный закон от 4 мая 1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» // СЗ РФ. – 1999. – № 18. – Ст. 2222.
6. Федеральный закон от 21 ноября 1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» // СЗ РФ. – 1995. – № 48. – Ст. 4552.
7. Федеральный закон от 30 ноября 1995 № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» // СЗ РФ. – 1995. – № 49. – Ст. 4694.
8. Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 28.12.2010 № 420-ФЗ // Российская газета. – 2010. – 31 дек.
9. Федеральный закон от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // СЗ РФ. – 1994. – № 35. – Ст. 3648.
10. Лесной кодекс Российской Федерации от 29.01.1997 № 22-ФЗ // СЗ РФ. 1997. № 5. Ст. 610.
11. Водный кодекс РФ: Закон РФ от 3 июня 2006 № 74-ФЗ // СЗ РФ. – 2006. – № 23. – Ст. 2381.
12. Земельный кодекс РФ: Закон РФ от 25 октября 2001 № 136 // СЗ РФ. – 2001. – № 44. – Ст. 4147.
13. Кодекс РФ об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 1.
14. Уголовный кодекс РФ: Закон РФ от 13.06.1996 № 63 ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
15. Закон РФ от 21 февраля 1992 № 2395-1 «О недрах» // СЗ РФ. – 1995. – № 10. – Ст. 823.
16. Закон РФ от 14 мая 1993 № 4979-1 «О ветеринарии» // Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1993. № 24. – Ст. 857
17. Указ Президента РФ от 13.05.2019 № 216 «Об утверждении Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2019. № 20. Ст. 2421.
18. Указ Президента РФ от 11.03.2019 № 97 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу» // URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/44066.
19. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации / http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046
20. Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2002 № 1225-р «Об Экологической доктрине Российской Федерации».
21. Распоряжение Правительства РФ от 22.04.2015 № 716-р (ред. от 30.04.2018) «Об утверждении Концепции формирования системы мониторинга, отчетности и проверки объема выбросов парниковых газов в Российской Федерации».
22. Приказ Генпрокуратуры России от 15.04.2021 N 198 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в экологической сфере".
23. Авакьян С.А., Барабанов Г.В. Советы и совершенствование деятельности местных контрольных органов // Вестник МГУ. Право. 1984. № 1. – С. 12–15.
24. Алексеев С.С. Теория государства и права: Учебник для вузов. Изд. 2–е изм. и доп / С.С. Алексеев. – М.: Издательская группа НОРМА–ИНФРА•М, 2000. – 595 с.
25. Аитов В.С. Правоприменение и его суть / В.С. Аитов // Государство и право. – 1995. № 5.
26. Бринчук М. М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений. — М., 1998. — С.131—132.
27. Бекяшев К.А.Международное публичное право : сб. документов / [cост. К.А. Бекяшев, А.Г. Ходаков]. – М. : БЕК, 1996. – Т. 1. – С. 460–464.
28. Витрук Н.В. Конституционный статус личности в СССР. М., 1980.
29. Вовк, Ю. А. Советское природоресурсовое право и правовая охрана окружающей среды. Общая часть [Текст] : учеб. пособие / Ю. А. Вовк. – Харьков : Высшая школа. Изд-во при Харьк. ун-те, 1986. – С. 81.
30. Грибанов В.П. Пределы осуществления и защиты гражданских прав // Осуществление и защита гражданских прав. М., 2001. С. 106.
31. Коротич О.Б. Классификация и содержание механизмов управления государством // Актуальные проблемы государственного управления: зб. наук. пр. ОРІДУ. – О., 2006. – Вип.. 2 (26). – С. 122-128.
32. Круглов М.И. Стратегическое управление компанией. – М.: Русская деловая литература, 1998. – 356 с.
33. Кархалев Д.Н. Гражданско-правовые меры защиты и меры ответственности. – Уфа, 2004. С. 70-71
34. Кечекьян С. Ф. Правоотношения в социалистическом обществе. / С. Ф. Кечекьян. – М. : Изд-во Акад. наук СССР, 1958. –¬ С. 43.
35. Котельникова, Е. А. Административное право: учебник/ Е. А. Котельникова, М. Б. Смоленский. Ростов н/Д. : Феникс, 2002. – 352 с.
36. Лунев А.Е. Административная ответственность за правонарушения. — М., 1961. — С. 1, 46.
37. Макарейко, Н. В. Административное право : пособие для подготовки к зкзаменам / Н. В. Макарейко. М.: Юрайт- Издат, 2003. – 223 с.
38. Осипов М. Ю. Основные подходы к понятию и сущности правового регулирования // современные проблемы права и управления / под ред. И. Б. Богородицкого, Ю. В. Киселевич. Тула: Ин-т законоведения и упр. ВПА, 2014. С. 44–51.
39. Петров В. В. Экологическое право и реальность / В. В. Петров // Вестник МГУ. Серия 11. Право. – 1990. – № 3. – С. 3–12.
40. Плавич В. П. Правове регулювання рыночных отношений / В. Н. Плавич //Правова держава. ––№ 4. – 2002
41. Сырых В. М. Теория государства и права : учебник / В. М. Сырых. – М. : Юстиц-информ, 2001. ¬– 587 с.
42. Тихонова Б.Ю. Субъективные права советских граждан, их охрана и защита: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1972. С. 11.
43. Тюлин, Р.А. Проблемные вопросы административно-правового регулирования охраны окружающей среды / Р.А. Тюлин // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2012. №11. - С. 371-375.
44. Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка. М., 2008. с. 764.
45. Фаткуллин Ф. Н. Проблемы общей теории социалистической правовой надстройки / Ф. Н. Фаткуллин. – Казань, 1980. ¬
46. Цыбулевская, О. И. Основы теории публичного права // Введение в публичное право. / О. И. Цыбулевская. Саратов, 1996. – 452 с.
47. Четвериков, В. С. Административное право : учебник / В. С. Четвериков. М.: Форум: Инфра–М, 2005. 320 с.
48. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. М.: Юрайт, 2000. 432 с.
49. Шемшученко Ю. С..Правовые вопросы экологии М.1989 –с.20
50. ШалумовМ.С. Прокурорский надзор и государственный контроль за исполнением законов / М.С. Шалумов // Государство и право. 1999. № 1.
51. Шорина Е.В. Контроль за деятельностью органов государственного управления. – М.: Наука, 1981. – 301
52. Ю. С. Шемшученко Экологическое право. Академический курс: Учебник. – Друге видання/За заг. ред. Ю. С. Шемшученко.– К.: ООО «Издательство Юридическая мысль», 2008. – 720 с.
53. Щербакова Е. К. Особенности механизма правового воздействия // Учёные записки Казанского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2017. Т. 159, кн. 2.
54. Ямпольская Ц.А. Органы советского государственного управления в современный период / Ц.А. Ямпольская. - М.: Изд-во АН СССР, 1954. 227 с.
55. Явич Л. С. Проблемы правового регулирования советских общественных отношений. М., 1961.-172с
56. Явич Л.С. Право и общественные отношения (Основные аспекты содержания и формы советского права). М., 1971.
57.[Электронный ресурс]. - URL https://www.vedomosti.ru/society/news/2022/02/07/908137-finexpertiza-o-rekordnom-chisle-sluchaev-zagryazneniya-vozduha (дата обращения: 27.04.2022).