Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Долгое время в советской теории государства и права и в отрасли юридических наук определялось понятие права как системы общеобязательных норм, установленных или санкционированных государством, выражающих волю господствующего класса. государственный регулятор общественных отношений и обеспечивающий, при необходимости, с помощью государственного принуждения, безраздельное господство. Тем более интересен предшествующий период - 20-30-е годы 20 века, отмеченный бурными дискуссиями по вопросу о том, что такое право. Отдельные направления правопонимания, сформировавшиеся в юриспруденции, имели одну общую идейно-методологическую основу - марксистское учение, разрабатывавшееся в сложных политических условиях, в рамках жесткой господствующей идеологии, и, кроме того, в борьбе с правовым нигилизмом, прочно укоренившимся в разум. Тем не менее этот период развития советской юриспруденции характеризуется значительным разнообразием правовых понятий, «плюрализмом представлений» о праве. Период 20-30-х годов 20 века можно назвать периодом «борьбы за права», которая, в конце концов, увенчалась успехом.
Идеи и концепции правопонимания, разработанные в первые десятилетия советской власти, были востребованы в период «хрущевской оттепели», когда в советской юридической науке возродился интерес к проблеме правопонимания, так называемый «широкий» подход к право формировалось как альтернатива традиционному нормативному подходу. В данный период времени происходит развитие позитивистского направления правопонимания в советской юридической науке 20-30 ГГ. XX века. Изучение донного направления обусловили актуальность исследования.
Степень разработанности темы. Вопросам развития позитивистского направления правопонимания в советской юридической науке 20-30 ГГ. XX века посвящены труды Вышинского А.Я. Гойхбарг А.Г. Гринберг Л. Г., Новикова А. И. Нерсесянца. В.С. Мартышина. О.В. Леман Н., Покровского С. Магеровского Д. М.Н., Мачина Овчинникова А.И. Резунова М. Рейснер М.А. Соборнова П.Е Стучка П.И. и др.
Объектом работы выступают отношения, складывающиеся в области правопонимания в советской юридической науке 20-30 ГГ. XX века.
Предметом исследования выступает позитивистское направление правопонимания в советской юридической науке 20-30 ГГ. XX века.
Целью исследования выступает теоретическое исследование развития позитивистского направления правопонимания в советской юридической науке 20-30 ГГ. XX века.
Задачами работы выступает раскрытие следующих вопросов:
- рассмотреть основные направления правопнимания;
- исследовать понятие и содержание позитивистской модели правопонимания;
- изучить особенности правонимания в советской юридической науке 20-20 гг. ХХ века;
- раскрыть позитивизм в проавонимании советской юридической науки 20-30 г. ХХ века.
При написании работы были использованы методы научного познания, анализа, синтеза, сравнительно правовой и формально юридический метод.
Структура работы включает введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЗИТИВИСТСКОЙ МОДЕЛИ ПРАВОПОНИМАНИЯ
1.1 Основные направления правопнимания
С древнейших времён вопрос о сущности права занимал одно из важнейших мест в юридической науке. Ведь исход спора о критерии справедливости закона зависит от его решения: где этот критерий сам по себе или вне его. Поэтому даже древние греки выделяли право по закону («nomos») и право по справедливости, по природе («fusis»). Вне закона справедливость нужно было искать в римском праве. Для юристов Древнего Рима, в отличие от европейских юристов XX века, не было и речи о том, можно ли признать справедливость критерием положительного права. Как писали Х. Ортега и Гассет: «Для римлян не было другого правосудия, кроме правосудия судьи, внутриюридического правосудия» . Об этом свидетельствует большое количество высказываний известных римских юристов, в которых правосудие должно быть «открыто» в каждом конкретном случае исполнения закона: «во всех случаях, особенно в законе, надо помнить справедливость», «хотя это не по закону, но требует справедливости», «справедливость желательна, хотя нет» чёткого «юридического предписания», «естественная справедливость предпочтительнее строгости закона» и т. д.
Актуальность правового понимания определяется и тем, что в каждый момент применения права происходит столкновение специфики дела и абстрактности нормы, однозначности и универсальности, справедливости и законности. Судьба человека часто зависит от решения вопроса: чему отдать предпочтение - закону или гуманности. Здесь можно привести пример нацистских судей, которые оправдывали свои действия, отправляя людей в гетто просто применяя существующий закон. Не случайно всплеск интереса к естественному праву произошел во второй половине ХХ века. Этот интерес сохраняется и по сей день.
Для России интерес к проблемам правового понимания в юридической литературе вызван длительным переходом от одной парадигмы общественно-политического бытия к другой, от одной системы ценностей к другой, от одной цивилизационной и ценностной матрицы к другой. Конфликт между разными подходами к праву и разным пониманием права особенно очевиден в ситуациях кризиса государственной власти, когда необходимо определить, какими правовыми нормами должны руководствоваться в своей деятельности чиновники, правоохранители, другие правоохранители и простые граждане. условия правового хаоса. Поэтому судьба страны часто зависит от закона.
После того, как Октябрьская революция 1917 - 1918 годов имперские законы и правовые нормы царской России были объявлены большевиками пережитком прошлого, основным источником права стало революционное правосознание, концепция которого приобрела большую популярность благодаря трудам Л. И. Петражицкого . В 1993 г. Б. Н. Ельцин нарушил действовавшие в то время законодательство и Конституцию, апеллируя к нормам естественного права: «...Безопасность России и ее народов имеет более высокую ценность, чем формальное следование противоречащим нормам, созданным законодательной ветвью власти...» (Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 г. № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» ). Как видите, существует проблема и противоречие между нормами писаного и естественного права.
Прежде чем раскрыть понятие «правовое понимание» и дать ему определение, сформулируем несколько тезисов.
Во-первых, любая теория или понятие права основывается на определенном его понятии. Поэтому существует столько теорий права, сколько идей права. Даже в точных науках существует несколько теорий, описывающих то или иное явление, одновременно признаваемых истинными (например, квантовые, волновые и корпускулярные теории света). В гуманитарных науках, изучающих такое сложное явление, как общество и человек, такая ситуация тем более возможна.
Во-вторых, ответ на вопрос о происхождении права также зависит от понимания права: изучение момента его возникновения и возникновения предполагает знание того, «что на самом деле возникло».
В-третьих, правовое понимание объясняет «что правильно». Понимание закона начинается с момента нахождения ответа на этот вопрос. Существует множество примеров противоречивых правовых явлений в юридической науке. Такие примеры содержатся в международном праве, церковном праве, морском праве, теневом праве, интуитивном праве, обычном праве.
В-четвертых, методология права зависит от правового понимания, так как учение о сущности права является также учением о методе его изучения (учение о методах познания права). Если рассматривать все основные современные методы права: формально догматические (нормативные), социологические, психологические и другие, мы увидим, что все они формируются определёнными видами правового понимания, то есть представлениями о сущности права. Например, формально догматический метод разрабатывался в рамках правового позитивизма и нормативного, понимавшего право как «порядок государя», «систему или иерархию норм, установленных государством»; социологический метод восходит к исторической школе юристов, обращавших внимание на обычное право, на спонтанно сложившиеся правила поведения в обществе: психологический метод - к учению о правовой психике Л. И. Петражицкого; естественный правовой подход или тип правового понимания породили аксиологический (стоимостный) метод; социологическое понимание включало использование конкретных социологических исследований права и общественной правосознания и т. д.
В-пятых, все правосознание основано на идее смысла человеческой и общественной жизни, сущности человека и общества. По сути, правовое понимание - это правовое понятие социальной реальности.
В-шестых, каждое правовое понимание опирается на определенный тип философской картины мира. Если проследить историю возникновения различных видов правового понимания, то сразу можно увидеть идеологическую и философскую подоплеку тех или иных подходов к праву, поскольку именно философия формирует определённое представление о природе общества, природе социального и права как социального явления. Более того, именно правовое понимание является главной проблемой философии права.
Представляется, что существует два основных подхода к интеллектуальному характеру правового понимания. Научный подход: правосознание - особый метод социально-познавательной деятельности, направленный на знание общих закономерностей функционирования права, представляющий знания, полученные в форме научного знания с использованием специальных средств знания (метода). Философский подход: поиск ответа на вопрос «что правильно», а также изучение сути права.
В целом, выходя за рамки конкретных понятий и парадигм правового понимания, можно дать следующее определение: правовое понимание - процесс понимания социальных явлений, признанных в обществе правовыми, в результате которого сформировался смысл права, его теоретическое понимание .
Значение конкретного социального явления означает устанавливать цель. В результате юридического понимания цель закона установлена в единстве с целью государства, общества и личной жизни.
Современная теория закона была сформирована под влиянием различных подходов к сущности закона, различных учений на законе, различных типах юридического понимания. Все понятия, суждения или теоретическое строительство возникли в рамках конкретного государственно-юридического понятия, доктрина, которая затрагивает общую доктрину закона.
Тип юридического понимания - семантическая модель закона, определенного его источником или представлением предмета теории закона.
С точки зрения предмета теории закона есть нормативное и широкое понимание закона. Первый из них идентичен юридическому позитивизму, которым закон относится к ряду норм, хранимых в государственном принуждении. Во-вторых, это также включает общественные отношения и юридическую осведомленность в понятии закона и его знания. Широкое юридическое понимание включает широкий спектр подходов к закону: естественный, законный, культурный, исторический, социологический, психологический.
С точки зрения источника или узаконивания закона, отличают следующие типы юридического понимания: теория естественного права в ее естественных философских, рационалистических и религиозных интерпретациях; теологическое юридическое понимание, которое является специальной версией теории естественного права; юридический (нормативный) позитивизм, придерживаясь следующего понятия закона: «Право - заказ властей, адресованных управляемому, привязывающему подчиненные под угрозой санкций»; культурное и историческое юридическое сознание, начало которого было положено исторической юридической школой; психологическая юридическая осведомленность, интерпретируя закон как явление человеческой души; социологическое юридическое сознание, которое развивается в двух парадигмах - обычно законный (антропологический) и практическо-законный; марксист или диалектическо-материалистическое, юридическое сознание на основе идеи классовая борьба, создание условий политики и закона как экономическая основа общества; интерпретационное, или коммуникативное, юридическое понимание, которое проистекает из социокультурной и социоконструктивистской интерпретации социальных явлений. В то же время следующие источники права возможны: теория естественного права (природа, характер человека - источник права); теологическая юридическая осведомленность (Бог - создатель норм); юридический (нормативный) позитивизм (желание суверена - источник права); культурная и историческая теория закона (менталитет или дух страны - источник права); психологическая теория закона (юридическая осведомленность - источник права); социологическая теория закона («прямо в жизни» или обычном праве, источник права); марксистская теория закона (источник права - желание правящего класса); юридическая герменевтика (беседа - источник права).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 г. № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» // Российская газета.- 6 окт. - 1993
2. Бартошек М. Римское право (понятия, термины, определения). - М. : Юрид. лит., 1989. – 447 с..
3. Вышинский А.Я. Марксистское учение о праве и государстве // Большевик. – 1938. – № 12. С. 12 - 15.
4. Гойхбарг А.Г. Несколько замечаний о праве // Советское право: журнал института советского права. 1924. – № 1(7). С. 3 - 24.
5. Гойхбарг А.Г. Пролетариат и право: сборник статей. М.: Нар. комиссариат юстиции, 1919. – 112 с.
6. Гринберг Л. Г., Новиков А. И. Критика современных буржуазных концепций справедливости. Л., Наука. Ленингр. отд-ние, 1977. - 171 с..
7. История политических и правовых учений: учебник для вузов / под общей ред. академика РАН, д.ю.н., профессора В.С. Нерсесянца. М.: Норма 2006. – 944с.
8. История политических и правовых учений: учебник для вузов под общей редакцией проф. О.В. Мартышина. М.: Юрлитинформ, 2012. – 912 с.
9. История политических и правовых учений: учебник для вузов под общей редакцией проф. О.В. Мартышина. М.:Юрлитинформ, 2012. – 912 с.
10. История политических учений. Часть 2 / под ред. проф. К.А. Мокичева. М. :Высш. шк.,, 1971. – 375 с.
11. Леман Н., Покровский С. Идейные истоки правого уклона. Об ошибках и уклонах товарища Бухарина. Л.: Прибой, 1930. – 203 с.
12. Магеровский Д. Советское право и методы его изучения // Советское право: журнал института советского права. 1922. – № 1. – С. 24 - 35.
13. Марченко М.Н. Теория государства и права М.: Проспект, 2018. – 636 с.
14. Марченко М.Н., Мачин И.Ф. История политических и правовых учений: учебник. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2005. – 495 с.
15. Обсуждение макета учебника по истории политических учений // Советское государство и право. – 1954. – № 5. С. 125 - 130.
16. Овчинников А.И. Правопонимание и его классификация: основные подходы // Юристъ – Правоведъ. – 2015. - № 3 – С. 5-10
17. Пашуканис Е.Б. За марксо-ленинскую теорию государства и права: доклад на I Всесоюзном съезде марксистов-государственников. М.-Л.: Государственное социально-экономическое издательство, 1931. – 36 с.
18. Резунов М. Марксизм и психологическая школа права / под редакцией Е.Б. Пашуканиса. М.: Издательство Коммунистической академии, 1931. – 136 с.
19. Рейснер М.А. Общая теория права П.И. Стучки // Вестник Социалистической академии. – 1923 –. № 1. С.162 - 175.
20. Соборнов П.Е. К вопросу о правопонимании в советской юриспруденции 20 - 30-х годов ХХ века // Вестник Казанского юридического института МВД России. – 2019. - № 3 С. 290-295
21. Стучка П.И. Революционная роль советского права. М.: Советское законодательство, 1932. – 214 с.