Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Говоря об эмоциональном состоянии студента необходимо учитывать то, что эмоции являются важным компонентом в структуре психического здоровья в целом. Эмоциональное благополучие - основной фактор психического благополучия. Психическая составляющая здоровья определяет качество нашей жизни. От него в значительной степени зависят личное счастье человека, его профессиональные успехи, взаимоотношения с другими людьми и все аспекты физических компонентов здоровья.
Студенческий возраст является периодом повышенной эмоциональности. У студентов часто меняется настроение. Возможны яркие проявления агрессивных и враждебных реакций, причем, как правило, неадекватных силе раздражителя, возникают тревожные состояния. Об особой эмоциональности данного возрастного периода написано много научных трудов.
Но интерес к данной теме не снижается. Скорее наоборот, в стремительно развивающемся обществе вопрос развития эмоциональной сферы студентов очень актуален, так как за эмоциональными нарушениями следует масса таких проблем, как трудности в общении с окружающими, низкая учебная мотивация, различные формы девиантного поведения.
Теперь студенты посредством социальных сетей не только общаются с друзьями, но и участвуют в ученом процессе. В обществе актуальным на данный момент является вопрос об изменении поведения и развития студентов, которое происходит под влиянием интернет-коммуникаций. Технологии шагнули далеко вперед, но прогресс накладывает негативный отпечаток на развитие неокрепшей подростковой психики. В первую очередь страдает эмоциональная сфера.
Исследованием эмоций занимались такие педагоги и психологи, как Л. С. Выготский, П. М. Якобсон, Е. П. Ильин, Б. И. Дронов, Л. И. Божович, В. Вундт, П. В. Симонов и другие. Проведя анализ литературы по данной тематике, мы пришли к выводу о том, что существует множество определений понятия «эмоции». Так, например, Р. С. Немов считает, что эмоции — это класс психофизиологических явлений, представляющих собой внутренние, субъективно переживаемые психические и физические состояния человека, сопровождаемые приятными или неприятными ощущениями.
К. Э. Изард, внесший значительный вклад в изучение эмоций, определяет это понятие, как нечто, что, переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и деятельность. Эмоция мотивирует. Она мобилизует энергию, и эта энергия в некоторых случаях ощущается субъектом как тенденция к совершению действия. Эмоция руководит мыслительной и физической активностью индивида, направляет ее в определенное русло. Эмоция регулирует или, вернее сказать, фильтрует наше восприятие».
Определив актуальность исследования, мы можем сформулировать тему работы: «Гендерные аспекты проявления эмоций студентов творческих специальностей».
Целью исследование является изучение особенностей гендерных аспектов эмоций студентов творческих специальностей.
Объект исследования: студенты творческих специальностей.
Предмет исследования: проявление эмоций.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать понятие «гендера».
2. Выявить особенности понятия «эмоции».
3.Провести практическое исследование гендерных аспектов проявления эмоций студентов творческих специальностей.
Для решения поставленных задач выбраны следующие методы исследования: теоретические методы: анализ, синтез, обобщение, эмпирические исследование.
Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретические результаты доведены до уровня практического применения.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
1.Теоретические аспекты изучения гендерных аспектов проявления эмоций студентов творческих специальностей
1.1. Понятие «гендера»
Процесс человеческого развития непрерывен и представляет собой постоянное расширение возможностей людей с точки зрения выбора форм и масштабов их участия в политической, экономической, социальной, духовной, культурной жизни общества. Свободный выбор возможностей для человека является условием его развития и представляет собой одну из самых высших целей человеческого общества. Среди основных возможностей, которые являются ключевыми для открытия доступа к остальным возможностям, выделяются три: возможность вести долгую и здоровую жизнь, приобрести знания и иметь материальное благосостояние, которое позволяет обеспечить достойный уровень жизни. Развитие человека является главным смыслом и формой существования человеческого общества.
Современный уровень развития прогресса во всех сферах жизнедеятельности человека не только создает возможность поставить человека в центр общественного развития, но также диктует необходимость использования результатов прогресса для развития человека.
Разделение людей на мужчин и женщин является центральной установкой восприятия нами различий, имеющихся в психике и поведении человека. Идея противоположности мужского и женского начал встречается в мифах и традициях всех известных обществ. Она закреплена в разнообразных социальных институтах (таких, как семья, армия, воспитательные учреждения, право). Но факт телесного несходства мужчин и женщин еще не говорит о том, что именно отсюда происходят и все наблюдаемые различия между ними. Ведь помимо конституциональной стороны эти различия имеют социокультурный контекст: они отражают то, что в данное время и в данном обществе считается свойственным мужчине, а что - женщине.
Также восприятие биологических различий между полами определяется культурными факторами. Например, со времен античности до конца XVII века в Европе преобладало представление о том, что женский организм является недоразвитым вариантом мужского. Именно поэтому различительными признаками мужского и женского в то время выступали не столько конституциональные, сколько социальные признаки: занимаемый в обществе статус и выполняемые социальные роли. Если бы такое видение биологических различий сохранилось до сегодняшнего дня, то с учетом новых знаний о человеческой природе мы были бы более склонны считать мужской организм модификацией женского.
Однако в эпоху Возрождения мировоззрение европейцев изменилось; и мужчины, и женщины были признаны полярно различными по своей природе организмами. С этого момента социальные различия между мужчинами и женщинами стали связываться с различиями в их биологическом статусе.
В психологической науке выделяется три основных направления исследований, связанных с проблемой пола:
первое основано на изучении объективно существующих полоролевых различий психики и поведения (В. А. Геодакян);
второе направление исследования изучает стереотипы феминности - маскулинности в рамках той или иной культуры (В. С. Агеев, Т. И. Юферева и др.);
третье направление посвящено исследованию проблем формирования половой идентичности, которая обычно понимается как единство сознания и поведения индивида, относящего себя к определенному полу [14].
Три подхода не находятся в изоляции друг от друга, а являются взаимосвязанными. Если половая идентичность предполагает «...мнение индивида о самом себе как представителе определенного пола в сравнении с половыми эталонами», то в изучении этого явления важную роль играет исследование содержания эталонов пола (второй подход), которые связаны с системой половых различий (первый подход) [23].
Половая роль - это представление о себе как о существе мужского или женского пола в категориях типичного для тех или иных ситуаций поведения, вкусов и предпочтений. Иначе подходит к определению соотношения понятий «половая роль» и «половая идентичность» И. С. Кон. Он считает, что половые роли соотносятся с системой нормативных ожиданий культуры, а половая идентичность - с системой личности.
Наличие интереса к вопросу пола и половых различий наблюдается в течении различных периодов жизни человека. Это можно связать с развитием гендерного (от англ. gender – социальный или социокультурный пол) направления гуманитарных наук, объектом исследования которых, так или иначе, является человек. Обычно под понятием «гендер» понимают социально‐биологическую характеристику, посредством которой можно определить понятие «мужчина» и «женщина». Понятие гендера, в отличие от понятия секс, несет в себе не биологические половые особенности, а социальные.
Изучая отличия между полами часто рассматривают четыре составляющих: психо(социо)сексуальные ориентации и половые идеалы, биологический пол, половую идентичность, половые роли [4].
Почти все аспекты жизни зависят от гендера — идее, основанной на том, что мужчины и женщины различны. Гендер, в отличие от природной половой принадлежности, конструируется обществом и выстраивает нашу жизнь вдоль приемлемого для мальчиков и девочек вектора. Эта идея определяет, как одеваться, выглядеть, говорить и как себя вести.
Гендер — это различия, построенные на идее того, что люди отличаются по полу. Эта идея неизменна, она объясняет, почему нужно что-то делать так, а не иначе. В отличие от природного пола, пол социальный — это непрерывно меняющийся процесс.
Фундаментальными остаются два момента: различие и неравенство. По мере исторического прогресса всё меньше моментов определяются природным полом. Гендерные различия всегда оправдываются отсылками к биологической определенности, но что конкретно биологически определено — меняется в ходе истории [8].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Батлер Дж. Гендерное беспокойство // Антология гендерной теории. – Минск: Пропилеи, 2000. С. 297–346.
2. Белан Е.А. Совладание личности с жизненными трудностями: активность, поведение, деятельность // Материалы Международной научнопрактической конференции "Психология совладающего поведения". - Кострома, 2007. - С.19-24.
3. Бем С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / Пер. с англ. – М.: РОССПЭН, 2004. – 336 с.
4. Берн Ш. Гендерная психология. Москва: Олмапресс, — 2001. — 320 с.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Владос, 2010., 156 с.
6. Бояркина М.В. Гендерное воспитание личности: идея взаимодополняемости подходов российской и западной педагогики // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогические науки — 2012. — №5. — С.178-181.
7. Грановская Р.М. Система психологической защиты и копинг-- стретегий // Материалы Международной научно-практической конференции «Психология совладающего поведения. - Кострома, 2007. - С. 26-28.
8. Мерфи Л. (1962), цит. по Ценных Е.А. Чехлатый Е.И. Волкова О.Н. Оценка качества жизни и копинг-поведения у больных невротическими расстройствами – отрывок из статьи // Вестник психотерапии, e-Journal, 2009.
9. Михель Д. В. Тело в западной культуре. – Саратов: Научная книга, 2000. – 172 с. 16.
10. Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями // Журнал социологии и социальной антропологии. 2008, т.1, вып. 2. - С. 28-37.
11. Нартова-Бочавер С.К. «Copingbehavior» в системе понятий психологии личности // Психол. журн. 1997. Т. 18. № 5. С. 20-30.
12. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. СПб. : Речь, 2011.
13. Прихожан A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика // A.M.Прихожан. М., 2010. 240 с.
14. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления теории личности в западноевропейской и американской психологии // X.Ремшмидт – Самара: Просвещение, 2014. – 399 с.
15. Сирота Н.А. Копинг-поведение и психопрофилактика психосоциальных расстройств у подростков // Н.А.Сирота, В.М.Ялтонский // Обзор.психиатр. и мед. психол. - 2004. - №1. - С. 63-64.
16. Соколова О.В. Существование пола на пределе: «Нулевой пол» // Вестник Башкирск. ун-та. — 2008. — №3.
17. Социальная психология. Словарь // Под.ред. М.Ю.Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах // Ред.- сост. Л.А.Карпенко. Под общ.ред. А.В.Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2009. - 176 с.
18. Сулейманова Л.В. Визуализация гендерного дисплея в условиях современной культуры // Общество: философия, история, культура — 2017. — №1. — С.1-5.
19. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности // Д.И.Фельдштейн. – М.: Дело, 2014. – 234 с.
20. Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа // А.Фрейд. – Пер. с англ. и нем. – М.:ООО Апрель Пресс, ЗАО Эксмо-Пресс, 2009. – 384 с.
21. Яковлева М.В. Гендерный подход в исследовании современной моды // Вестник СПбГУК. — 2018. — №1 (34).
22. Яковлева М.В. Мода в гендерной идентичности молодежи цифровой эпохи // Вестник СПбГУК. — 2019. — №1 (38).
23. Сафина, С. В. Особенности эмоциональной сферы студентов техникума в период адаптации / С. В. Сафина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 1 (343). — С. 131-135.