Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Подготовка обучающихся в общеобразовательном учреждении к жизненному и профессиональному самоопределению на современном этапе развития общества является закрепленной в федеральных государственных образовательных стандартах каждого образовательного уровня.
В настоящее время актуальность организации профессионального самоопределения в общеобразовательных организациях можно подчеркнуть следующими нормативно-правовыми актами: Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.
В большинстве школ профориентационная работа с учащимися начинается в 7 – 8 классах, когда еще нет достаточного профессионального опыта, установки только начинают формироваться, для самоопределения нет психологической готовности. В месте с этим школа не имеет достаточно системного психолого – педагогическое сопровождения. А именно, профориентационная работа сохраняет необязательный характер, которая проводится в форме периодических информационно-просветительских мероприятий, нет квалифицированных специалистов, которые в рамках школы могли бы формировать и развивать компетенции учащихся для самостоятельной ориентации в построении профессионального маршрута.
Согласно итогам Всероссийской профессиональной диагностики, которая была проведена в 2017 году, весьма велик процент старших школьников, которые не смогли определиться ни с будущей профессией, ни с дальнейшим образованием (29% школьников выбрали и профессию, и образование; 26% – только образование; 16% – только профессию; 29% – ничего не выбрали) [1].
Выбор будущей профессии представляет для старших школьников значимую проблему, которая в дальнейшем будет также влиять на образ жизни, судьбу. Выбор профессии начинает становиться неоспоримой ценностью, которая будет в дальнейшем определять качество жизни, уровень доходов, положение в обществе и т.д. От этого будут зависеть жизненные успехи, показатели психического и физического здоровья граждан Российской Федерации.
Выбор профессиональной деятельности всегда связан с личными идеалами, ценностями и мировоззрением. Закономерным является тот факт, что учащиеся старших классов испытывают трудности в процессе профессионального и жизненного самоопределения.
В юношеском возрасте также возникает особое личностное новообразование, которое в психологической литературе обозначается термином самоопределение. Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование ценностных ориентаций, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. Проблема профессионального самоопределения всегда была актуальной.
Выявленная актуальность определила тему курсовой работы: «Я-концепция и профессиональное самоопределение в юношеском возрасте».
Цель курсовой работы – на основании теоретических и эмпирических данных выявить взаимосвязь Я-концепции в профессиональном самоопределении подростков юношеского возраста.
Объект исследования: профессиональное самоопределение подростков юношеского возраста.
Предмет исследования: взаимосвязь профессионального самоопределения и личностных качеств в юношеском возрасте.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что процесс профессиональной самореализации личности школьников юношеского возраста обусловлен проявлением таких психологических особенностей как: активность, инертность, оптимистичность, пессимистичность.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику подростков старшего школьного возраста.
2. Изучить сущность понятия профессиональное самоопределение;
3. Выявит связь между профессиональным самоопределением и Я-концепцией в юношеском возрасте.
Проблему профессионального самоопределения изучали такие исследователи, как Бендюков М. А., Гурова Е. В., Климов Е.А., Козловский О. В., Пряжников М. С., Павлова Т. Л., Резапкина Г. В., Романов Е. С., Степанский В. И., Столяренко Л. Д., Чернявская А. П., Шеховцова Л. Ф., Шмидт В. Р. и многие другие.
База исследования.
В исследовании приняло участие 54 подростка юношеского возраста.
Методы исследования:
теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
эмпирические: тестирование, анкетирование.
Структура работы: введение, две главы, 4 параграфа, заключение, список использованной литературы, приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты формирования профессионального самоопределения в юношеском возрасте
1.1. Психолого-педагогическая характеристика юношеского возраста
В течение достаточно продолжительного времени психологами рассматривалась в большей степени проблема детского психологического развития. Юношеский возраст стал предметом изучения психологии сравнительно недавно, он рассматривался как этап перехода от детства к зрелости и описывался как преимущественно решающий и критический возрастной период. Л.С. Выготский впервые исключил этот этап из детских возрастов, отчетливо разделив детство и взрослость [3]. Таким образом, юность впервые была названа Л.С. Выготским «началом зрелой жизни», в то время, как в более ранних концепциях она продолжала находиться в пределах детских возрастов. В дальнейшем эту идею развивали многие отечественные ученые.
Большинство авторов сходится во мнении, считая нижней границей юношества возраст 16-17 лет - период приобретения первичной социализации. Верхней границей называют возраст 22-23 года, когда осуществляется завершение социализации - освоение профессиональных, семейных, общественных ролей. Данный период также подразделяют еще на три периода: ранняя юность (16-17 лет) (по И.С. Кону) [12], юность (17-21 год) и поздняя юность (22-23 года). Эти периоды обладают и общими характеристиками, и каждый из них имеет свою специфику.
Педагоги и психологи определяют возраст от 14-15 до 17 лет как период ранней юности или как старший школьный возраст. Данный период представляет собой основу дальнейшего формирования личности человека.
Во время подросткового периода наблюдается ускоренное физическое и половое созревание, происходит развитие костной системы. Главная особенность данного периода – неравномерность и интенсивность развития.
Центральным психическим процессом становится развитие самосознания. Подросток начинает «копаться» в своем внутреннем мире, происходит поиск своего «я», а также своего места в этом мире.
Подростковый возраст – это время бурного развития не только самого организма, но и формирование самооценки и самосознания, способность к самокритике.
С рождения человек переживает возрастные кризисы. Подростковый кризис связан с формирующимися новообразованиями, такими как «чувство взрослости» и новый уровень самосознания. Молодые люди хотят жить лучше, начинают подражать всему зарубежному. Их мало интересует, что раньше жили намного хуже, чем они сейчас и поэтому стараются соответствовать высоким стандартам общества в наши дни. Подростки желают иметь дорогие гаджеты, модную одежду, не задумываясь о том, сколько это все стоит [5].
В этом возрасте у подростков очень болезненное самолюбие и обидчивость, они стремятся к самостоятельности и независимости. Склонны проявлять чересчур повышенную критичность ко взрослым, остро реагируют на преуменьшение окружающими их достоинства, принижения их взрослости. Недооценка их способностей и возможностей могут стать причинами конфликтов [9].
Активно формируются различные убеждения, принципы, представления, которыми дети в подростковом возрасте руководствуются в своем поведении, также формируются свои требования и нормы, которые не совпадают с требованиями и нормами у взрослых. Еще один важным аспектом личности подростка выступает развитие самооценки, самосознания. Появляется заинтересованность к себе, к своим качествам, появляется потребность в сравнении себя с окружающими, со сверстниками.
Для успешного развития личности необходимо наличие самоуважения, положительной адекватной самооценки. Если в подростковом возрасте притязания подростка не соответствуют с уровнем его самооценки, то это
Фрагмент для ознакомления
3
1. Блог: Профориентация в школе: тесты, игры и методики // Академия профессионального развития [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https://academy-prof.ru/blog/proforientacionnaja-rabota-v-shkole (дата обращения: 03.05.2022).
2. Борисова Е.М. Профессиональное самоопределение (личностный аспект) // Диссертация на соискание ученой степени ДПН, специальность: 19.00. 07. – педагогическая и возрастная психология, Российская академия образования, психологический институт – Москва – 411c.
3. Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.
4. Головей Л.А., Манукян В.Р., Рыкман Л.В. Профессиональное развитие личности: начало пути (эмпирическое исследование) / Л.А. Головей, В.Р. Манукян, Л.В. Рыкман и др. – СПб.: Нестор - История, 2015. – 336 с.
5. Дидковская Я.В. Профессиональное самоопределение студенчества: современные проблемы: диссертация КСН, Специальность: 22.00.06 – социология духовной жизни, УрГУ, ,Екатеринбург, 2000. – 141 с.
6. Диагностика профессионального самоопределения: учеб.-метод. пособие / сост. Я. С. Сунцова. Ижевск: Издательство «Удмуртский университет», 2009. 112 с.
7. Дубравина И. В. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие. М.: Академия, 2002. 330 с.
8. Дьяченко М. И. Психологический словарь-справочник: учебное пособие / Под ред. М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, С. Л. Кандыбович. 5-е изд., доп. и расшир. М.: [б. и.], 2009. - 455 с/
9. Зеер Э. Ф., Рудей О.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности: Учеб. пособие. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008. — 256 с. 14.
10. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2005. – 336 с.
11. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. – М.: ACADEMA, 2004 – 223 с.
12. Кон И.С. Открытие «Я» Историко-психологический этюд // Новый мир. - 1977. - № 8. — С. 176–195.
13. Кудрявцева Т.В., Шегурова В.Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности / Т.В. Кудрявцева, В.Ю. Шегурова // Вопросы психологии. – 1983. - № 2. – С. 51-59
14. Кузнецова О.В. Роль временной перспективы в личностном и профессиональном самоопределении подростков // Психологическая наука и образование. – 2007. - №3. – С. 5-15
15. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. - 5-е изд. М. : Изд-во УРАО, 2007. 175 с.
16. Маслоу А. Психология личности / под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Пузырея А.А. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 288 с. 25.
17. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. / В.С. Мухина – М.: «Академия», 2004. – 456 с. 27.
18. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: Учебно – методическое пособие. – М.: Издательство Московского психолого – социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. – 400 с.
19. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. – М.: «Академия». 345 с.
20. Толстых А.В. Вопросы жизни. - М.: «Молодая гвардия», 1988, - 222 с.
21. Чистякова С.Н. профессиональное самоопределение: современный аспект // Профессиональное образование. Столица. – 2015. - №6. – С. 2-6 45.