Фрагмент для ознакомления
2
Желание человека найти и осознать смысл собственной жизни является главной движущей силой поведения и развития личности. Система ценностей формирует ядро личности и играет важную роль в построении человеческой жизни. Она определяет общий подход людей к миру и к самим себе, а также определяет смысл жизни и общее направление жизнедеятельности. Поскольку смысл создается жизнью, на формирование индивидуальной ценности и диапазона значений влияют различные факторы, в том числе уровень физических способностей человека. Последнее становится не только характеристикой человека, но и объектом его позитивного отношения и понимания, требуя от него развития личного статуса; более того, способности могут быть результатом активных и самоотверженных усилий человека [5, с. 162-187].
Уровень физических способностей человека отражает не только его здоровье, но и уровень его физической подготовки. Важным условием для людей является построение иерархической системы деятельности, общего образа жизни и координат ценности и значимости жизненного пространства. В сознательно установленном жизненном плане человека и менее сознательном плане существования учитываются физические способности. Следовательно, ценностно-смысловой рельеф жизненного пространства человека не может не иметь характеристик, связанных с физическими возможностями человека (см. прил. А).
Ценностно-смысловой тип жизненного пространства личности задается сочетанием его значимых аспектов, определяемых составом и иерархией ценностей, и динамическим смысловым типом, определяемым составом личностных ценностей. Семантический тип личностной ценности определяется сочетанием выражения чрезвычайно экзистенциального отношения к достижимости и препятствий на пути к личностной ценности.
Преимущество достижимости проявляется в желании человека достичь соглашения о важности ценности и оценке ее доступности. Это может быть достигнуто с помощью позитивных действий по реализации ценности в реальности или с помощью внутренних (таких как компенсация) действий в форме механизмов защиты, которые приводят к снижению важности ценности, когда ценность недоступна. Поэтому человек осознает, чего он может достичь в жизни, ценит то, что у него есть, и снижает ценность того, чего нет. В то же время внимание человека направлено на поиск признаков осознания личной ценности в реальной жизни [2, с. 142-164].
Эти конфигурации устанавливают дополнительный смысл, который остается неизменным по отношению к содержанию ценности. Он аккумулирует влияние дисбаланса между важностью и доступностью измеряемой ценности и внутренней обработкой этого дисбаланса, так что личная ценность приобретает дополнительную смысловую окраску. Вместе они представляют собой препятствие для понимания личной ценности - континуума достижимости.
Когда человек исчерпывает смысловой потенциал ориентира своей жизни и находит или создает для себя новый ориентир, происходит распределение и стадия открытия для существования нового смыслового видения. В процессе человеческого развития эти средства дополняют друг друга и естественным образом чередуются.
На смысловую ценность жизненного пространства влияют не только стабильные характеристики человека, но и текущие условия жизни. Их характеристики обнаруживаются и описываются на основе объективных характеристик человека (хронологический возраст, пол) и субъективных характеристик, связанных с его системой отношений в определенной ситуации социального развития.
2. Экономическое поведение и экономические ценности россиян
Поведение людей направлено не только на удовлетворение основных потребностей, но и на поддержание социального статуса, что обычно связано с новыми формами экономических отношений. Экономическое поведение граждан характеризуется переходной моделью рыночной экономики и постепенным движением к высокому уровню развития капиталистических отношений. Реформы последних десятилетий привели к сложной трансформации социально-экономических отношений, что требует детального анализа новых процессов и явлений в российской социально-экономической сфере.
Растущая инновационная активность экономик развитых стран мира поставила новые задачи перед конкурентоспособностью российской экономики. Это привело к активному использованию новых технологий в процессе обмена товарами и услугами, таких как: онлайн-покупки, онлайн-банкинг и денежные переводы в Интернете (см. прил. Б). Глобальная экономика приобретает все больше сетевых и информационных возможностей, накапливает наличные деньги и основные экономические операции отдельных лиц и организаций в виртуальном пространстве. Эти изменения непосредственно затрагивают Россию, хотя и не так быстро и масштабно, как в развитых странах [3, с. 44-67].
Как частный тип человеческого поведения, экономическое поведение уже давно вызывает интерес экономистов, психологов и социологов. Традиционно интерпретируемый как экономический феномен, он был первоначально (и в основном) предложен в предметной области экономической науки. Классик экономической мысли А. Смит создал модель, которая основана на концепции экономического человека, как абсолютно рационального существа, ориентированного только на получение прибыли. Именно эта модель лежит в основе классического представления о рыночной экономике.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гидденс, Э. Устроение общества: очерк теории структурации / Э. Гидденс. - М.: Академический проект, 2020. – 215 с.
2. Жизненный мир россиян: 25 лет спустя (конец 1980-х — середина 2010-х гг.): Научное издание // под ред. Ж.Т. Тощенко. — М.: ЦСП, 2016. — 367 с.
3. Коулмен, Дж. Капитал социальный и человеческий // ОНС. - 2019. - № 3. – С. 52-57.
4. Неформальная экономика. Россия и мир // под ред. Т. Шанина. М.: Логос, 1999. – 215 с.
5. Селигмен, А. Проблема доверия / А. Селигмен. - М.: Идея-Пресс, 2018. – 312 с.
6. Скрипкина, Т.П. Психология доверия / Т.П. Скрипкина. - М.: Академия, 2020. – 540 с.
7. Швери, Р. Теоретическая социология Джеймса Коулмена: Аналитический обзор // Социологический журнал. - 1996. - №2. – С. 16-57.
8. Barbalet, J. Emotion, Social Theory, and Social Structure // A Macrosociological Approach. – 2019. – Р. 12-57.
9. Bullen, O. Measuring Social Capital in Five Communities in NSW // Journal of Applied Behavior Science. - 2000. - № 1. – Р. 9-54.
10. Castaldo, S. Trust Variety: Conceptual Nature // Dimensions and Typologies. – 2018. – Р. 98-112.