Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Переживаемый в настоящее время российским обществом духовно-нравственный кризис является отражением перемен, произошедших в государственной политике и общественном сознании. В период смены ценностных приоритетов, общественных формаций, обострения социальных противоречий нравственное воспитание становится одной из важнейших задач педагогической науки и практики, средством сохранения ценностного единства общества, условием его бесконфликтного развития и осмысливается сегодня как одно из приоритетных направлений в деле обеспечения национальной безопасности.
Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В.В. Путиным: «Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом» [17].
В документе «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», приоритетной задачей современной образовательной политики является воспитание молодого поколения, обладающего знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющего традиционные нравственные ценности, готового к мирному созиданию и защите Родины.
Младший школьный возраст является оптимальным для нравственного воспитания, так как это период активного развития социальных интересов, жизненных идеалов, период самоутверждения и становления личности человека. Перед педагогами стоит задача подготовки ответственного гражданина, патриота и семьянина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами семьи, общества и государства.
Нравственное воспитание детей, начиная с периода детства, является одним из «важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений» [5, 9].
Решение актуальных задач нравственного воспитания школьников возможно на основе вовлечения детей в активную деятельность, направленную на взаимодействие и сотрудничество с окружающими, на проявление нравственных чувств и отношений.
Воспитание трудолюбия является одной из важнейших задач сегодняшнего дня. Актуальность ее решения нашли отражение в Законе РФ «Об образовании», где подчеркивается приоритет общечеловеческих ценностей в образовании, воспитании гражданственности, трудолюбия (и других качеств личности), любви к окружающей природе, Родине, семье.
Таким образом, воспитание трудолюбия у младших школьников диктуется объективной необходимостью, потребностью общества в людях, обладающих этим качеством, так как оно является стержневым, определяющим качеством личности. Именно в школьные годы интенсивно развивается и практически завершается формирование индивидуальности и самоопределения.
Одним из эффективных методов нравственного воспитания является внеурочная деятельность.
Таким образом, цель курсовой работы заключается в теоретическом обосновании эффективности воспитания у младших школьников трудолюбия, творческого отношения к труду жизни во внеурочной деятельности в рамках реализации духовно-нравственного воспитания и развития учеников начальной школы.
Объект исследования: процесс нравственного воспитания младших школьников.
Предмет исследования: программа внеурочной деятельности, направленная на воспитания у младших школьников трудолюбия, творческого отношения к труду жизни во внеурочной деятельности в рамках реализации духовно-нравственного воспитания и развития учеников начальной школы.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросам формирования нравственных ценностей у младших школьников.
2. Описать особенности формирования у младших школьников отношения к труду;
3. Изучить специфику внеурочной деятельности в начальной школе;
4. Выявить уровень отношения у обучающихся 2 класса к труду;
5. Представить программу внеурочной деятельности, направленную на формирование положительного отношения у младших школьников к труду, трудолюбию, жизни.
Теоретическо-методологической основой исследования служат труды следующих авторов:
База исследования: школа . В эксперименте приняло участие 22 второклассника.
Теоретические методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования.
Практическая значимость данной курсовой работы обусловлена тем, что разработанная программа внеурочной деятельности, направленная на формирование положительного отношения у младших школьников к труду, трудолюбию, жизни, может быть использовано в практике работы педагогов начальной школы.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ВЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1.1. Формирование нравственных ценностей как психолого-педагогическая проблема
В XXI веке человеку необходимо не только получать новую информацию, но и уметь её тщательно избирать. Также человеку необходим нравственный стержень, который будет придавать жизни смысл и будет способствовать сохранению культуры на земле.
По ФГОС НОО образование должно содержать в себе развитие личности школьника, в которое входит создание образа мира, ценностно-смысловых направлений и основы для морального выбора, соответствующего нравственным ценностям. Формирование нравственных ценностей - это основная задача современной образовательной школы. Она определяется как важная часть заказа общества для образовательных учреждений. На образование возложены большие надежды в формировании нравственных ценностей в современном обществе [19, 8].
Проблема нравственности подрастающего поколения обрела особую актуальность в наши дни. Каждый человек оценивает свои поступки, события и явления происходящие в жизни по своему. То что важно для одного человека, для другого не имеет совершенно никакого значения. Одни и те же предметы, события и явления имеют совершенно различное значение для людей.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Амонашвили, Ш.А. Гуманно-личностная педагогика: теория и практика [Текст] / Ш.А. Амонашвили. // Три ключа. Педагогический вестник. Выпуск шестой. М. : Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2003.
2. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. Для студентов вузов [Текст] / Г.С. Абрамова. Екатеринбург : Деловая книга, 1999. - 624 с.
3. Аплетаев, М.Н. Система воспитания нравственной личности в процессе обучения [Текст] / М.Н. Аплетаев - Омск: Изд-во Ом. ГПУ, 2013. - 256 с.
4. Власова, Т.И. Духовно-нравственное развитие современных школьников как процесс овладения смыслом жизни [Текст] / Т.И. Власова // Педагогика, 2008. - № 9. - С. 108.
5. Гильгенберг, И.В. Педагогические условия приобщения младших школьников к духовным ценностям в процессе нравственного воспитания [Электронный ресурс] / Автореф. кан. пед. наук. И.В. Гильгенберг. Челябинск.: 2002. 23 с. // http://www.dslib.net/obw-
6. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор [Текст] / пособие для учителя // Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. М. : Просвещение, 2011. - 223 с.
7. Гусейнов, A.A. Этика: Учебник для студентов высших учебных заведений [Текст] / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян - М.: Гардарика, 2014. - 472 с.
8. Каган, М.С. Философская теория ценностей [Текст] / М.С. Каган - СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 2009. - 205 с.
9. Караковский, В.А. История воспитательной системы обычной школы//Школа воспитания: 825-й маршрут [Текст] / В.А.Караковского, Д.В.Григорьева, Е.И.Соколовой. - М.: Педагогическое общество России, 2014. - С. 7-30.
10. Колечиц, Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися [Текст] / Т.Н. Колечиц, З.А. Кейлина- М.: Просвещение, - 2010.
11. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго поколения [Текст] / сост. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. М. : Просвещение, 2009. 26 с.
12. Кульневич, C.B. Воспитательная работа в средней школе: от коллективизма к взаимодействию [Текст] / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина – Ростовн/Д: Творческий центр «Учитель», 2010. - 288 с.
13. Кутьев, В.О. Внеурочная деятельность школьников [Текст] / В.О. Кутьев - М.: Просвещение, 2013.-223 с.
14. Лапин, Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян //Социологические исследования [Текст] / Н.И. Лапин - 2015. - № 5. - С. 3-19.
15. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов выс. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 4-е изд. [Текст] / Р.С. Немов. - М.: Гуманит. изд. центр Владос. Кн. 2. Психология образования. - 2002. - 608 с.
16. Созонов, В.П. Организация воспитательной работы в классе [Текст] / В.П. Созонов - М.: Центр «Педагогический поиск», 2012. - 160 с.
17. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] / утв. распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70957260/#review.
18. Сухомлинский, В.А. О воспитании [Текст] / Сост. И авт. Вступит. Очерков С. Соловейчик. - 4-е изд. - М.: Политиздат, 1982. - 270 с.
19. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения [Текст] / утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. №373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357. Екатеринбург : Ажур, 2017. - 36 с.
20. Щуркова, Н.Е. Воспитание детей в школе [Текст] / Н.Е. Щуркова - М.: Новая школа, 2008. - 206 с.