Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Всемирная организация здравоохранения, Всемирная федерация инсульта на Всемирном конгрессе по проблеме инсульта (Ванкувер, Канада) в июне 2004 года обратились с сообщением, в котором инсульт объявлен глобальной эпидемией, угрожающей жизни и здоровью населения всего мира.
В настоящее время, согласно мировой статистике, наблюдается стремительная тенденция к увеличению числа больных, перенесших инсульт, а также их «омоложению». По данным ВОЗ, 30% больных составляют люди трудоспособного возраста (до 50-60 лет), 70-80% больных, перенесших инсульт, полностью теряют трудоспособность и профессиональные навыки.
Речевые расстройства (афазия, дизартрия) встречаются более чем у трети больных, перенесших инсульт, и являются вторым по важности и частоте последствием инсульта после двигательных нарушений. По данным отечественных авторов, в конце острой фазы инсульта афазия наблюдается в 36% случаев, реже - дизартрия - в 14% случаев. Наличие речевого расстройства после инсульта, черепно-мозговой травмы, опухоли головного мозга или операции на головном мозге значительно снижает коммуникативные способности пациентов, активность повседневной жизни и способствует их социальной изоляции. Черепно-мозговая травма опережает речевые расстройства, при этом тяжелые травмы составляют примерно 30% случаев.
Современные отечественные неврологи утверждают, что одним из самых тяжелых последствий инсульта является афазия (Кадыков А.С., Калашникова Л.А., Коленко А.И., Мищенко Т.С., Черникова Л.А., Шахпаронов Н. и др.). Проблема нарушения речевой функции при афазии до сих пор остается актуальной темой, интерес к которой обусловлен ее теоретической, практической и социальной значимостью в решении таких задач, как:
объяснение взаимосвязи и взаимодействия речевых нарушений при моторной афазии с другими психическими процессами;
дальнейшее исследование нейропсихологических и нейролингвистических аспектов восстановления речи при афазии;
социально-психологическая адаптация больных афазией и их социальная реинтеграция.
Степень научной разработанности темы. Истоки изучения сенсорной афазии восходят к трудам C.Wernice [9]. Впоследствии она стала одним из основных предметов изучения основателя нейропсихологии А.Р. Лурии [23] и его последователей. Особый интерес представляют работы Э.С. Бейн, описавшей разнообразную симптоматику нарушения понимания и собственной речи при сенсорной афазии. Кроме того, вопросы комплексного обследования, включавшего в себя нейрофизиологические, инструментальные методы исследования и определения уровня атерогенных липопротеидов и гомоцистеина с тщательным изучением двигательной и когнитивной функции, эмоционально-волевой сферы (MMSE, короткий вариант IQ CODE, FAB, PALT, таблицы Шульте, тест рисования часов, методика заучивания 10 слов, SCWT, шкалы: Тинетти, Гольдблата, DASS, MOSSF-36, индекс качества жизни, Спилберга-Ханина, Бека) в восстановительном периоде при афазических расстройствах недостаточно изучено.
Именно поэтому тема исследования: «Использование методов клинического обследования при афазических расстройствах» является актуальной и своевременной.
Цель исследования: описать использование методов клинического обследования при афазических расстройствах
Объект исследования: подходы к диагностике и лечению пациентов при афазических расстройствах.
Предмет исследования: использование методов клинического обследования при афазических расстройствах.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие афазии в современной логопедии и ее основные особенности.
2. Охарактеризовать методы клинического обследования больного
3. Описать подходы к клинической диагностике пациентов при афазических расстройствах
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы
1. Теоретические основы изучения афазии
1.1 Анатомофизиологические основы нормальной речи
Целостность и сохранность всех структур головного мозга необходимы для нормальной языковой деятельности. Слуховая, зрительная и двигательная системы особенно важны для речи. Устная речь основана на согласованной работе мышц трех отделов периферического речевого тракта: дыхания, голоса и артикуляции. Когда вы выдыхаете слово, голосовые связки вибрируют, придавая голос голосовому процессу. Произношение звуков речи (артикуляция) является результатом работы артикуляционного отдела. Вся работа периферического речевого тракта, связанная с более четкой и точной координацией мышечных сокращений, регулируется центральной нервной системой (ЦНС).
Качественные особенности речи зависят от синхронной совместной работы многих областей коры правого и левого полушарий, что возможно только при нормальном функционировании нижележащих мозговых структур. Особую роль в речевой деятельности играют слухо-моторные речевые области, расположенные в доминантном (лево-правом) полушарии головного мозга.
Язык развивается в ходе общего психофизического развития ребенка. В возрасте от одного года до пяти лет у здорового ребенка постепенно формируются фонематическое, лексическое и грамматическое восприятие речи, а также нормативное слуховое произношение. На первом этапе речевого развития ребенок осваивал речевые реакции в виде вокализаций, флейт и бессмысленных слов. По мере развития лепета звуки малыша постепенно сближаются со звуками его родного языка. После года ребенок понимает значение многих слов и начинает произносить первые слова. После полутора лет у ребенка появляется простое предложение (два-три слова), которое постепенно усложняется. Язык ребенка становится все более фонологически, морфологически и синтаксически правильным.
К трем годам обычно формируются основные лексические и грамматические структуры разговорной речи. На этом этапе ребенок начинает осваивать развернутую фразовую речь. К пяти годам развиваются механизмы координации дыхания, фонации и артикуляции, обеспечивающие достаточную беглость речи. В возрасте пяти-шести лет у ребенка также начинают развиваться способности к анализу и синтезу звука. Нормальное речевое развитие позволяет ребенку перейти на новый этап - овладение почерком и письменной речью. К условиям нормального формирования речи относят сохранность центральной нервной системы, наличие нормального слуха и зрения, достаточный уровень активного речевого общения взрослых и детей.
Целостность и сохранность всех структур головного мозга необходимы для нормальной речевой деятельности. Особое значение для речи имеют слуховая, зрительная и двигательная системы. Устная речь осуществляется благодаря согласованной работе мышц трех отделов периферического речевого аппарата: дыхания, голоса и артикуляции. Выдох речи вызывает вибрацию голосовых связок, что обеспечивает голос в голосовом процессе. Произношение звуков речи (артикуляция) происходит в результате работы артикуляционного отдела. Вся работа периферического речевого аппарата, связанная с более четкой и тонкой координацией в сокращении его мышц, регулируется центральной нервной системой (ЦНС).
Качественные особенности речи зависят от совместной синхронной работы многих областей коры правого и левого полушарий, что возможно только при условии нормального функционирования нижележащих мозговых структур. Особую роль в речевой деятельности играют слуховые и речедвигательные вокальные области, которые располагаются в доминантном (левом для правшей) полушарии головного мозга.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Ананьева Н.И. Комплексная лучевая диагностика нарушений мозгового кровообращения: автореф. дис. ... д-р.мед.наук. - СПб., 2001. - 289 с.
2. Антонова О. Г., Хазов П. Д. Динамика ишемических инсультов ствола головного мозга при мп-томографии // Рос. мед.-биол. вестн. им. акад. И.П. Павлова. - 2004. - №3-4. – С.108-112
3. Ахмадеева Л.Р., Булякова Г.А., Байков Д.Э. Когнитивные функций у пациентов, перенесших ишемический инсульт: дизайн проспективного клинико-морфометрического исследования // Здоровье и образование в XXI веке. 2020. №5. – С. 14-18
4. Баранцевич Е.Р., Ковальчук Ю.П., Мельник Е.В., Эмануэль В.С., Эмануэль Ю.В. Сложности дифференциальной диагностики первичной прогрессирующей афазии. Клиническое наблюдение // Анналы клинической и экспериментальной неврологии. - 2019. - №1. – С.78-83
5. Белопасова А. В., Кадыков А. С., Коновалов Р. Н., Кремнева Е. И. Организация нейрональной речевой системы у здоровых лиц и ее реорганизация у пациентов с постинсультной афазией // Анналы клинической и экспериментальной неврологии. 2013. №1. – С.25-30
6. Белопасова А.В., Кадыков А.С., Коновалов Р. Н., Кремнева Е. И. Диагностический и лечебный потенциал транскраниальной магнитной стимуляции при афазии // Неврологический журнал. - 2015. - №4. – С.23-28
7. Белопасова А. В., Кадыков А. С., Коновалов Р. Н., Кремнева Е. И. Организация нейрональной речевой системы у здоровых лиц и ее реорганизация у пациентов с постинсультной афазией // Анналы клинической и экспериментальной неврологии. 2013. №1. – С.25-30
8. Белопасова А. В., Кадыков А. С., Коновалов Р. Н., Кремнева Е. И. Значение функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ) в определении механизмов восстановления и прогноза постинсультных речевых расстройств // Астраханский медицинский журнал. 2010. №3. – С.60-64
9. Бердникович E. С. Дифференцированный подход к восстановлению речи у больных с афазией в остром и раннем периодах инсульта: автореф. дис. ... канд. мед. наук. — М., 2013. — 160 с.
10. Бердникович E. С. Тактика логопедической работы с пациентами при первичной прогрессирующей афазии на примере клинического случая // Гуманитарные науки. - 2021. - №1 (53). – С.118-126
11. Бердникович Е. С., Мясникова М. С., Орлова О. С., Титкова И. И. Специфика обследования и коррекции речевых нарушений у пациентки с подкорковой афазией // Специальное образование. 2020. - №3 (59). – С.6-23
12. Болдырева Г.Н., Жаворонкова Л.А., Шарова Е.В., Мигалев A.C., Скорятина И.Г., Фадеева Л.М., Подопригора А.Е., Пронин И.Н., Корниенко B.Н. ЭЭГ-фМРТ-анализ функциональной специализации мозга человека в норме и при церебральной патологии// Медицинская визуализация. — 2012. — № 1. - С. 15-25.
13. Гнездицкий В. В., Корепина О. С., Карлов В. А., Кошурникова Е. Е., Чацкая А. В.Компьютерная ЭЭГ и когнитивные вызванные потенциалы у пожилых больных с афазией и эпилепсией после инсульта // Эпилепсия и пароксизмальные состояния. 2016. №1. – С.12-21
14. Гнездицкий В.В. Вызванные потенциалы мозга в клинической практике. М.: «МЕДпресс-информ». - 2003. - 246 с.
15. Голубятникова В.И., Кузнецова А.А. Основные подходы к диагностике нарушений речи и других высших психических функций в структуре помощи больным с острым нарушением мозгового кровообращения // Коллекция гуманитарных исследований. - 2017. - №1 (4). – С.54-56
16. Гришина Д.А., Шпилюкова Ю.А., Локшина А.Б., Федотова Е.Ю. Диагностика и лечение лобно-височных дегенераций // МС. 2020. №19. С.42-50
17. Игнатченко Н.А. Организация первичной логопедической реабилитации больных с тяжелыми нарушениями речи в условиях стационара // КПО. 2020. №3 (23). – С.73-84
18. Колесниченко Ю. А., Машин В. В., Иллариошкин С. Н., Зайц Р. Дж. Воксел-ориентированная морфометрия: новый метод оценки локальных вторичных атрофических изменений головного мозга // Анналы клинической и экспериментальной неврологии. 2007. №4. – С.35-42
19. Кремнева Е.И., Коновалов Р.Н., Кротенкова М.В., Кадыков A.C., Боголепова И.Н., Белопасова A.B. Картирование речевых структур головного мозга у здоровых людей с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии// Лучевая диагностика и терапия. -2012. - №2. - С. 65-72.
20. Кремнева Е.И., Саенко И.В., Черникова Л.А., Червяков A.B., Коновалов Р.Н., Козловская И.Б. Особенности активации зон коры головного мозга при стимуляции опорных рецепторов в норме и при очаговых поражениях ЦНС// Физиология человека. - 2013. - Т. 39, №5. - С. 86.
21. Кротенкова М.В. Диагностика острого инсульта: нейровизу-ализационные алгоритмы: автореф. дис. ... д-ра мед. наук. — М., 2011. — 45 с.
22. Кулеш С.Д. Нарушения речи при локальных поражениях мозга // Медицинские новости. 2018. №3 (282). – С.4-9
23. Купцова С.В., Власова Р.М., Драгой О.В., Иванова М.В., Малютина С.А., Петрушевский А.Г., Федина О.Н., Гутырчик Е.Ф. Особенности реорганизации речевых зон мозга у больных с разными формами афазии // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2015. - №4. – С.74-81
24. Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга / А. Р. Лурия. — Санкт-Петербург : Питер, 2008. — 624 с.
25. Майорова Л.А. Реорганизация процессов начального этапа восприятия речи у пациентов с постинсультной сенсорной афазией: фМРТ - исследование: автореф. дис. ... канд. мед. наук. — М., 2013. — 111 с.
26. Малов А. Г., Овчинникова Е.С. Проблемы диагностики и лечения эпилептической афазии // Сиб. мед. журн. (Иркутск). 2011. №8. – С.102-105
27. Масенко В.В., Максименко О.Л., Скороход А.М. Стрессовая гипергликемия при мозговом ишемическом инсульте // FORCIPE. 2020. №S. - С.502-503
28. Медведев C.B., Киреев М.В., Короткое А.Д. Функциональная МРТ и ПЭТ в клинической практике — общие принципы и ограничения при картировании функций мозга//Лучевая диагностика и терапия. - 2012. - № 3. - С. 20-26.
29. Михайлов В.А., Стулов И.К. Первичная прогрессирующая афазия // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. - 2019. - №1. – С.4-11
30. Никишина В.Б., Петраш Е.А., Бушуева О.Ю., Запесоцкая И.В. Анализ показателей функциональной асимметрии мозга у больных с ишемическим инсультом: нейропсихологическое исследование // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 2014. - Т. 114. - № 12-2. - С. 28-32.
31. Пономарев В.В., Шабалина Ю.С., Брилева Е.В. Дозозависимая эффективность нейромидина для коррекции афазий в остром периоде мозгового инсульта // Медицинские новости. - 2012. - №10. – С.45-49
32. Савельева И. Е. Морфологическая и функциональная визуализация при инсультах // Вестник ОГУ. - 2005. - №12. – С. 136-140
33. Сафронова М.Н. Прогнозирование восстановления афатических нарушений в остром периоде ишемического инсульта и их комбинированная нейропротекция: автореф. дис. ... канд. мед. наук. — Томск,2018. — 156 с.
34. Таубекова Н.С., Зикирия Е.А., Рахымжанова Д.В., Сейдалин А.М., Абилсейт А.Ш. Возможности магнитно-резонансной томографии в диагностике ишемических инсультов у детей // Вестник КазНМУ. - 2020. - №3. – С.123-125
35. Федоров М.А., Диомидова В.Н., Мигушкина Л.П. Роль магнитно-резонансной томографии в повышении качества оказания медицинской помощи больным с ишемическим инсультом // ПМ. - 2015. - №6 (91). – С.115-118
36. Фокин В.А., Голохвастов С.Ю., Одинак М.М. и др. Особенности ранней нейровизуализационной диагностики при острых нарушениях мозгового кровообращения // Регионарное кровообращение и микроциркуляция. — 2007. — №1 (21). — С. 113-114.
37. Хачатуров Ю.А., Щедеркина И.О., Плавунов Н.Ф., Сидоров А.М., Петряйкина Е.Е., Витковская И.П., Кадышев В.А. Инсульт у детей и подростков: Актуальные проблемы догоспитальной диагностики // Архивъ внутренней медицины. 2020. №1 (51). – С.21-30
38. Червяков А.В., Пойдашева А.Г., Назарова М.А., Гнездицкий В.В., Супонева Н.А., Черникова Л.А., Пирадов М.А. Навигационная ритмическая транскраниальная магнитная стимуляция в постинсультной реабилитации: рандомизированное слепое плацебоконтролируемое исследование // Анналы клинической и экспериментальной неврологии. - 2015. - №4. – С.30-36
39. Цветкова, Л.С. Афазиология: современные проблемы и пути их решения: избранные психологические труды / Л.С. Цветкова. - Москва: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2011. - 744 с.
40. Шишкова В., Зотова Л., Малюкова Н. Возможность повышения эффективности ранней комплексной реабилитации у пациентов с постинсультной афазией // Врач. - 2018. - №6. – С.39-44
41. Шоломов, И. И. Клинико-нейровизуализацонные сопоставления при афазиях, связанных с инсультом / И. И. Шоломов, Н. А. Орнатская, Ю. Б. Мещерякова, А. А. Но-сачев, Т. А. Жаренова, А. С. Крутцов. — Текст : непосредственный // Медицинский альманах. — 2011. — № 1 (14). — С. 96—98.
42. Шулешова Н.В., Сизов А.В., Куприянова И.В., Зверева В.В. Случай первичной прогрессирующей афазии // Ученые записки СПбГМУ им. И. П. Павлова. - 2019. - №1. – С.61-67
43. Щербакова М. М. Визуально-диагностический мираж афазии // Consilium Medicum. - 2017. - №2-2. – С.37-40
44. Щербакова М.М., Котов С.В. Клиническая картина декомпенсированных афазий, обусловленных задней локализацией очага поражения левого полушария головного мозга // ПМ. - 2019. - №7. – С.138-142
45. Щербакова М.М., Котов С.В. Компьютерный скрининг-тест афазий // Consilium Medicum. - 2017. - №2. – С.24-26
46. Ashtary, F. A randomized, double-blind trial of bromocriptine efficacy in nonfluent aphasia after stroke / F. Ashtary, М. Janghorbani, А. Chitsaz et al. // Neurology. - 2006. - № 66. - P. 914-916.
47. Berthier, M.L. Poststroke aphasia : epidemiology, pathophysiology and treatment / M.L. Berthier // Drugs Aging. - 2005. - Vol. 22, №2. - P. 163-245.
48. Birenbaum, D. Imaging in Acute Stroke / D. Birenbaum, L.W. Bancroft, G.J. Felsberg // West J Emerg Med. - 2011. - №12(1). - P. 67-76.
49. Brazzelli, M. MRI Versus CT for Detection of Acute Vascular Lesions in Patients Presenting With Stroke Symptoms / M. Brazzelli, A.G. Sandercock, M.G. Celani et al. // Stroke. - 2010. - Vol. 41. - P. e427-e428.
50. Farr, T.D. Use of magnetic resonance imaging to predict outcome after stroke: a review of experimental and clinical evidence / T.D. Farr, S. Wegener // J.Cereb Blood Flow Metab. - 2010. - №30(4). - P. 703-717.
51. Fiebach, J.B. CT and diffusion-weighted MR imaging in randomized order: diffusion-weighted imaging results in higher accuracy and lower interrater variability in the diagnosis of hyperacute ischemic stroke / J.B. Fiebach, P.D. Schellinger, O. Jansen, M. Meyer, P. Wilde, J. Bender et al. // Stroke. - 2002. - №33. - Р. 2206-2210.
52. Howard, D. Assessment of aphasia / D. Howard // J. Neurol. Neurosurg. Psychiatry. - 2004. - №75. - P. 514.