Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время требуется серьёзное усовершенствование характера, а также увеличение эффективности взаимоотношений экономических субъектов российского государства. Развитие конкурентоспособности Российской Федерации в качестве экономической системы в существенной степени определено будущим плодотворным развитием интеграционных процессов. В особенности это касается реальной экономике, уровня взаимодействия конкретных субъектов рынка.
Присущая современной экономической системе направленность в развитии в сторону значительной информационной открытости, ясной корпоративной экономики уже произошла в России. Однако конкуренция пока еще недостаточно дополняется практикой партнерства, процессы интеграции идут только в самых простых и агрессивных формах поглощений и слияний, как правило, заканчивающихся прекращением работы партнеров.
Центральное звено интеграционных процессов в современной экономике – это отношения между участниками рынка и производителями продукции, а также ее потребителями. Современные достижения управления социально-экономическими системами и процессами характеризуются движением в направлении от конкурентных конфликтов интересов к партнерству, к новой системе взаимоотношений, которая выгодна всем ее субъектам, с воплощением принципа социальной ответственности. Это затрагивает отношения внутри предпринимательских структур, между бизнесом и органами публичного управления, между бизнесом и общественностью и, самое главное, между потребителями и производителями.
В современных условиях рыночной экономики важно создать такой баланс интересов участников процесса обмена, чтобы все они оказались небезразличны в качественном формировании данного процесса и иных экономических процессов. Поэтому исследование возможностей развития отношений партнерства производителя и потребителя, аспектов соперничества и противоречий представляется актуальным. Поскольку в случае успешного осуществления этих отношений допустимо стимулирование спроса, динамичный прогресс производства, умножение производительности труда, рост его оплаты, интереса в инвестициях, а также усиление защиты от экономического кризиса.
Данную тему в своих трудах рассматривали такие авторы как Циплакова Е.М., Кусраева О.А., Луханина А.И., Осипов А.В., Мамонов Р.В. и другие.
Объект исследования представляют собой общественные отношения, которые складываются в области совместных интересов производителя и потребителя в современных экономических системах.
Предмет исследования – конфликт интересов производителя и потребителя.
Цель исследования состоит в осуществлении анализа конфликта интересов производителя и потребителя, а также выработка рекомендаций по совершенствованию партнерских отношений между ними.
Задачи, которые решаются в курсовой работе для достижения указанной цели:
- рассмотреть роль и значение потребителя, а также возможные способы управления его поведением;
- определить существующий баланс прав потребителей и производителей в сложившихся экономических условиях;
- выявить аспекты взаимодействия производителей и потребителей в конфликтных ситуациях;
- рассмотреть вопросы совершенствования отношений между производителем и потребителем как участниками рынка.
Методологической основой курсовой работы является общенаучный, диалектический, а также исторический методы познания. Также были использованы методы анализа, синтеза, аналогии и обобщения, и формально-логический метод.
ГЛАВА 1. ЭВОЛЮЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ И ПОТРЕБИТЕЛЯ
1.1. Роль и значение потребителя
Поведение потребителей представляет собой область деятельности, которая важна для тех, кто стремится добиться успеха на рынке, применяя разнообразные методы исследования и управления потребительским поведением. С формированием рыночных отношений и увеличением конкуренции в российском государстве работа с потребителем должна занимать первостепенное место в комплексе маркетинга компаний различного профиля и уровня.
Важной проблемой, которая возникает при ведении бизнеса, выступает вопрос, который заключается в недооценке значимости изучения потребителя как личности, а также его покупательского поведения. Научная проблема состоит в дефиците разработок методик по классификации потребителей.
Следует указать, что в настоящее время комплекс маркетинга под названием «4Р» (продукт, цена, продвижение, дистрибьюция) теряет свою прежнюю значимость. Указанная концепция все чаще подвержена критике за большую обращенность внутрь компании, то есть внимание в этом случае больше уделяется внутрифирменным процессам, а не самому потребителю. Сегодня в качестве альтернатив предлагаются другие смешения компонентов маркетинга.
Так, например, японские компании выступают наглядным образцом того, как создавать успешный бизнес. Его секрет состоит в ориентации на потребителя, его нужды, потребности, желания, а также разного рода прихоти. При этом главное внимание надлежит уделять не скидкам, распродажам и подаркам, а индивидуальному отношению к потребителю и заботе о нем.
Чтобы достигнуть успеха в бизнесе необходимо заботиться о потребителях посредством отличного качества товаров и услуг, а также постепенно обновлять ассортимент продукции. Продолжающийся рост количества продуктов и конкурентов на рынке является показателем того, что на смену дефицита товаров пришел дефицит потребителей. Как итог, именно они стали выступать центром вселенной рынка. При этом возможности выбора повысились как никогда, наравне с доступностью информации.
Необходимо отметить, что забота производителя о своем потребителе должна выражаться в определенных действиях. Важно осуществлять сравнение уровня удовлетворенности клиентов собственной организации с уровнем удовлетворения потребителей разных конкурентов. Кроме того, профессионализм и модель поведения персонала также играют существенную роль для присутствия лояльности клиента. Компании, которые ориентируются на покупателя, могут не только производить товары, но и сами развивать отношения с ними. Организация, которая заботится о потребителе, распространяет свое внимание не на товары, а на потребности своего покупателя. Важно достигнуть понимания в том, что потребители нуждаются не в самих продуктах как таковых, а в удовлетворении своих потребностей. Успех той или иной фирмы во многом зависит от того, как производитель, в частности, его сотрудники обращаются с покупателями.
В современный период серьезный интерес к исследованию поведения потребителей определяется блоком разных причин. Во-первых, в рамках разбора поведения потребителя, который выступает субъектом процесса купли-продажи, скрыто немало тайн так называемого черного ящика, которым именуют область потребления. Во-вторых, изучение этого вопроса позволит делать более верные прогнозы продаж как в качественном, так и в количественном аспектах. В-третьих, рассмотрение поведения потребителей и изучение их аспектов позволит осуществлять стратегию маркетинга максимально целенаправленно и эффективно.
Достижение побед с точки зрения досконального исследования поведения потребителя позволит организациям выстраивать более аргументированные стратегии привлечения конкретных покупателей. Данный тезис свидетельствует, что поведение потребителей превратилось в одну из движущих сил современного рынка, которую нельзя игнорировать, поскольку это может привести к нешуточным ошибкам в маркетинговой политике компании.
Вышеизложенные аспекты могут быть более тщательно рассмотрены через концепции товаропроизводств: производственную, товарную (продуктную), сбытовую (концепция продаж), маркетинга, социального маркетинга, а также маркетинга отношений. Первая концепция маркетинга называется производственная, согласно которой потребитель отдает предпочтение, в первую очередь, недорогим и доступным товарам и услугам. Интерес менеджмента в этом случае сконцентрирован на достижении большой его эффективности, уменьшению издержек производства, а также массовом распространении продукции.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) / Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) / «Собрание законодательства РФ», 29.01.1996, № 5, ст. 410.
3. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 11.06.2021) «О защите прав потребителей» / «Собрание законодательства РФ», 15.01.1996, № 3, ст. 140.
Книги и сборники
4. Бакалёва В.В. Рациональное поведение потребителя и производителя // В.В. Бакалёва / Проблемы и перспективы развития науки в России и мире: сб. статей. 2017. С. 24-28.
5. Комок Я.Т. Отношения лояльности потребителей к местным производителям // Я.Т. Комок / Концепции устойчивого развития науки в современных условиях: сб. статей. 2017. С. 154-156.
6. Луханина А.И. Институт защиты прав потребителей: история становления и современные актуальные вопросы в РФ // А.И. Луханина / IV Международный форум цивилистов: сб. статей. Ростов-на-Дону, 2021. С. 456-461.
7. Сержантова А.А., Холомеева Н.В. Меры поддержки российских производителей и изучение поведения российских потребителей // А.А. Сержантова / Наука. Технологии. Инновации: сб. трудов. 2018. С. 748-752.
8. Токсубаева А.О. Асимметричность информации и ее влияние на поведение потребителей и производителей // А.О. Токсубаева / Актуальные проблемы экономической теории и практики: сб. трудов. Краснодар, 2019. С. 55-62.
9. Филип Котлер: Основы маркетинга. Краткий курс / Ред.: Макарова Н.М. / Изд. Вильямс, 2019 г. С. 496.
10. Чирва А.С. Влияние сетевой экономики на производителей и потребителей // А.С. Чирва / Наука и инновации XXI века: сб. трудов. 2017. С. 233-235.
11. Шабаева Е.М., Гавриш Е.С. Особенности взаимодействия производителя, потребителя и государства // Е.М. Шабаева / Научные революции: сущность и роль в развитии науки и техники: сб. статей. 2017. С. 191-193.
12. Шипуля М.И., Белашова Л.А. Особенности эффективного взаимодействия производителя услуги с потребителем // М.И. Шипуля / Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации: сб. трудов. Нижний Новгород, 2021. С. 63-65.
Статьи из журналов и периодических изданий
13. Галёса С.С., Дьяченко В.Г., Галёса С.А. Современные проблемы конфликта производителей и потребителей стоматологических услуг // Дальневосточный медицинский журнал. 2022. № 1. С. 67-76.
14. Горбатова Л.Д., Анчутина Е.А. Производители vs. Потребители. Противостояние или взаимодействие? // Контроль качества продукции. 2018. № 2. С. 37-41.
15. Мамонов Р.В., Кашаев Ш.Р. Влияние конкуренции на потребителей, производителей и государство // Вопросы экономических наук. 2017. № 4 (86). С. 60-61.
16. Осипов А.В. Проблемы согласования экономических интересов производителей и потребителей энергии // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2018. Т. 8. № 8A. С. 105-111.
17. Попондопуло В.Ф. Рыночная власть производителей и потребителей товаров, формы ее проявления и законодательное регулирование // Конкурентное право. 2021. № 4. С. 2 - 9.
18. Рудяк И.И. Этическая экономика: постмодерн как ненависть производителя к потребителю // Философия хозяйства. 2018. № 3 (117). С. 72-79.
19. Сарченко В.И., Хиревич С.А., Категорская Т.П., Сарченко М.В. Основные положения концепции консенсуса интересов производителей услуг и их потребителей // Торговля, сервис, индустрия питания. 2021. Т. 1. № 4. С. 390-405.
20. Слободняк И.А., Антипина П.В. Основные преимущества функционирования системы прямого доведения товара от производителя до потребителя в условиях цифровой экономики // Экономика и управление: проблемы, решения. 2020. Т. 1. № 4. С. 36-46.
21. Суворова Д.В. Значение бренда для производителей и потребителей // Аллея науки. 2018. Т. 2. № 5 (21). С. 698-701.
22. Яковлев А.А., Глухов В.В. Модель взаимодействия производителей и потребителей через основные характеристики товара: полезность, качество, меновая стоимость // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2018. Т. 11. № 3. С. 194-202.
Авторефераты диссертаций
23. Кусраева О.А. Ориентация на бренд российских компаний-производителей продуктов питания. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата наук по менеджменту. – М. 2019. С. 231.
24. Циплакова Е.М. Управление коммерциализацией высокотехнологичных инновационных продуктов по показателям согласования интересов производителей и потребителей. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. – Челябинск. 2016. С. 187.
Электронные ресурсы
25. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека [Электронный ресурс] Режим доступа: https://rospotrebnadzor.ru/ (Дата обращения: 06.05.2022 г.)