Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Социальная реальность современного российского общества, построенная под влиянием сложных преобразований и модернизации, осуществляющая свою политическую, социальную, культурную, духовную и экономическую сферы, отмечена рядом разрушительных проблем, приведшие к значительному увеличению числа людей нуждающихся в социальной помощи. В приоритете социальной политики государства стоит решение проблем детей-инвалидов, одной из наиболее социально уязвимых групп, во многом определяющая уровень социальной защиты общества, темпы изменений и устойчивое развитие.
В Белгородской области проживает около 274,1 тысячи детей до 18 лет. За последние 10 лет число детей-инвалидов составляло от 6424 до 8410 человек. В целом, в Российской Федерации насчитывается около 0,6 млн семей с детьми-инвалидами и, согласно прогнозам, уже в ближайшие десять лет число их достигнет 1,2— 1,5 млн.
В настоящее время наблюдается явное ежегодное увеличение числа детей с ограниченными возможностями здоровья. Это демонстрирует масштабы проблемы инвалидности детей и определяет необходимость принятия на государственном уровне комплекса мер по созданию системы социальной защиты и социальной интеграции детей-инвалидов.
Инвалидность не позволяет ребенку иметь полный социальный контакт и отсутствие достаточного круга общения приводит к неправильной адаптации, приводящей к большей изоляции, что приводит к недостаткам развития.
Каждый десятый инвалид имеет полную или неполную нетрудоспособность, для самостоятельной работы, тяжести расстройств и ограничений социальных функций. Много внимания уделяется проблемам задержки нейропсихологического развития детей, задержки в развитии психики, приводящие в 30–40 % случаев к слабому прогрессу в школе, уменьшению способности работать, неспособности выполнять срочную военную службу.
По этой причине одной из важнейших задач социальной политики государства и общества является развитие и практика социально-культурной деятельности в социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями.
Проблема исследования состоит в противоречии между необходимостью совершенствования системы социальной работы с детьми с ограниченными возможностями и недостаточностью научной информации по этому вопросу.
Существенный вклад в решение проблемы социально-культурной реабилитации инвалидов внесли работы С.Н. Ваньшина, Т.В. Гудиной, М.Г. Дрезниной, Т.А. Зреловой, А.И. Клюкиной, О.Ю. Мацукевич, Ю.С. Моздоковой, Л.В. Пыхтина, А.А. Сускало, И.А. Тушевской, Д.В. Шамсутдиновой, Н.А. Чулковой, Н.Н. Ярошенко и мн. др.
Социально-культурная работа с детьми инвалидами включает в себя социально-культурную реабилитацию. Это реабилитация включает в себя: танцтерапия, арт-терапия, музыкотерапия, библиотерапия и др. Противоречие заключается в несоответствии между имеющимся малым количеством учреждений социального обслуживания населения, однотипности разработанных программ и внушительном количестве нуждающихся в социально-культурной реабилитации инвалидов.
Объектом курсовой работы является социальная работа с детьми с ОВЗ.
Предметом курсовой работы является организация социально-культурной работы с детьми с ОВЗ в Белгородской области.
Цель курсовой работы: провести анализ социокультурной ситуации на Белгородчине в сфере поддержки лиц с ограниченными возможностями.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
1. Изучить особенности и социальные проблемы детей-инвалидов в РФ;
2. На основе теоретического анализа научной литературы раскрыть понятия социальной и социально-культурной работы с детьми с ОВЗ;
3. Проанализировать деятельность ГБУСО «КЦСОН» г. Белгорода по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
4. Раскрыть используемые средства социально-культурной работы с детьми-инвалидами и направления их совершенствования.
При написании курсовой работы были использованы методы теоретического исследования: анализ и синтез научной литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение, систематизация.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы исследования
1.1. Дети-инвалиды в Российской Федерации: особенности и социальные проблемы
В соответствии с Декларацией прав инвалидов, утвержденной ООН в 1975 году, «инвалид» означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и / или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных возможностей.
«Инвалидность» в детском возрасте можно определить, как «состояние стойкой социальной дезадаптации, обусловленное хроническими заболеваниями или патологическими состояниями, резко ограничивающими возможность включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы, в связи с чем возникает необходимость в постоянном дополнительном уходе за ним, помощи или надзоре» .
В настоящее время проблема детской инвалидности является чрезвычайно актуальной. В России, как и во всем мире, наблюдается неуклонный рост числа детей-инвалидов. В частности, тяжелые нарушения здоровья у детей обусловливают комплекс серьезных социальных, экономических и морально-психологических проблем, как для самого ребенка-инвалида, так и для его семьи. В этой связи следует отметить, что поступательное социально-экономическое развитие российского общества невозможно без сохранения существующих и формирования будущих полноценных трудовых ресурсов .
Ежегодно в стране рождается около 30 тысяч детей с врожденными наследственными заболеваниями, среди них 70-75% являются инвалидами. К причинам, которые способствуют возникновению у детей инвалидности или с которыми рождается ребенок, можно отнести и неблагоприятные условия женского труда, высокий рост заболеваемости родителей, неблагоприятная экологическая обстановка в отдельных регионах и в целом по стране, низкая оплата труда и невозможность обеспечить достойное существование семьи и тем более богатое витаминами питание, врожденные патологии родителей и др. Инвалидизация детей - это трагедия не только нашего государства, но и всего мира. Проблемы детей инвалидов касаются всех сторон современного общества.
Отсюда рассмотрение данных вопросов как законодательного, так и социального характера является всегда актуальной и требует постоянного внимания. По данным статистики на 1 января 2021 года в России насчитывается 655 000 детей с ограниченными возможностями . О проблемах детей инвалидов мы слышим постоянно с экранов телевизоров. Из средств массовой информации. Родители детей-инвалидов обращаются за помощью к неравнодушным гражданам, когда уже изыскали все возможности помочь своему ребенку.
Изучая мнения семей, в которых живут дети-инвалиды, анализируя правовую базу и реальную помощь со стороны государства, становится ясно, что в реальной жизни семьи с детьми-инвалидами часто остаются одни с проблемами воспитания, содержания, лечения и реабилитации детей-инвалидов. Ресурсов на поддержку этих семей выделяется недостаточно, подходы к этим детям формальны, а иногда просто пренебрежительны, в некоторых регионах, в частности, Владимирская область, существуют большие проблемы с лекарственным обеспечением таких пациентов.
К детской инвалидности давно приковано внимание в мире, в нашей стране данные вопросы еще не достаточно освещены и проработаны.
Дети-инвалиды требуют особого подхода для построения образовательных маршрутов, оказания медицинских услуг (приобретение дорогостоящих лекарств, проведение медицинских процедур, оперативные вмешательства и реабилитационные восстанавливающие процедуры, необходимые аппараты и приспособления, инвалидные кресла и т.д.). Все это требует больших затрат, а доход семьи состоит из заработной платы одного или (в редких случаях) двух родителей и социальной пенсии ребёнка. Именно по отношению к таким детям можно судить о истиной толерантности общества, его демократизации, формировании и функционирования институтов гражданского общества .
Отсюда можно рассматривать проблемы детей-инвалидов с разных позиций. С одной стороны - это социальная защита и законодательное регулирование этой защиты. С другой стороны – это законодательное регулирование положения семьи ребенка-инвалида в целом.
Политика Российской Федерации в области защиты и поддержки детей-инвалидов и семей, их воспитывающих направлена на создание благоприятных условий для детей с ограниченными возможностями, предоставления им гарантий и льгот при получении образования, при получении доступной медицинской помощи, средств передвижения, лекарственных средств и др. Гарантии предусмотрены также лицам (родителям, опекунам) воспитывающих детей-инвалидов в области трудовых отношений и в области социальной защиты.
В нашем государстве защита детей инвалидов осуществляется на различных уровнях: международном, федеральном, региональном. В законодательных актах закрепляются права и льготы, предоставляемые детям-инвалидам. Определенными правами ребенок инвалид наделен в соответствии с Конвенцией о правах инвалидов, которая содержит привилегии людям с ограниченными возможностями здоровья. Это гарантии в сфере обеспечения жильем, в сфере получения образования, материальная поддержка семей с детьми-инвалидами, предоставление специализированных учреждений, социальная адаптация и другие льготы Основным законом на федеральном уровне, регулирующим социальное обеспечение детей-инвалидов, является Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В области нормативного правового регулирования по оказанию медицинской помощи детям-инвалидам можно выделить такие законодательные акты как, Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», постановление Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» (вместе с Правилами признания лица инвалидом и Приложением к ним «Перечень заболеваний, дефектов, необратимых морфологических изменений, нарушений функций органов и систем организма), при которых группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования (категория «ребенок-инвалид» до достижения гражданином возраста 18 лет); приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 августа 2016 г. (с изменениями на 25 августа 2017 года) № 436н «Об утверждении технического задания пилотного проекта по отработке подходов к формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов» и др.
Данные законодательные акты устанавливают правила признания лица инвалидом, а также закрепляют право на получение бесплатной медицинской помощи детьми-инвалидами в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, предоставление реабилитационных и санаторно-курортных мероприятий для детей-инвалидов .
Приобретение статуса ребенка-инвалида возможно только в порядке, предусмотренном законодательством, а именно прохождение специального освидетельствования в федеральных государственных учреждениях бюро медико-социальной экспертизы.
2020-2021 год внес свои коррективы в прохождении процедуры медосвидетельствования: процедура первичного освидетельствования инвалидности проводилась заочно, так в период пандемии инвалидность продлялась автоматически.
Правительством РФ было принято решение во избежание коронавирусного инфицирования автоматически продлить инвалидность для тех лиц, которым она была установлена на полгода 2 раза без предъявления документов . Это значительно снизило затраты родителей на повторные освидетельствования. По нашему мнению данное нововведение было принято своевременно и является очень значимым, так как нет необходимости транспортировки инвалидов, которые часто являются маломобильными гражданами для присутствия на экспертизе МСЭ. Полагаем что решение, принятое Правительством РФ в период коронавирусных ограничений следует внедрить в обычную практику.
В государстве много делается для создания инвалидам, в том числе и семьям с детьми инвалидами благоприятных условий доступности и обеспеченности в области социальной защищенности.
Среди социальных выплат, которые определены как государственная гарантия на ребенка инвалида можно назвать:
• социальная пенсия, в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;
• ежемесячная денежная выплата (ЕДВ);
• пособия (доплаты) детям-инвалидам (как ежемесячные, так и ежеквартальные и ежегодные), предоставляемые за счет средств регионального бюджета;
• компенсационные выплаты, связанные с возмещением расходов на лечение, реабилитацию, обучение детей-инвалидов.
Один из родителей (лицо, осуществляющее уход (ЛОУ)) имеет право на компенсационную выплату в размере 10000 рублей, источником которой является Пенсионный Фонд России, при соблюдении условий трудоспособности и незанятости .
Чтобы получать компенсационную выплату, родитель не должен работать, в его обязанности только входит осуществление ухода за ребенком - инвалидом, а государство при этом, охраняя его пенсионные права, начисляет пенсионные баллы, обеспечивая тем самым страховой стаж родителя.
Таким образом, доход семьи воспитывающей особенного ребёнка состоит из пенсии и пособия родителю, ухаживающему за ним, что в сумме чуть больше прожиточного минимума, и это явно недостаточно для проживания, восстановления здоровья и лечения.
В том случае, если в семье есть другие дети, и нет отца (которые часто не выдерживают психо-эмоциональной нагрузки и покидают семью) семье приходится практически выживать. В том случае, если мать, ухаживающая за ребенком-инвалидом, является нетрудоспособной (например, сама инвалид), то компенсация ЛОУ начислена быть не может, что крайне негативно влияет и на достаточно сложное положение таких семей.
Что касается социальных выплат на детей в нашем государстве, по нашему мнению, дети инвалиды и их семьи должны иметь право и возможность получать пособия и социальные выплаты наравне с другими детьми в России. Но, большинство данных выплат определены, если семья по статусу относится к малоимущей. Пособия по инвалидности ребенка, заработки семей часто перекрывают определенными требования к заработной плате и лишают семью права на эти выплаты от государства.
С целью полного восстановления здоровья детей-инвалидов, перехода их к активной жизни и общественно полезному труду сегодня проводятся мероприятия, направленные на реабилитацию инвалидов. Понятие «реабилитация» (от позднелатинского rehabilitatio – «восстановление») следует трактовать, с одной стороны, как восстановление в правах; с другой, как комплекс медицинских, психологических, педагогических, профессиональных, юридических мероприятий, направленных на восстановление здоровья и трудоспособности лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями в результате перенесенных заболеваний и травм. В целом, современными специалистами реабилитация рассматривается как система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности .
Одним из эффективных способов приобщения детей-инвалидов к активной жизни общества является социально-культурная реабилитация.
Главная задача социально-культурной реабилитации состоит в приобщении детей и подростков к культурным, духовно-нравственным ценностям, к здоровому образу жизни, предоставляя возможность реализовывать запросы инвалидов, организовывать их культурный досуг.
Социально-культурная реабилитация представляет собой систему организационных и методических мер воздействия, применяемых с целью оказания детям-инвалидам помощи в восстановлении нарушенных или утраченных способностей к деятельности средствами культуры, через осуществление социально-культурной деятельности в соответствии с их духовными интересами, потребностями и потенциальными возможностями.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адаптированная основная образовательная программа начального основного общего образования детей с задержкой психического развития МБОУ СОШ №21 г. Белгорода (вариант 7.1, 7.2): принята на заседании педагогического совета МБОУ СОШ № 21 г. Белгорода 23 июня 2017 г., утверждена приказом директора от 27 июня 2017 г. № 683 «Об утверждении локальных актов». - Белгород, 2017. - 243 с.
2. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 383 с.
3. Андрусяк, Н. Ю. Анализ положительного опыта использования социально-культурных технологий в процессе реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья / Н. Ю. Андрусяк, Т. А. Безенкова // Гуманитарно-педагогические исследования. – 2018. – Т. 2. – № 1. – С. 24-30.
4. Арт-терапия – новые горизонты / под ред. А.И. Копытина. – М.: Когито-Центр, 2006
5. Астапова В.М. Теоретико-методологические аспекты подготовки родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями. М.: Медицина, 2004. 213 с.
6. Бауэр, Е. А. Вопросы социокультурной реабилитации детей-инвалидов / Е. А. Бауэр, Е. Е. Ворожка // Социальное и педагогическое образование: векторы развития : Материалы Международной научно-практической конференции, Нижневартовск, 23 апреля 2019 года / Ответственные редакторы Л. А.Ибрагимова, Е. А. Бауэр. – Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2019. – С. 4-6
7. Ганьшина Г.В. Диверсификация высшего образования в условиях социокультурного взаимодействия вуза и музея // Научно-практический журнал «Российские регионы: взгляд в будущее». – 2015. – № 4 (5). – С. 35- 51
8. Гарифулина Н.А., Лифенко Л.Б. Система работы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №21» г. Белгорода по организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ// Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях введения ФГОС ОВЗ / Сборник материалов региональной научно-практической конференции. - Белгород: ООО «Эпицентр», 2016. - С. 95-97.
9. Гарифулина, Н. А. Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ (на примере МБОУ СОШ №21 Г. Белгорода) / Н. А. Гарифулина, Л. Б. Лифенко // Психолого-педагогические проблемы развития ребенка в современных социокультурных условиях : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Курск, 29–31 марта 2018 года. – Курск: Закрытое акционерное общество "Университетская книга", 2018. – С. 244-247.
10. Герасимова И.А. Реабилитационные практики мегаполиса: социально-культурный анализ//Культура и образование. Научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. – 2015. – № 4(19). – С. 96-101
11. Герба М.В. Риск инвалидности вследствие психической патологии // Проблемы профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов с детства: сб. науч. тр. Л., 2009.
12. Григорьева Е. И. Современные технологии социально-культурной деятельности: учебное пособие / под ред. Е. И. Григорьевой. Тамбов: Першина, 2004. 512 с.
13. Казакова Л.А. Нетрадиционные воспитательные технологии для детей с ограниченными возможностями: метод. рекоменд. Ульяновск, 2008. 38 с.
14. Киселева Т.Т., Красильников Ю.Д. Основы социокультурной деятельности. М., 2005. 14 с.
15. Коновалова, С. А. Роль детских школ искусств в социокультурной реабилитации и абилитации детей-инвалидов / С. А. Коновалова // Музыкальная культура и образование: Инновационные пути развития : Материалы VI международной научно-практической конференции, Ярославль, 22 апреля 2021 года / Под научной редакцией С.А. Томчук. – Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2021. – С. 148-151.
16. Концепция развития вспомогательных средств ориентирования для инвалидов по зрению с использованием мобильных устройств / Н. В. Азарова [и др.]; под ред. В. Н. Довыденкова. СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2018. 62 с.
17. Куликова Е. А. Основы инклюзивного образования ребёнка: учеб. пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. 128 с.
18. Лебедева С. С. Образование инвалидов: практика и теоретико-прогностическая модель: монография. СПб.: Издво ООО НПО "Омега", 2001. С. 37.
19. Лебедева С. С., Безух С. М., Тонконогая Е. П. Совершенствование системы образования инвалидов как социальной группы // Человек и образование. 2017. № 4 (53). С. 99-105.
20. Лебедева, С. С. Развитие идеи инклюзии в системе образования и социальной защиты людей с инвалидностью на региональном уровне / С. С. Лебедева, С. М. Безух, Е. А. Куликова // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. – 2020. – Т. 34. – № 2. – С. 128-136.
21. Луценко Е. Л. Проблемы социально-культурной деятельности как средства развития ребенка-инвалида // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, 2011. № 18. С. 103-107.
22. Малофеев Н. Н. Научные достижения отечественной дефектологии как базис современной профилактической, коррекционной и реабилитационной помощи детям с нарушениями развития // Специальное образование, 2014. № X. Т. II. С. 9-17.
23. Мацукевич О. Ю. Социально-культурная ресоциализация молодых инвалидов как педагогический процесс // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 3 (34). С. 6-8.
24. Наумчик В.Н. Социокультурная деятельность как средство воспитания личности. Минск, 2004. 18 с.
25. О создании рабочей группы проекта «Разработка системного подхода к организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС НОО ОВЗ: Приказ ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования» от 9 октября 2017 года № 447-ОД. - Белгород, 2017. - 6 с.
26. Постановление Правительства РФ от 16 октября 2020 г. N 1697 «О Временном порядке признания лица инвалидом» (с изменениями и дополнениями)// СЗ РФ от 26 октября 2020 г. N 43 ст. 6790
27. Статистика детей-инвалидов в РФ в 2021 г // https://clck.ru/VYKji
28. Умеркаева С.Ш. К вопросу о порядке проведения практики магистров социально-культурной деятельности в условиях реализации ФГОС // Проблемы развития науки и образования: теория и практика: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. – Ч. II. – М.: «АР-Консалт», 2015. – С. 94-99
29. Умеркаева С.Ш. Проектный подход к организации семейного досуга средствами культуры // Управление инновациями в современной науке: сборник статей Международной научно-практической конференции. – Уфа: АЭТЕРНА, 2015. – С. 229-234