Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Тема курсовой работы звучит как «Н-НН в слове: лингвистическое содержание нормы».
Обучение написанию той или иной орфограммы всегда сопряжено с выработкой у учащихся навыков правильного ее понимания и использования. Навыки, как «автоматизированные компоненты сознательной деятельности, вырабатывающиеся в процессе ее выполнения»1, позволяют быстро и легко применять уже усвоенный материал, и продуктивнее работать с новым.
Навыки формируются на базе умений (П.Я. Гальперин, Е.Н. Кабанова-Меллер, Д.Б. Эльконин). Умения, в свою очередь, связаны с усвоением знаний и их применением на письме.
Формирование орфографических навыков является сознательным процессом. «Всеобщее признание, - пишет Д.Н. Богоявленский, - получил принцип сознательного усвоения орфографии, по которому основой обучения орфографии полагались грамматические знания учащихся, а само обучение строилось на изучении орфографических правил и на выполнении разнообразных орфографических упражнений»2. При этом важное значение придается осознанию способов орфографических действий и вариантности дидактического материала для упражнений по орфографии.
Большое значение имеет подача самого орфографического правила. Д.Н. Богоявленский рекомендует индуктивный метод: «Суть этого метода заключается в том, что учитель ставит перед классом ряд вопросов и добивается самостоятельного ответа на них учащихся. Вопросы учителя – это тоже проблемы-задачи»3. Этот метод он называет проблемным. Его ценность не только в том, что он активизирует умственную деятельность учащихся, но и в том, что он способствует развитию их логического мышления.
Нельзя недооценивать и роль упражнений в формировании орфографических навыков. «Упражнения в применении правил не только закрепляют правильные образцы слов, но, что для морфологической орфографии особенно существенно, в упражнениях отрабатываются те мыслительные операции, те приемы умственной работы, которые необходимы для распознавания грамматической природы орфографии и для выбора соответствующего правила, дающего правильный образец письма»4.
После того как учитель объяснил суть орфографического правила, указал опознавательный признак соответствующей орфограммы, рассмотрел способы применения изучаемого правила, дал образцы устного и письменного анализа, учащиеся приступают к выполнению орфографических упражнений.
К ним относятся:
упражнения типа списывание
а) списывание текста без пропуска букв – для зрительного восприятия слов, нуждающихся в запоминании,
б) списывание текста, в котором пропущены буквы – эффективно, если учащиеся объясняют орфограммы. Если буквы пропущены в словах, которые пишутся по одному и тому же правилу, то учащиеся не устанавливают, какое правило нужно применить, а только решают вопрос о конкретном написании;
диктанты различных видов:
а) без изменения текста: зрительный, предупредительный, объяснительный,
б) выборочный,
в) диктанты с изменением текста: творческий, свободный;
работы творческого характера:
а) подбор примеров,
б) изложение небольшого текста, в котором имеются слова с орфограммами, подлежащими закреплению,
в) создание текста (сочинение) и анализ слов с нужными орфограммами.
Выбранная нами тема актуальна сегодня как никогда. К сожалению, снижение грамотности в нашей стране достигло сегодня того уровня, когда выпускники школы не могут без ошибок составить заявление о приеме на работу.
Правописание н и нн - это одна из проблемных орфограмм. Ошибки с их написанием встречаются и у выпускников школ, и у студентов. Поэтому важно еще в школе научить детей пользоваться правилами, привить навык грамотного письма.
Объектом изучения является процесс обучения орфографической норме в школьном курсе русского языка.
Предмет исследования – особенности изучения орфографической задачи «Н– НН в слове» в основной школе.
Цель нашей работы – разобрать лингвистическое содержание нормы Н-НН в слове.
Задачи работы следующие:
1.Анализ орфографической нормы и ее признаков
2. Выявление основных методов обучения написанию н и нн
3. Сопоставление правил 56года и 2006
4.Сопоставление орфограмм в школьных умк
5. Анализ правил школьной программы, исходя из системы Л.Б. Селезневой «Орфография и пунктуация русского языка. Три способа писать без ошибок».
В работе применялись такие теоретические общенаучные методы, как описание, анализ, приемы сопоставления и сравнения, построение аналогий. Также использовались эмпирические методы – описание материала, исследование, выявление закономерностей.
Структура работы включает ведение, две главы, заключение, список использованной литературы.
ГЛАВА 1. ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ НОРМА И ЕЕ ПРИЗНАКИ
1.1. Орфографическая норма и принципы русской орфографии
Культура письменной речи состоит, прежде всего, в том, насколько грамотно каждый носитель языка мо¬жет передать на письме особенности графического изоб¬ражения слов, входящих в общую систему языка, и насколько точно пунктуационно, то есть при помощи знаков, отражены интонационно-мелодические особенности звучащей речи. «Говорить есть мысли своим го¬лосом изъявлять; а писать есть то же начертанием пред-ставлять», — писал Н.Г. Курганов в 1793 году.
Раздел науки о языке, исследующий правила на¬писания слов, получил название орфография — «пра¬вильное письмо». Правила постановки на письме зна¬ков препинания изучает грамматика, так как именно ей отводится в языке роль смыслового определителя, а пунктуация служит средством обозначения смысловых отрезков текста, значение которых особо подчеркива¬ется.
Орфография — исторически сложившаяся система правил написания слов. Она позволяет сохранять единство и целостность языка в письменной форме речи. Орфография может быть трудна для носителя языка, потому что в речи есть расхождения между словом, звучащим и написанным. Грамотен человек, не угадывающий или запомнивший графический облик всех слов языка, а умеющий пользоваться правилами написания и при необходимости справочной литературой. При овладении письменной формой литературного языка в речи важно уметь объяснить выбор буквы в слове: это показывает знание и понимание правила, умение применить его в конкретном случае на основе обобщенного представления о закономерностях русского письма. Такие навыки обеспечивают практическую и систематизированную грамотность.
Орфографические нормы — правила написания слов. Орфографические нормы являются надуровневыми, так как они связаны не с одним уровнем языка, а касаются языковых единиц разных уровней: для выбора правильного варианта написания нужно учитывать лексические, морфологические, морфемные, словообразовательные признаки слова.
Орфография имеет ярко выраженный социальный характер, так как затрагивает интересы всего общества. Орфографические правила изучаются в школьном курсе русского языка, так как каждый член общества должен владеть орфографическими нормами. Орфография является предметом пристального внимания государства, языковедческих организаций, занимающихся культурой речи.
Живые фонетические процессы, происходившие в системе языка в течение довольно длительного перио¬да, привели к тому, что между произношением и на¬писанием установились сложные отношения. Общеиз-вестно, что гласные О и А, И и Е в потоке речи в различных фонетических позициях звучат одинаково (в/а/да = вода, р/а/бота, л/и/са, л/и/са = лес), один и тот же звук произносится на месте написания сочета¬ний — жч (мужчина), сч (счастье), а буквосочетание чн в речи произносится^ двояко: було/шн/ая, коне/шн/о, сердечная (боль), серде/шн/ый (друг). В словах и сло¬воформах одной и той же буквой обозначаются звуки, совершенно различные по своему качеству: например, звук, обозначенный буквой 3 в следующих словах звучит не в одном, а в нескольких вариантах: зорька /з/, зима /зь/, без сна /с/, без шерсти /ш/, безжалостный /ж/.
В современной языковой системе существует 156 правил произношения, зафиксированных в Орфоэпи¬ческом словаре под ред. Р.И. Аванесова, которые, ви¬димо, и создают определенные проблемы при написа¬нии. Возможно, следует соотнести эти правила и, как следствие, не допускать ошибок при письме. Но этого, оказывается, недостаточно. Чтобы правильно писать, необходимо относиться к слову не как к набору букв и звуков. Слово — это живой организм, со своей историей, особенностями существования и развития. Грамотному человеку следует научиться отличать друг от друга те группы слов, которые называются частя¬ми речи. Обязательна для безошибочного написания тренировка фонематического слуха, без которого не¬возможно порой отличить одно слово от другого при его произнесении. Нужно вдумываться в значение каж¬дого отдельного слова, чтобы понять тайный смысл, в нем сокрытый, и не ошибиться в буквенном его выра¬жении.
Нормы русского правописания складывались долго и трудно. Не от незнания грамматических правил, не от своенравия или упрямства, а по причине отсутствия норм в письменной речи даже в работах столь выдаю-щихся ученых и мыслителей прошлого, как М.В. Ло¬моносов, В.К. Тредиаковский, Я.К. Грот, встречалось написание вить (вместо ведь), бутто (вместо будто), му-щина (мужчина), может-быть (может быть), тритцать (тридцать). Список можно было бы продолжать беско¬нечно, так как степень орфографического разнобоя была настолько велика, что даже заглавные и строчные бук¬вы употреблялись совершенно произвольно, писались и в середине слова.
Вне всякого сомнения, должна была появиться ор¬фографическая норма, стандартизировавшая русскую орфографию. Поставив перед собой цель «историческим путем уяснить мыслящему читателю настоящее состоя¬ние русской орфографии и способствовать к большему единообразию письма», Я.К. Грот, выдающийся линг¬вист, исследователь и большой знаток языка, В.Я. Стоюнин, председатель Орфографической комиссии, а так¬же их последователи и единомышленники сочли необ-ходимым разработку единых, общих для пишущих правил, чтобы покончить с пестротой и неупорядоченнос¬тью письма. Вплоть до середины 20 века в области ор¬фографии царил полный хаос, как писал об этом СП. Обнорский. И только в 1956 году появился первый свод правил русского правописания — «Правила русской орфографии и пунктуации», установившие общую для всех правописную норму.
Правила давали возможность не только писать ор¬фографически грамотно, но и осознавать условия, оп¬ределяющие выбор той или иной орфограммы. В тече¬ние небольшого для истории периода времени были тщательно исследованы все сложности, которые могли бы возникнуть при передаче звукового состава слов на письме, определены основные разделы орфографии и на основе полученных данных выработаны принципы русского правописания.
Вся система орфографии была представлена пятью основными разделами:
1) передача буквами фонемного состава слов;
2) слитное, раздельное и дефисное написание;
3) употребление прописных и строчных букв;
4) правила переноса слов;
5) правила сокращения слов.
Таким образом, все проблемы орфографии уклады¬вались в рамки пяти основных разделов, отражающих проблемы, возникающие при письме. После этого необ¬ходимо было представить способы и приемы работы по каждому из этих разделов.
Русская письменная культура имеет длительную историю, что отразилось в различных правилах орфографии. Принципы орфографии — эго законы, лежащие в основе правил правописания конкретного языка. Русская орфография основана на трех принципах: морфологическом, фонетическом и традиционном.
1. Морфологический принцип — ведущий принцип орфографии в русском языке. В соответствии с ним морфема (значимая часть слова: корень, приставка, суффикс, окончание) всегда сохраняет единое буквенное написание при наличии произносительных вариантов звуков, входящие в эту морфему: суд — судить, отбыть — отпустить, заказчик — разработчик и др.
Отсюда следует, что для правильного написания букв в корне слова нужно подобрать однокоренные слова или изменить форму слова таким образом, чтобы морфема оказалась в сильной позиции: гласные пишутся так же, как под ударением, согласные — так же, как перед гласными или перед р, л, м, н. Сильная позиция четко обозначает трудный для написания фрагмент. Например, безударный звук в слове завещание проверяется однокоренным словом с этим звуком в сильной позиции: завещан. Принцип регулирует, в частности, написание непроизносимых согласных в корне:
- властный проверяется словом власть.
Морфологический принцип не отражает позиционных чередований звуков, т.е. их изменения в речи, но допускает проверку. Он позволяет опознавать родственные по значению и одинаковые по структуре и грамматической форме слова.
В соответствии с морфологическим принципом пишутся:
1) безударные гласные в корне: дела — дело, правовед — право;
2) звонкие и глухие согласные в корне: улов — уловить, залог — залоги;
3) приставки: до-пуск, до-ход, до-летел; за-долго, за-езд, за-фиксировал; под-куп, подъ-езд, под-ытожить; над-пись, над-кус, над-писал; с-делатъ, с-купить;
4) суффиксы: соврем енн ый, государств енн ый, вещёств- енн ый; кумач-ов-ый, налог-ов-ый, иск-ов-бй;
5) окончания: суд-ом, прав-ом; стро-ит, говор-ит.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукина. – Москва : Икар, 2009. – 179 с . – Текст : непосредственный.
2. Алгазина Н.Н. Предупреждение орфографических ошибок учащихся 5 - 8 классов: пос. для учителя. - М.: Просвещение, 1965. - 279 с.
3. Алгазина, Н. Н. Формирование орфографических навыков / Н. Н. Алгазина. – Москва : Просвещение, 1987. – 160 с. – Текст : непосредственный.
4. Арефьева, C. А. Методика обучения орфографии: страницы истории / C. А. Арефьева. – Текст : непосредственный / Вестник научных конференций. – Тамбов, 2016. – № 3–3 (7). – С. 11–12.
5. Бабайцева, В. В. Принципы русской орфографии / В. В. Бабайцева. – Текст : непосредственный / Русский язык в школе. – 2009. – № 3. – С. 33–39 с.
6. Бабайцева В.В. , Чеснокова Л.Д. Русский язык. Учеб. для 5-9 кл. – М.: Просвещение, 1994. – 256 с.
7. Баранов, М. Т. Методика преподавания русского языка в школе / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; под. ред. М. Т. Баранова. – Москва : Академия, 2000. – 361 с. – Текст : непосредственный.
8. Баранов, М. Т. Русский язык: Справочные материалы: Учеб. пособие для учащихся / М. Т. Баранов, Т. А. Костяева, А. В. Прудникова; Под ред. Н. М. Шанского. – 4-е изд. – Москва : Просвещение, 1988. – 287 с. – Текст : непосредственный.
9. Беднарская, Л. Д. Грамотный человек. Пособие по русскому языку / Л. Д. Беднарская, Л. А. Константинова, Е. П. Щенникова. – Тула : Изд-во Тульского гос. ун-та, 2006 . – 2-е изд., исправ. и доп. – 161 с. – Текст: непосредственный.
10. Блинов Г.И. Антохина В.А. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации: 5-9 класс: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1999. – 240 с.
11. Богоявленский, Д. Н. Психологические принципы обучения орфографии / Д. Н. Богоявленский. – Москва : АПН РСФСР, 1976. – 207 с. – Текст : непосредственный.
12. Богоявленский, Д. Н. Психология усвоения орфографии / Д. Н. Богоявленский. – Москва : Академии педагогических наук РСФСР, 1966. – 416 с. – Текст : непосредственный.
13. Гайбарян, О. Е. Все правила русского языка. Справочник по правописанию / О. Е. Гайбарян, А. В. Кузнецова. – Москва: Кнорус, 2014. – 242 с. – Текст: непосредственный.
14. Гайбарян, О. Е. Школьный словарь правописания Н и НН / О. Е. Гайбарян. – Текст: электронный // Серия "Учебные словари". – Ростов-на-Дону: Феникс, 2018 – URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=20024347 (дата обращения: 9.03.2021). – Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
15. Гвоздев, А. Н. Избранные работы по орфографии и фонетике / А. Н. Гвоздев. – Москва: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1963. – 284 с. – Текст: непосредственный.
16. Греков, В. Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы / В. Ф. Греков, В. В. Чижов. – Москва: Просвещение, 1990. – 512 с. – Текст: непосредственный.
17. Гневэк, О. В. Методика изучения правописания Н и НН в различных частях речи / О. В. Гневэк. – Текст: электронный // Пособие для учащихся старших классов. – Выпуск 1. Библиотека лицеиста. – Магнитогорск: МаГУ, 2003. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19775904 (дата обращения: 9.05.2022). – Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
18. Евгеньева, А. П. Словарь русского языка: в 4 т. Т. 3. АН СССР, Ин-т рус. яз. 2-е изд., испр. и доп. / А. П. Евгеньева. – Москва: Русский язык, 1984. – 352 с. – Текст: непосредственный.
19. Желтова, И. П. Формирование представлений об орфограмме у младших школьников / И. П. Желтова. – Санкт–Петербург: Информационный издательский учебный центр «Стратегия будущего», 2013. – 170 с. – Текст: непосредственный.
20. Зиндер, Л. Р. Очерк общей теории письма / Л. Р. Зиндер. – Ленинград: Наука, 1987. – 114 с. – Текст: непосредственный.
21. Иванова, В. Ф. Современный русский язык. Графика и орфография / В. Ф. Иванова. – Москва: Просвещение, 1976. – 228 с. – Текст: непосредственный.
22. Иванова, В. Ф. Принципы орфографии и их педагогическое значение / В. Ф. Иванова, Б. И. Осипов. – Москва: Русский язык в школе. – 1991. № 5 – С.77–87. – Текст: непосредственный.
23. Иванова, В. Ф. Современная русская орфография: учебное пособие для филологических спец. вузов / В. Ф. Иванова. – Москва: Высш. шк., 1991. – 192 с. – Текст : непосредственный.
24. Ипполитова, Н. А. Русский язык и культура речи: учебник / под ред. Н. А. Ипполитовой, О. Ю. Князева, М. Р. Савова. – Москва : Проспект, 2004. – 93 с. – Текст : непосредственный.
25. Князев, С. В. Современный русский литературный язык: Фонетика, орфоэпия, графика и орфография / C. В. Князев, С. К. Пожарицкая. – Москва : Гаудеамус, 2012. – 429 с. – Текст : непосредственный.
26. Лагута О. Н. Учебный словарь стилистических терминов / О. Н. Лагута. – Новосибирск : Новосибирский государственный университет, 1999. – 71 с. – Текст : непосредственный.
27. Менчинская, Н. А. Применение знаний в учебной практике школьников / Н. А. Мен¬чинская. – Москва : Академия педагогических наук РСФСР 1961. – 373 с. – Текст : непосредственный.
28. Методика обучения русскому языку и литературному чтению : Учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. Т. И. Зиновьевой. – Москва : Юрайт, 2016. – 468 с. – Текст : непосредственный.
29. Правила русской орфографии и пунктуации : Полный академический справочник / Н. С. Валгина, Н. А. Еськова, О. Е. Иванова [и др.]; под ред. В.В. Лопатина; Российская академия наук, отделение историко-филологических наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – Москва : Эксмо, 2007. – 480 с. – Текст : непосредственный.
30. Работа над умениями и навыками по русскому языку в 4-8 классах: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 159 с.
31. Разумовская, М. М. Методика обучения орфографии в школе / М. М. Разумовская. – Текст : электронный. Серия «Русский язык». Монография – Москва : Дрофа, 2005 – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19962895 (дата обращения: 9.03.2021). – Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
32. Розенталь, Д. Э. Справочник по русскому языку: орфография и пунктуация / Д. Э. Розенталь. – Москва : АСТ, 2013. – 591 с. – Текст : непосредственный.
33. Розенталь Д.Э. Практическое пособие по русскому языку. – М.: Просвещение, 1990. – 224 с.
34. Русский язык: Учеб. Для 6 кл. общеобразоват. учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2002. – 239 с.
35. Русский язык: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2002. – 221 с.
36. Соловейчик, М. С. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения : учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений. – 302 с. – Текст : непосредственный.
37. Служевская, Т. Л. Практическая грамотность (58 не самых скучных уроков) / Т. Л. Служевская. – Санкт-Петербург: Тускарора, 2001.– 194 с. – Текст : непосредственный.
38. Терентьева, О. Г. О необходимости выделения традиционных написаний при обучении русской орфографии / О. Г. Терентьева. – Текст : непосредственный / Инновации в медицине, психологии, и педагогике: материалы VII Международной научно-практической конференции, 2016. – С. 200–202.
39. Федоренко, Л. П. Принципы обучения русскому языку. Пособие для учителя / Л. П. Федоренко. – Москва : Просвещение, 1973. – 255 с. – Текст : непосредственный.
40. Харченко, C. Ю. Орфографическая норма и грамматическая омонимия / С. Ю. Харченко. – Текст : электронный / Вестник ВолГУ. Серия 2, Языкознание. – 2019. – Т. 18, № 4. – С. 248–258. – URL: https:// l.jvolsu.com/index.php/en/component/attachments/download/2085 (дата обращения: 9.03.2021). – Режим доступа: Научная электронная библиотека ВолГУ.
41. Харченко, С. Ю. Орфографическая норма: проблемы реализации / С. Ю. Харченко. – Текст : электронный / Вестник ВолГУ. – Серия 2, Языкознание. – 2016. – Т. 15, № 4. – С. 159–167. – URL: https:// l.jvolsu.com/index.php/ru/component/attachments/download/1459 (дата обращения: 9.03.2021). – Режим доступа: Научная электронная библиотека ВолГУ.
42. Харченко, С. Ю. О факторах, влияющих на становление орфографической нормы в русском языке / С. Ю. Харченко. – Текст : электронный / Волгоград : Вестник ВолГУ, 2005. – 76 с. – URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/o-faktorah-vliyayuschih-na-stanovlenie-orfograficheskoy-normy-v-russkom-yazyke (дата обращения: 9.03.2021). – Режим доступа: Научная электронная библиотека «КиберЛенинка».
43. Штоль А.А. Русский язык. Упражнения по орфографии и пунктуации: Учеб пос. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1996. – 59 с.
44. Шхапацева, М. Х. Современный русский язык : учебник для педагогических факультетов высших учебных заведений (уровень подготовки – бакалавр) / М. Х. Шхапацева. – Майкоп : АГУ, 2013. – 475 с. – Текст : непосредственный.
45. Щерба, Л. В. Избранные работы по русскому языку / Л. В. Щерба. – Москва : Учпедгиз, 1957. – 188 с. – Текст : непосредственный.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И СОКРАЩЕНИЙ
1. Баранов, М. Т. Русский язык. 6 класс. 2 часть / М. Т. Баранов, Т. А. Ла-дыженская, Л. А. Тростенова и др. – М.: Просвещение. – 2019. – 192 с.
2. Баранов, М. Т. Русский язык. 7 класс / М. Т. Баранов, Т. А. Лады-женская, Л. А. Тростенцова и др. – Москва : Просвещение, 2020
3. Бунеев, Р. Н. Русский язык. 6 класс. 1-2 часть / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бу-неева, Л. Ю. Комиссарова и др. – Москва : Балас, 2018.
4. Разумовская, М. М. Русский язык. 6 класс / М. М. Разумовская, П. А. Лекант, С. И. Львова и др. – Москва : Дрофа, 2019.
5. Разумовская, М. М. Русский язык. 7 класс / М. М. Разумовская, П. А. Лекант, С. И. Львова и др. – Москва : Дрофа, 2019.
6. Рыбченкова, Л. М. Русский язык. 6 класс / Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О. В. Загоровская и др. – Москва : Просвещение, 2019
7. Рыбченкова Л. М. Русский язык. 7 класс / Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О. В. Загоровская и др. – Москва : Просвещение, 2020