Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы курсовой работы. В условиях современного этапа трансформации российской экономики, важными инструментами является стимулирование социально-экономического развития государства, его клю-чевых показателей, макроэкономических индикаторов. Одним из наиболее эффективных инструментов формирования процесса развития национальной экономики является бюджетная политика и его регулирование, объектом чего выступает бюджетная система страны.
Анализируя бюджетную политику, стоит заметить, что бюджетные средства государства направляются на финансирование органов управления, на выполнение функций органами правопорядка, обеспечивается внутренняя и внешняя безопасность России. Важная роль принадлежит федеральному бюджету в обеспечении экономического регулирования воспроизводствен-ных процессов, благодаря активной поддержке бюджета происходит разви-тие социальной сферы, экономики, бюджет выступает гарантом социальных прав граждан. Однако, в виде активной государственной политики по стиму-лированию социально-экономического развития страны, совершается про-цесс увеличения бюджетных расходов, что формирует дефицит федерально-го бюджета. Как итог, государство применяет инструменты финансирования своего бюджетного дефицита, что возможно при помощи роста государ-ственного долга. В связи с этим проблема управления дефицитом бюджета может считаться актуальной.
Цель работы – разработать направления улучшения управления дефи-цитом бюджета.
Задачи работы:
- рассмотреть понятие, сущность, последствия бюджетного дефицита как показателя несбалансированности бюджета;
- раскрыть основы управления дефицитом бюджета в РФ;
- представить практический зарубежный опыт финансирования бюд-жетного дефицита;
- оценить бюджетный дефицит в РФ;
- раскрыть направления улучшения управления сбалансированностью бюджета РФ.
Объект исследования – бюджет РФ.
Предмет исследования – формирование, управление дефицита бюджета государства.
В качестве методологической базы применялись общенаучные методы: классификация, сопоставления, системный подход, сравнения и прочие.
В качестве используемых источников выступили материалы Минфина, законодательные и нормативные акты, материалы сети Интернет.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключе-ния и списка литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты формирования и финансирования
дефицита бюджета
1.1. Понятие, сущность, последствия бюджетного дефицита
как показателя несбалансированности бюджета
Экономическое значение государственного бюджета велико, так как именно за счет его средств формируется большая часть доходов от населе-ния, приобретаются крупные объемы продукции и создаются государствен-ные резервы.
Через государственный бюджет проходят значительные финансовые потоки, он непосредственно оказывает влияние на формирование важных экономических показателей, таких как объем производства, величина денеж-ной базы, инвестиции, реальные доходы, уровень безработицы, валютный курс, уровень процента, государственный долг и инфляция [14, с.45].
Бюджетная система Российской Федерации включает в себя республи-канские бюджеты, областные и краевые бюджеты, городские бюджеты Моск-вы, Санкт-Петербурга и Севастополя, окружные бюджеты автономных окру-гов, 1 бюджет Еврейской автономной области, а также более 29 тысяч бюд-жетов органов местного самоуправления (городских, районных, поселковых, сельских).
Принцип сбалансированности государственного бюджета является од-ним из ключевых принципов бюджетной системы РФ. Этот принцип при де-фиците бюджета позволяет достичь баланса между поступлениями доходов и величиной расходов. Доходами бюджета можно назвать экономические от-ношения, возникающие у государства с организациями, предприятиями и гражданами в процессе формирования государственного бюджета.
К расходам относятся экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использования по отраслевому, целевому и территориальному признакам.
Бюджет – финансовая категория, важная составляющая государствен-ных и муниципальных финансов. Сущность бюджета обусловлена сущно-стью общественно-политического строя страны. Бюджет удовлетворяет по-требности государства в денежных средствах вне зависимости от обществен-но- экономических формаций.
Такие термины, как дефицит и профицит, появляются в связи с несба-лансированностью бюджета. Профицит – это превышение доходов над рас-ходами, дефицит – понятие, которое подразумевает превышение расходов над доходами. Соблюдение баланса государственного бюджета является од-ним из важнейших вопросов в экономике страны [16, с.305]. Для достижения экономического роста государство вносит изменения в принятый государ-ственный бюджет, перераспределяет денежные средства на те статьи бюдже-та, цели которых – удовлетворение экономических, политических, социаль-ных интересов общества.
Соблюдение сбалансированности бюджета – трудная задача на каждом уровне управления, а особенно на государственном уровне.
Для соблюдения этого принципа следует рационально тратить остатки средств. Доходная часть бюджета должна в основном стать социально-ориентированной системой, не угнетающей население страны. Это важно, по-тому что от того, насколько экономически развит каждый житель страны, за-висит и величина налоговых поступлений в бюджет, обеспечивающих его до-ходность. Для достижения этой цели необходимо создать в стране благопри-ятный инвестиционный климат при помощи налоговых льгот [18, с.450].
Важно помнить, что бюджетный дефицит – это финансовое явление, не обязательно относящееся к разряду чрезвычайных, исключительных собы-тий. Экономисты имеют разные точки зрения относительно вопроса бюджет-ного дефицита. Это связано с тем, что дефицит и его финансирование оказы-вают неоднозначное влияние на развитие страны. Уже давно возникло мне-ние, что бюджетный дефицит – это совершенно нормальное и даже жела-тельное для растущей экономики явление, которое способствует ее росту и снижению безработицы, поэтому в современном мире нет государств, кото-рые в те или иные периоды своей истории не сталкивались бы с бюджетным дефицитом [3, с.273].
Основными причинами бюджетного дефицита являются:
1) значительный рост и нерациональная структура бюджетных расхо-дов;
2) снижение эффективности производства;
3) наличие значительного теневого сектора в экономике;
4) сокращение налогов в целях стимулирования экономики (без соот-ветствующей корректировки государственных расходов);
5) наличие неоправданных социальных программ;
6) колебание объема ВВП в течение бюджетного периода;
7) усиление влияния политического бизнес-цикла в последние годы, связанное с проведением «популярной» макроэкономической политики уве-личения госрасходов и снижения налогов перед очередными выборами;
8) повышение долгосрочной напряженности в бюджетно-налоговой сфере в результате увеличения государственных расходов на социальное обеспечение и здравоохранение (преимущественно в тех странах, где возрас-тает доля пожилого населения) или увеличения государственных расходов на образование и создание новых рабочих мест (преимущественно в тех стра-нах, где возрастает доля молодого населения).
Нужно определить основы управления дефицитом бюджета.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // СЗ РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3823.
2. Балашова Е.А., Цельникер Гр.Ф. Принцип сбалансированности бюджетов бюджетной системы РФ // Современная школа России. Вопросы модернизации. – 2021. - №3-1. – С.169-170.
3. Барциц А.Д. Организация бюджетных систем в федеративных и унитарных государствах // Перспективы развития институтов права и госу-дарства: сборник научных трудов 3-й Междун. науч. конференции. – Курск: ЮЗГУ, 2020. – С.272-279.
4. Бюджетно-налоговые и денежно-кредитные инструменты дости-жения финансовой стабильности и обеспечения экономического роста: моно-графия / под ред. М.А. Абрамовой. – М.: КноРус, 2018. – 202с.
5. Галлямова И.А. Современные проблемы бюджетной системы РФ // MODERN SCIENCE. - 2021– - №6-1. – С.74-77.
6. Десятниченко К.В., Басова А.В. Роль бюджетной системы в обес-печении экономической безопасности страны // Молодая наука Сибири. – 2021. - №1. – С.649-655.
7. Джемалова Р.Р., Ибрагимова И.И. Сравнительный анализ бюд-жетных систем унитарных государств // Бенефециар. – 2019. - №59. – С.28-31.
8. Иванова Д.В. Бюджетная система государства // Внедрение ре-зультатов инновационных разработок: проблемы и перспективы: сборник статей Междун. науч.-практ. конференции. – Уфа: Аэтерна, 2019. – С.93-95.
9. Корчинский В.Е., Воробец Т.И. Государственные и муниципаль-ные финансы: учебник. – Симферополь: Ариал, 2018. – 398с.
10. Кривец А.С., Лаптева Е.В. Динамика основных показателей бюд-жетной системы РФ // Цифровизация образования: теоретические и приклад-ные исследования современной науки: материалы XXVII Всероссийской науч.-практ. конференции. – Ростов-на-Дону: Издательство ВВМ, 2021. – С.255-258.
11. Моисеенко Е.Е. К вопросу о сбалансированности бюджетной си-стемы // E-SCIO. – 2021. - №6. – С.453-457.
12. Молчанова Н.П. Особенности построения бюджетной системы России // Саяпинские чтения: материалы IV Всероссийской (национальной) науч.-практ. конференции. – Тамбов: ИД «Державинский», 2021. – С.292-300.
13. Оспанов Н.Б., Бейсенов А.П. Концептуальные подходы к опреде-лению понятий бюджетной системы // Научный электронный журнал Мери-диан. – 2021. - №1. – С.255-257.
14. Панькова А.Р. Спектр проблем, препятствующих эффективному функционированию бюджетной системы РФ // Актуальные исследования. – 2021. - №32. – С.45-46.
15. Румянцева О.А. Бюджетная система // Форум молодых ученых. – 2019. - №1-3. – С.87-90.
16. Сафронов Д.С. Государственный бюджет как регулятор рыноч-ной экономики // Вопросы совершенствования системы государственного управления в современной России: Сборник научный статей. – М.: Научная мысль, 2016. – С.304-308.
17. Седых М.С., Ловянникова В.В. Государственный бюджет: про-блемы сбалансированности и финансирования // Проблемы и перспективы экономических отношений на пространстве ЕАЭС: Сборник статей Между-народной научно-практической конференции. – Уфа: Аэтерна, 2017. – С.123-127.
18. Усков И.В. Повышение эффективности бюджетной системы Рос-сии // Евразийский юридический журнал. – 2021. - №1. – С.450-451.
19. Финансово-правовое регулирование обязательных платежей, уплачиваемых в Федеральный бюджет Российской Федерации / под ред. И.А. Цинделиани. – М.: Проспект, 2018. – 288с.
20. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (утв. Минфином России) [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс [сайт]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_364178/.
21. Официальный сайт Министерства финансов [Электронный ре-сурс]. – Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ru/.