Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность выбранной темы заключается в том, что память является важнейшей определяющей характеристикой психической жизни личности.
Известно, что каждое наше переживание, впечатление или движение составляют известный след, который может сохраниться достаточно длительное время, и при соответствующих условиях проявляется вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запечатление (запись) сохранение и последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, сведений, навыков.
Память лежит в основе способностей человека и является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря памяти человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человека без постоянного улучшения этой функции немыслим. Актуальность памяти, ее развития и совершенствования не проходит со временем, а лишь возрастает. Все большее количество информации наваливается на современного человека, из-за больших объемов все труднее становится процесс ее усваивания.
Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигла у человека. Такими мнемическими способностями и возможностями, какими обладает человек, не обладает ни одно живое существо в мире.
Есть люди, которые, например, с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомненную информацию. Это индивиды с развитой долговременной памятью. Есть такие люди, которые напротив, быстро запоминают, но зато так же быстро забывают, то, что когда - то запомнили. У них более сильно развита кратковременная и оперативная виды памяти.
Поэтому в психологии память рассматривается как компонент общих и специальных способностей. При факторном анализе многочисленных познавательных функций она выделена, как первичная умственная способность.
Память считается одним из наиболее разработанных разделов психологии. Но дальнейшее изучение закономерностей памяти в наши дни опять сделало ее одной из узловых проблем, чем и обусловлена актуальность темы данной курсовой работы.
Таким образом, память - одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать ее в сфере сознания для организации последующей деятельности. В настоящее время отсутствует единая и законченная теория памяти, и изучение закономерностей памяти остается одной из узловых проблем науки.
Объектом исследования является - психология памяти.
Предмет исследования - факты и закономерности психологии памяти.
Цель: изучить психологические закономерности и процессы памяти.
В ходе данного исследования решаются следующие задачи:
- рассмотреть понятие и общая характеристика памяти;
- изучить теории памяти;
- раскрыть основные процессы памяти и закономерности их протекания.
1.Основная часть
1.1. Понятие и общая характеристика памяти.
Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведением прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
В основе способностей человека лежит одна из основных психологических функций живого организма - это память, которая является условием обучения, нарабатывания знаний, формирования умений и навыков. Из этого вытекает, что без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества.
Память - одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать ее в сфере сознания для организации последующей деятельности.
Благодаря совершенствованию своей памяти, человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.
Все что получает человек об окружающем мире, сохраняется, закрепляется в памяти, а при необходимости и возможности - воспроизводятся. «Без памяти, - писал С.Л. Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало в прошлом». Одно из определений понятий памяти является способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Врожденные и приобретенные механизмы поведения, а также разнообразные инстинкты, принимают форму запечатленный, передаваемых по наследству или приобретаемых в процессе индивидуальной жизни опыт.
Приобретенный опыт воспроизводится в подходящих условиях, так как живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни без постоянного обновления этого опыта. Организм человека уникален, но он просто не смог бы совершенствоваться дальше, не помня о том, что с ним было, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать, и оно бы невозвратимо утрачивалось [8, с.43].
Наиболее высокого уровня своего развития память достигает у человека, хотя она есть у всех живых существ. Такими мнемическими возможностями, какими обладает человек, не располагает никакое другое живое существо в мире.
Рассмотрение промежутков времени, в течение которых действуют различные блоки памяти является одним из простейших подходов к исследованию памяти. В данный момент за «стандартную» модель в психологии принята модель трех подсистем памяти, согласно которой наша память (как ни странно) состоит из трех компонентов - сенсорной памяти, кратковременной памяти и долговременной памяти. Эта модель предложена сразу несколькими исследователями, однако большинство психологов считают, что ее основы заложены в статье Аткинсона и Шифрина, оказавшей большое внимание на исследования в этой области. Если здраво мыслить, то данную модель можно растолковать так: все что мы узнаем, мы воспринимаем через органы чувств (главным образом через глаза и уши).
В первую очередь исследовались в основном процессы памяти у человека, сводясь скорее к изучению специальной сознательной, мнемической деятельности, чем к широкому анализу естественных механизмов запечатление следов, в одинаковой степени проявляющихся как у человека, так и у животного. Область изучения памяти была существенно расширена с развитием объективного исследования поведения животного.
В конце 19-го и в начале 20-го веков появились исследования известного американского психолога Торнайка. Он впервые сделал предметом изучения формулирования навыков у животного. В суть его исследований легло наблюдение за животным, которое обучалось находить свой путь в лабиринте и как оно постепенно закрепляло полученные навыки. В первом десятилетии 20-го века исследования этих процессов приобрели новую научную форму. Известный всеми психолог И. П. Павлов, предложил метод изучения условных рефлексов. В своей работе он описал условия, при которых возникают и удерживаются новые условные связи и которые влияют на это удержание. Самым главным источником наших знаний о физиологических механизмах памяти стало учение о высшей нервной деятельности и ее основных законах, а выработка и сохранение навыков и процессов «учения» у животных составляли основное содержание американской науки о поведении. Все эти исследования ограничивались изучением наиболее элементарных процессов памяти [10, с.64].
Процессы памяти или мнемические процессы, изучают различные науки, которые рассматривают физиологические, биохимические и психологические механизмы процессов памяти.
Ежесекундный жизненный опыт составляет совокупность определенных процессов, которые представляют собой память. Память - это не только пассивное сохранение полученной когда-то информации. Человеческая деятельность очень многогранна и многофункциональна и поэтому человек пользуется памятью каждый миг своей жизнедеятельности. И неудивительно, что явление памяти интересует ученых, начиная с древности и до наших дней. Еще в античные времена великие философы Аристотель и Платон обращали свое внимание к проблеме памяти.
Память, спустя некоторое время, стали изучать такие религиозные мыслители, как Фома Аквинский и Блаженный Августин. Один из создателей экспериментальной психологии известный в ХIХ веке немецкий ученый Герман Эббингауз (Ebbinghaus) долгое время изучал закономерности процесса запоминания разных словосочетаний и вывел целый ряд законов запоминания. Этим ученым были разработаны первые экспериментальные методы изучения памяти и выведены важные закономерности. В дальнейшем фактически все школы и направления психологической мысли включали исследование памяти в свои научные программы.
И нынче память остается в центре внимания ученых. Ежегодно в специализированных журналах публикуются тысячи статей, посвященных исследованию памяти.
Люди постоянно пользуются памятью, которая связывает их прошлое с настоящим и будущим - это основа психической деятельности.
Человек, который полностью лишен способности запечатлять, сохранять, узнавать и воспроизводить прошлый опыт своей жизни, фактически перестает быть личностью. Большое значение памяти в сохранении его индивидуально-личностных и деловых качеств. По словам известного польского афериста В. Гжегорчика, «единственной мерой времени является память... Если бы не память, жизнь была бы невозможна; если бы не забывание, жизнь была бы невыносимой». Память - это особый процесс, играющий роль своеобразного «интегратора» по отношению ко всем остальным психическим познавательным процессам. Трудно не согласится с тем, что невозможно представить свою жизнь без памяти.
Человечество не узнало бы главный смысл таких понятий как совесть, стыд, гордость, уважение, радость, любовь.
Ухудшение памяти, у любого человека, вызывает личные переживания. Именно с памятью он связывает свое общее психическое и физическое состояние, свою работоспособность, способность выполнять профессиональные обязанности [2, с.67].
Очень больший вклад в науку по вопросам изучения памяти человека внесли многие ученые прошлого и современности: П. Жане, А.А. Смирнов П.И Г. Эббингауз, А. Бине, Т. Рибо, К. Бюлер, З. Фрейд, Л.С. Выготский, Зинченко, и т.д.
Существует несколько основных подходов в классификации памяти. В настоящее время в качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти принято рассматривать зависимость характеристик памяти от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению.
Разные авторы представляют разнообразные классификации видов памяти по следующим основаниям:
1) по преобладающему анализатору: зрительная; слуховая; двигательная (моторная); осязательная; обонятельная; вкусовая (К.Н. Дудкин, П.И. Зинченко, А.Р. Лурия, И.Ю. Матюгин).
2) по времени закрепления и сохранения материала Р. Аткинсон, А.Н.
Фрагмент для ознакомления
3
1 Асмолов, А.Г. Принципы организации памяти человека / А.Г. Асмолов. – Саратов: ССЭИ РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2017. – 432 с.
2 Блонский, П.П. Память и мышление / П.П. Блонский – М.: ВЛАДОС, 2017. – 368 с.
3 Грановская, Р.М. Элементы практической психологии / Р.М. Грановская – СПб. : Питер, 2020. – 416 с.
4 Козубовский, В.М. Общая психология: познавательные процессы / В.М. Козубовский – М.: Проспект, 2019. – 1066 с.
5 Крутецкий, В. А. Психология / В.А Крутецкий – М.: Норма, 2018 – 448с.
6 Лихоманова, Е. Е. Мнемические процессы. Память / Е.Е. Лихоманова – Н. Новгород: НИМБ, 2020. – 436 с
7 Лурия, А. Р. Внимание и память / А.Р. Лурия – М., 2019. С. 290-295.
8 Маклаков, А. Г. Общая психология / А.Г. Маклаков – М.: ИЦ РИОР: ИНФРА-М, 2021. – 158 с.
9 Немов, Р.С.Психология / Р.С Немов – М.: ВЛАДОС, 2003. – 688 с.
10 Общая психология / под ред. В.В. Богословского. – СПб.: Питер, 2021. – 224 с.
11 Смирнов, А. А. Проблемы психологии памяти / А.А. Смирнов – СПб.: КАРО, 2019. – 207 с.
12. Соколов, Е. Н. Механизмы памяти / Е.Н. Соколов – М. Речь, 2019. – 261 с.