Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что систематизация законодательства как важный фактор его развития с необходимостью выхо-дит на уровень содержательных компонентов правовой системы, конкрети-зируя ценности и цели правовой идеологии в соответствующем политиче-ском контексте.
Важность рассмотрения вопросов систематизации законодательства также объясняется тем, что она является одной из наиболее сложных про-блем теории права. Сложность данной проблемы определяется тем обстоя-тельством, что систематизация, выражая закономерности эволюции права, затрагивает многие его аспекты, без изучения которых невозможно опреде-лить механизмы, формы и методы систематизации как средства развития права, выработать юридико-технические принципы ее проведения. В допол-нение к сказанному следует отметить и общественную природу права как нормативной системы, его включенность в политический процесс, что, несо-мненно, означает обусловленность его изменений данными сферами.
Необходимость разрешения теоретических и практических проблем си-стематизации законодательства также связана с тем, что масштабное и дина-мичное развитие законодательства в России и иностранных государствах придает особую актуальность выбору форм законодательных и иных право-вых актов, а также их сопоставлению и соотношению. Накопление громадно-го нормативного материала обостряет проблему согласованности норм и отраслей законодательства, их доступности для граждан и правильного применения. Сказанное объясняет интерес к формам упорядочения законо-дательства.
При этом для Российской Федерации особенно важным является реше-ние проблемных вопросов кодификации законодательства. Среди таких форм систематизации законодательства, как инкорпорация, консолидация и кодификация, последняя занимает особое место именно по причине, что в ка-честве цели рассматривает качественную переработку законодательства на основе соответствующих правовых идей и принципов, отражающих ценност-ные начала государственной политики.
В зависимости от того насколько удачно будут разрешены проблем-ный вопросы в сфере систематизации законодательства, находится общее со-стояние правовой сферы государства.
Все это и обусловило актуальность проблемы в теоретическом аспекте, предопределив круг рассматриваемых вопросов.
Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в области систематизации законодательства.
Предмет исследования – систематизация законодательства и ее значе-ние для совершенствования правового регулирования.
Цель исследования - комплексный анализ проблем систематизации за-конодательства и ее значения для совершенствования правового регулиро-вания.
Для достижения поставленной цели в курсовой решались следующие задачи:
- проанализировать систему, цели и принципы систематизации за-конодательства;
- исследовать основные виды систематизации законодательства;
- исследовать тенденции развития системы законодательства и си-стемы права.
Методы исследования: анализ, синтез, нормативный, комплексный, формально-юридического и др.
Структура исследования включает введение, две главы, заключение и список использованных источников.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМАТИЗАЦИИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
1.1 Понятие систематизации законодательства
Государство постоянно издаёт много новых нормативно-правовых ак-тов. Правотворчество в стране идёт быстрыми темпами. Каждый год при-нимается несколько тысяч новых нормативных актов. Эта тенденция харак-терна для большинства стран мира.
Правотворчество в стране не может остановиться на определённом эта-пе, а всё время находится в развитии. Это объясняется динамизмом социаль-ных отношений: возникают новые потребности и интересы в общественной жизни, изменяются действующие социальные связи, отмирают старые отно-шения. Всё это требует правового регулирова¬ния. Правотворчество должно не отставать от быстро меняющейся действительности.
В государстве существует острая потребность регулярно занимать¬ся упорядочиванием всего огромного множества нормативных актов. Иначе эти акты станет невозможно отыскать и, следовательно, при¬менять на практике. Данная проблема хорошо осознавалась ещё в далёком прошлом. Древний Рим создал развитую правовую систему. Все действующие правовые нормы Рима были собраны и системати¬зированы в едином акте — Своде законов Юстиниана («Corpus iuris civilis»). Российская империя за сотни лет суще-ствования издала мно¬го тысяч указов, манифестов, циркуляров и пр. Они были собраны и систематизированы в едином документе — Своде законов Российской империи, который состоял из 15 огромных томов .
Систематизация законодательства — деятельность по упорядо¬чиванию и совершенствованию нормативно-правовых актов.
Систематизация ставит следующие цели:
1. Приведение всех актов в единую научно обоснованную систему.
2. Создание условий для эффективного правотворчества.
3. Ликвидация пробелов в законодательстве.
4. Ликвидация дефектов в законодательстве (противоречия между актами, устаревшие акты, «мёртвые» акты, неопределённые форму¬лировки статей законов, смутные юридические понятия, расплывча¬тые правовые кон-струкции и пр.).
5. Ревизия действующих актов с точки зрения их дублирования друг друга или частичного совпадения в регулировании общественных от-ношений.
6. Совершенствование формы и содержания нормативных актов для удобства применения и реализации права в целом.
7. Упорядочивание нормативных актов таким образом, чтобы мож-но было быстро отыскивать необходимый нормативный акт, ту или иную норму права и правильно её толковать.
8. Создание условий для всестороннего и глубокого научного из-учения права.
9. Создание условий для правового просвещения и воспитания населения, эффективного обучение студентов правовым наукам .
Систематизация законодательства — это не только постоянная форма упорядочения и совершенствования нормативно-правовых актов, но и спо-соб совершенствования правовой системы государства. Совершенствование формы права необходимо сопровождается раз¬витием содержания права.
1.2 Цели систематизации нормативных правовых актов
Традиционно в общей теории права считается, что систематизация за-конодательства происходит на основе отраслей права, которые складывают-ся объективно. Соответственно, связь между системой права и системой за-конодательства рассматривается как связь содержания и формы, поскольку система права характеризует внутреннее строение права, а система законо-дательства относится к внешним формам выражения права, характеризует состояние источников права .
Однако в последние десятилетия нередко и среди теоретиков права, и среди представителей отраслевых юридических наук данная аксиома стала подвергаться сомнению. Некоторые авторы указывают на значимость глав-ным образом исследования лишь проблем системы законодательства . Встречаются также утверждения об отсутствии отраслей права как таковых и об их искусственном выделении в целях удобства кодификации и пользова-ния правовыми нормами .
Позиция, безусловно, очень удобная, особенно для законодателя. Дей-ствительно, на практике нередко при подготовке проектов законов лица, представляющие субъекта законодательной инициативы, и непосредственные разработчики законопроектов не обременяют себя необходимостью ознако-миться с результатами научных исследований по системе права, а также ре-шить вопрос о том, какое место будущий правовой акт будет занимать в си-стеме законодательства и как будет соотноситься с другими правовыми ак-тами. Вместе с тем, отрицая существование отраслей права и систему права, мы лишаем систему законодательства того идеала, к которому следует стре-миться. Законодательство, построенное только лишь на субъективных сооб-ражениях отдельных лиц, будет напоминать лоскутное одеяло, а не единую, согласованную систему. Таким образом, такой подход следует признать не-конструктивным, он ведет к нивелированию базовых категорий юриспру-денции, ничего не давая взамен и порождая хаос в правовом поле.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голо-сованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. 2020. 04 июля.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30.11.1994 № 51–ФЗ (ред. от 25.02.2022) // Собрание законодательства Рос-сийской Федерации. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации: часть вторая от 26.01.1996. № 14–ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства Рос-сийской Федерации. – 1996. – № 5. – Ст. 410.
4. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63–ФЗ (ред. от 25.03.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
5. Уголовно–процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174–ФЗ (ред. от 25.03.2022) // Российская газета. – 2001. – № 249.
Литература
6. Бaхвaлoв C.B. О развитии справочных правовых систем и пер-спективах кодификации / С.В. Бaхвaлoв // Кодификация законодательства: теория, практика, техника. Материалы международной научно–практической конференции (Нижний Новгород, 25–26 сентября 2015 года). – Н.Новгород: Изд–во Нижегор. Акад. МВД России, 2016. – С. 279–280.
7. Бoгдaнoвскaя И.Ю. Особенность систематизации в странах «об-щего права» / И.Ю. Бoгдaнoвскaя // Право и политика. – 2013. – №7. – С. 48–52.
8. Барсегян А.Г. Перспективы развития системы официальной клас-сификации правовых актов в Российской Федерации / А.Г. Барсегян // Зако-нодательство. – 2013. – № 6. – С. 34–45.
9. Гончарова Л.Н. Кодификация как способ систематизации законо-дательства и форма правотворчества / Л.Н. Гончарова // Наука и образова-ние: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2020. – № 11 (126). – С. 78–81.
10. Желдыбина Т.А. – Вопросы законодательной техники в процессе кодификации права / Т.А. Желдыбина // Российская юстиция. – 2016. – № 4. – С. 6–9.
11. Зарьков Д.С. К вопросу о понятии процесса консолидации нор-мативно–правовых актов / Д.С. Зарьков // Вестник Саратовской государствен-ной юридической академии. – 2019. – № 6 (131). – С. 53–60.
12. Кашанина Т.В. Юридическая техника: Учебник. 2–е изд., пере-смотр. / Т.В. Кашанина – М.: Норма; ИНФРА–М, 2011. – 462 с.
13. Кленова Т.В. Принципы кодификации уголовно–правовых норм // Кодификация законодательства: теория, практика, техника: Материалы Международной научно–практической конференции (Нижний Новгород, 25 – 26 сентября 2015 года) / Под ред. д.ю.н., проф. В.М. Баранова, к.ю.н., до-цента Д.Г. Краснова. – Н. Новгород, 2016. – С. 843 – 844.
14. Козинец К.К. Исторический очерк российских систематизации за-конодательства в форме свода законов / К.К. Козинец // Право и современ-ные государства. – 2014. – № 1. – С. 19–24.
15. Кононов П.И. О систематизации российского административного права и законодательства / П.И. Кононов // Административное право и про-цесс. – 2014. – № 6. – С. 6–11.
16. Крашенинников П.В. Кодификация отечественного гражданского права / П.В. Крашенинников. – М., 2015. – 403 с.
17. Крупнова Т.Б. Модернизация законодательства как реальность современного этапа систематизации законодательства/ Т.Б. Крупнова // Кон-ституция и модернизация законодательства. Материалы XV Международной школы–практикума молодых ученых–юристов. – 2020. – С. 849–856.
18. Лившиц Р.З. Отрасль права – отрасль законодательства / Р.З. Лившиц // Советское государство и право. – 1984. – № 2. – С. 47.
19. Миронов В.О., Зин Н.В. Систематизация законодательства: поня-тие и виды / В.О. Миронов, Н.В. Зин // Право и государство: теория и практи-ка. – 2019. – № 7 (175). – С. 48–50.
20. Об эффективности законодательства (в т.ч. бюджетного) см. подр.: Эффективность законодательства: вопросы теории и практика: Мо-ногр. / Отв. ред. Ю.А. Тихомиров, В.П. Емельянцев. – М.: Институт законо-дательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации; ИНФРА–М, 2016. – С. 210.
21. Осипенко С.В. Из опыта систематизации и кодификации россий-ского законодательства / С.В. Осипенко // Право и образование. – 2019. – № 12. – С. 138–141.
22. Поленина С.В. Системность права и законодательства как фактор устойчивости общественных регуляторов / С.В. Поленина // Концепция ста-бильности закона / Отв. ред. В.П. Казимирчук. – М.: Проспект, 2000. – 230 с.
23. Рассказов Л.П. Теория государства и права: Учебник / Л.П. Рас-сказов. – М., 2017. – 616 с.
24. Рахманина Т.Н. Кодификация законодательства / Т.Н. Рахманина. – М., 2015. – 257 ч.
25. Рахманина Т.Н. Кодификация и системное развитие права // Ко-дификация законодательства: теория, практика, техника / Т.Н. Рахманина. – Н. Новгород, 2015. – С. 97–104.
26. Саврасова Л.Н. Социальное значение и технико–юридические характеристики кодификации законодательства / Л.Н. Саврасова, В.Д. Пет-рова, Т.Ю. Подкопаева // Тенденции развития науки и образования. – 2020. – № 62–16. – С. 62–65.
27. Система советского права и перспективы ее развития // Советское государство и право. – 1982. – № 8. – С. 95.
28. Скулыш Е.Д., Шамара А.В. Проблема систематизации законода-тельства об уголовной ответственности / Е.Д. Скулыш, А.В. Шамара // Юри-дическая наука. – 2014. – № 1. – С. 127–133.
29. Тарбеева К.А. Понятие инкорпорации и основные ее классифика-ции / К.А. Тарбеева // Глобальная экономика в XXI веке: роль биотехнологий и цифровых технологий. Сборник научных статей по итогам работы круглого стола с международным участием. – 2020. – С. 169–171.
30. Филатова Л.В. Вопросы систематизации законодательства в учет-ной деятельности органов государственной власти / Л.В. Филатова // Юри-дический мир. – 2012. – №2. – С. 33–36.
31. Хабриева Т.Я. Кодификация российского законодательства в условиях федеративного государства // Кодификация законодательства: тео-рия, практика, техника / Т.Я. Хабриева. – Н. Новгород, 2012. – С. 30–39.
32. Храброва М.А. Систематизация как вид правотворчества / М.А. Храброва, Т.В.Фарои // Социально–гуманитарный вестник. Всероссийский сборник научных трудов. – Краснодар, 2018. – С. 150–153.
33. Черданцев А.Ф. Теория государства и права / А.Ф. Черданцев. – М.: Юрайт, 2012. – 644 с.
34. Черепанов В.А. О проекте Федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» / В.А. Черепанов // Журнал рос-сийского права. – 2014. – № 3. – С. 105–110.
35. Шитов Г.А. Методологические подходы к изучению систематиза-ции современного законодательства / Г.А. Шитов // Закон и право. – 2020. – № 10. – С. 59–62.