Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность этой темы обусловлена текущей политической ситуацией. Сегодня очень часто люди говорят о демократии. И если рассматривать всю историю человечества, то можно сказать, что вся история - это борьба народов за демократические позиции. Все это время в борьбе за свободу были войны, перевороты, революции, конфликты. И чтобы понять саму суть демократического режима, нужно понять корни антидемократической власти, попытаться заглянуть в прошлое и настоящее, чтобы сделать правильные выводы для нашего будущего.
Ведь на протяжении всей истории цивилизации были вожди, диктаторы, короли и императоры, которые сеяли насилие и жестокость в своих государствах. И только в ХХ веке борьба народа против рабства антидемократии достигла своей кульминации. Век великих потрясений и колоссальных человеческих жертв. Время, когда почти весь мир впал в борьбу за свободу и демократию. Люди, наконец, посмотрели на все происходящее и поняли, что перемены необходимы. Мир стал относительно демократичным.
Однако в начале XXI века стали появляться новые тенденции, которые показали обратную сторону медали за демократию. Стало ясно, что установление демократического режима до конца не состоялось, борьба продолжается, в какой-то мере мир стал двигаться в обратном направлении, что, несомненно, свидетельствует об актуальности темы, которую я выбрал для курсовой работы. Вопрос демократии актуален и в нашей стране, и в странах бывшего Советского Союза. Новое время диктует нам тенденцию к переоценке ценностей, к переписыванию истории, навязыванию псевдодемократических идей. Возвращаются фашистские, нацистские, религиозно-агрессивные темы. Появляются новые лидеры, которые перерабатывают новое поколение со своей идеологией, взятой из прошлого. Появляются новые «Бендеры», «Власовцы», «Арийские славяне» и др.
Достаточно включить телевизор и увидеть подмену идеалов, завоеванных человечеством. Запад имеет сильное влияние, которое стремится привнести в государства новый мировой порядок. Запад, который ломает традиции и пытается вмешиваться во внутренние проблемы стран, несет свой собственный вид демократии цвета «пепси-колы». И приносит свои плоды. Новые цветные революции интервенции, во имя так называемой демократии, межэтнические конфликты и религиозные кампании, последние события в Украине свидетельствуют о том, что война уже у наших ворот. А для России вопрос о политических режимах актуален как никогда.
Объектом исследования является антидемократический режим.
Предметом выступают антидемократические режимы: понятие виды.
Целью работы является исследование актуальных антидемократического режима.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить формы правления государств мира;
рассмотреть политический режим и государственное устройство;
представить характеристики антидемократического политического режима, его характеристики;
раскрыть тоталитаризм, его виды.
Анализ изученных источников и научной литературы позволил сделать вывод, что данная проблема не достаточно разработана. Теоретической базой исследования являются работы по анализу форм правления, политического режима и государственного устройства таких российских ученых, как Н.И. Глазунова, В.А. Ершов, Я.Я. Кайль, С.Г. Капканщиков.
Теоретические и практические основы форм правления, политического режима и государственного устройства представлено в основном работами правоведов, юристов, которые занимались проблемами государственного правления в смежных государствоведческих областях теории государства и права, государственного (конституционного) и административного права (Б.М. Лазарев, Д.Х. Бахрах, К.С. Вельский, Б.Н. Курашвили, Ю.А. Тихомиров, М.И. Пискотин, А.Е. Лунев) и др.
Наряду с рассмотрением общих проблем теории государственного управления (предмета, методов, принципов организации и функционирования) в последние десятилетие XX в. широко исследовались частные вопросы административного управления функции управления (И.Л. Бачило, В.А. Столярова), организационные структуры управления (В.Г. Вишняков, Г.С. Яковлев), институт государственной службы (Н.М. Казанцев, Ю.Н. Старилов), муниципального управления и права (В.В. Тоболин, В.И. Фадеев).
Исследование научных трудов современных российских ученых позволило сделать вывод о том, что в научной литературе проблема форм правления, политического режима и государственного устройства не рассматривается как отдельный институт, а чаще находит свое отражение в анализе таких категорий, как «государство», «государственное устройство». Однако в современной научной литературе слабо освещены формы правления, политического режима и государственного устройства. Таким образом, выбор темы обусловлен высокой практической значимостью и недостаточной теоретической обоснованностью и изученностью исследуемой проблемы.
Эмпирическую базу исследования составили федеральные, региональные и местные нормативные правовые акты, статистические данные, аналитические документы, публикации в средствах массовой информации, источники сети Интернет.
Методологической основой работы является диалектический метод познания и вытекающие из него частные методы формально-логический, системный, сравнительный, нормативный, методы анализа и синтеза и др. Эти методы позволили провести анализ нормативно-правовой базы, литературы по теме работы.
Практическая значимость состоит в том, что полученные в исследовании результаты могут быть полезны органам государственной власти, органам местного самоуправления, общественным организациям в политической практике при разработке и корректировке политических и управленческих решений по укреплению государственности, определению новых тенденций и задач дальнейшего демократического развития современного российского государства.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
1. Теоретические основы форм правления,
политического режима и государственного устройства
1.1. Формы правления государств мира
Формы правления «определяют системы организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании». Это одна из основных характеристик государственного строя, или формы государства наряду с типом государственного устройства и политическим режимом .
Выделяют две формы правления республиканскую и монархическую. Монархию почти всегда определяют как форму правления, при которой глава государства (монарх) получает и передаёт свой пост пожизненно и по наследству и не несёт ответственности перед населением страны. При республиканском правлении глава государства и высшие органы избираются на определённый срок полномочий либо формируются представительными учреждениями (парламентами).
Однако в обоих случаях бывают единичные исключения
не все монархи наследуют свой пост. И в настоящем и в прошлом есть примеры, когда монарх был лицом выборным. Ранее выбирали хана Золотой Орды и короля Польши. Сегодня выборы происходят в Малайзии, Ватикане и Объединённых Арабских Эмиратах. В ОАЭ и в Малайзии монарха избирают главы субъектов. Сам термин «наследование» неоднозначен например, в мусульманских странах (Саудовской Аравии, Катаре, Кувейте и др.) монархом управляет семейный совет, он назначает и может снимать правителя с поста. В Свазиленде монарха выбирает племенной совет;
существуют республики, в которых власть по факту переходит по наследству (Азербайджан, Северная Корея);
не все монархи остаются на посту пожизненно, в Арабских Эмиратах и Малайзии срок их службы ограничен пятью годами;
пожизненно правят многие президенты республик. В Туркменистане и Северной Корее своих лидеров объявили «вечными», югославский президент Броз Тито, многие президенты африканских и азиатских республик ЦАР (Бокасса), Уганды, Индонезии, Экваториальной Гвинеи, Туниса и др. тоже правят всю жизнь.
Исторически число форм правления было больше, к монархическим (монократиям) и республиканским (демократиям, сейчас этот термин обозначает не форму правления, а форму государственного режима) добавлялась олигархическая (аристократия) - например, период Семибоярщины в русской истории (1610–1612). Позже благодаря сходности черт олигархическая форма слилась с монархической, и сейчас её не выделяют, но на практике она существует в США и России .
Таким образом, формы правления государств мира – это организация государства, включающая в себя порядок образования высших и местных государственных органов и порядок взаимоотношений между ними. К верховной государственной власти относят главу государства (президент, монарх), законодательный орган (парламент), правительство.
1.2. Политический режим и государственное устройство
Для понимания различий между двумя существующими формами правления важно различать понятия «источник власти» и «носитель власти».
Источник власти - это организация, которая имеет право управлять государством, выбирая носителя власти и контролируя его. Носитель власти - это институт, который на практике занимается государственным управлением. Форма правления определяет источник и носителя власти в государстве.
В монархиях источником власти чаще является монарх. Он передаёт власть носителю - себе или выборным органам власти. Редко, но источником власти в монархии могут быть несколько человек (Андорра, Свазиленд). В монархической форме правления обычно выделяют 3 типа
абсолютная монархия. Монарх является как источником, так и носителем власти. Все институты власти ответственны перед ним, а то и напрямую подчиняются ему, они чаще наделены лишь совещательными и исполнительскими полномочиями. Абсолютная монархия сохранилась в странах Персидского залива (их шесть Бруней, Катар, Кувейт, Саудовская Аравия, Оман, ОАЭ), богатых нефтью, где население зажиточно и поэтому его не заботит отсутствие политических прав и свобод;
дуалистическая монархия (Марокко, Тонга, Иордания). Монарх выполняет функцию носителя власти, передаёт себе функции главы исполнительной власти, другую часть правления перекладывает на выборные органы - парламент, являющийся законодательным органом;