Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данного исследования заключается в необходимости проведения анализа процессов формирования, использования прибыли на современных предприятиях. Формирование прибыли позволяет выявить источники доходов компании, их удельный вес в структуре доходов. Использование прибыли отражает основные направления применения прибыли для обеспечения нужд потребностей предприятия.
Прибыль предприятия как важнейшая экономическая категория является основным барометром деятельности любого предприятия, является выражением его экономической и финансовой эффективности, поскольку позволяет компании успешно действовать среди других компаний в современной рыночной экономике.
Цель данного исследования состоит в комплексном анализе процессов и факторов формирования, использования прибыли на современных предприятиях и на примере компании ООО СЦ ГлавХолдСертификация.
В связи с этой целью ставится ряд задач:
определить экономическую сущность прибыли,
изучить порядок, факторы и основные источники формирования прибыли на предприятии,
исследовать механизмы использования прибыли,
проанализировать хозяйственную деятельность компании ООО СЦ ГлавХолдСертификация,
произвести оценку факторов формирования прибыли предприятием,
проанализировать направления использования прибыли ООО СЦ ГлавХолдСертификация,
выявить возможные пути увеличения прибыли компании,
предложить рекомендации по оптимизации направлений использования прибыли ООО СЦ ГлавХолдСертификация.
Объект работы - прибыль предприятия.
Предмет исследования – анализ факторов формирования прибыли в компании ООО СЦ ГлавХолдСертификация.
Теоретическая основа. Для раскрытия данной темы были использованы экономические труды ведущих ученых, современные исследования специалистов в области анализа прибыли предприятия (Дробозина Л.А., Белобтецкий И.А., Юров В.Ф.), финансовая отчетность ООО СЦ ГлавХолдСертификация, экономические и финансовые порталы.
Структура работы включает в себя три основных части. В первой части исследуются теоретические аспекты факторов формирования и использования прибыли предприятия. Вторая глава посвящена анализу хозяйственной деятельности ООО СЦ ГлавХолдСертификация, оценке факторов формирования прибыли на предприятии и эффективности ее использования. В третьей части разрабатываются рекомендации по увеличению прибыли компании и основные механизмы оптимизации ее использования.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ И ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
1.1.Понятие и сущность прибыли организации
Прибыль предприятия представляет собой часть общей выручки, которая остается после возмещения затрат на реализацию и производственный процесс предприятия.
Прибыль предприятия – это абсолютный показатель и мерило оценки эффективности бизнеса. В рыночных условиях главная цель предпринимательства заключается в получении прибыли.
В экономической литературе выделяют несколько подходов к определению прибыли [8, c.41]:
академический подход: прибыль – это экономическая разница между доходами и расходами;
предпринимательский подход: прибыль - результат изменения чистых активов;
бухгалтерский подход: прибыль - разница между доходами и расходами за период времени.
Прибыль является финансовым результатом предприятия, когда доходы превышают расходы. Она связана с изменением собственного капитала субъекта за отчетный период [11, c.31].
Потребность анализа прибыли определяется тем обстоятельством, что необходимый уровень прибыльности бизнеса – это базис текущего и долгосрочного развития предприятий, источник роста его рыночной стоимости, как это показано на Рисунке 1.
Рисунок 1 - Сущность прибыли предприятия [9, c.88]
Основные виды прибыли представлены на Рисунке 2.
Рисунок 2 - Классификация видов прибыли предприятия [27]
Прибыль - это общий результат всех товарообменных операций с материальными ценностями, работами и услугами, предоставлением аренды и коммуникационных каналов.
Для того, чтобы определить финансовый результат деятельности фирм сопоставляется выручка, аккумулированная от всех продаж и затрат на подготовку, производство, доведение до товарного состояния, транспортировку и реализацию.
Есть несколько расчетных вариантов прогнозирования получения прибыли [15, c.107-109]:
1. Возможно получение отрицательного итога.
Это происходит в случае завышенной себестоимости или она меньше полученной выручки. В этом случае прогнозируемые расчетные отрицательные финансовые результаты могут только подтверждать отсутствие возможности получения прибыли. Требуется пересмотр политики формирования себестоимости или стратегии продвижения товара компании. Следует уделить внимание вопросу логистики, они часто приводят к убыточному результату бизнеса.
2. Если торговая выручка и результаты от прочих операций равны себестоимости.
В таком случае, отсутствие факторов прироста доходности является нормальным моментом, то есть финансовый результат приравнивается к нулю. Такая неправильно выбранная модель стратегии фирм приводит к тому, что предприятия работают на покрытие всех статей затрат своего баланса, которые касаются приобретения сырья, процессов производства, производственной подготовки, упаковки, транспортировки и дальнейшего продвижения продукта на рынок.
В таком случае прибыль не будет достигнута практически никогда. Обычно, это тактика, когда субъекты предпринимательства работают исключительно на перекрытие затрат, уменьшая внутренние резервы и не имея возможностей привлекать новые ресурсы. Недостаточность финансовых, материальных, трудовых и технологических ресурсов приводит к банкротству.
3. Каждая операция приносит совокупную выручку, которая превышает все затраты.
Хорошо известен первый постулат предпринимательства, где говорится о том, что предприятия создаются исключительно для получения прибыли. Это говорит о том, что изначально руководитель выбрал правильную стратегию на формирование себестоимости и включенных в нее расходов. Помимо этого маркетинговая политика постоянно меняет поиск лучших каналов продвижения товаров, продукции, работ и услуг, а логистика дополняет все преимущества деятельности предприятий.
Весь комплекс работает слаженно, а главное, что точно найден регион и сегмент рынка, где проявляется наибольший интерес к продукции предприятия. В таком случае говорят о высоких финансовых результатах, прибыльности бизнеса и высокой рентабельности производств. Такие предприятия имеют отличные перспективы и тенденции к росту, поскольку за счет прибыли привлекаются финансовые, трудовые, материальные и технологические ресурсы.
Отечественная и мировая практика подтверждает тот факт, что каждый предприниматель преследует одну и ту же цель – получение наибольшей величины прибыли. Независимо от размера, масштабов, направлений и выбранного вида деятельности они хотят решить достаточно сложную и одновременно простую задачу - получение большого дохода. Тем не менее, большинство предпринимателей не отличают черту между двумя основными категориями экономической деятельности – доход и прибыль [14, c.157]. Планируя развитие бизнеса и начало хозяйственной деятельности, следует уточнять соотношение доходов и прибыли предприятий.
Прибыль предприятия является основной частью финансовых накоплений, создающаяся предприятиями любой формы собственности. Ее можно назвать зеркалом успешности бизнеса.
На Рисунке 3 представлены основные условия формирования прибыли:
Рисунок 3 - Условия формирования прибыли [20, c.138]
Максимизация тренда прибыли и сохранение устойчивого роста является важнейшим условием процветания конкретного предприятия и отечественной экономики в глобальном смысле. На сегодняшний день эта экономическая категория является носителем и отражением основных реалий современного рынка. Она одновременно становится характеристикой экономического эффекта, стимулом к дальнейшему развитию, играет роль источника наполнения бюджетов различного уровня, формирует финансовые ресурсы на предприятии и в государстве в целом.
Прибыль предприятия позволяет увеличить масштабы развития, укреплять позиций на рынках, обновлять и усовершенствовать само предприятие и значительно повышает конкурентный имидж.
Экономическая составляющая этого понятия в том, чтобы показать разницу между финансовыми поступлениями и денежными выплатами, хозяйственная иллюстрирует разницу имущественного состояния изучаемого предприятия в конце и начале расчетного или любого отдельно взятого календарного периода.
Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод, что в настоящее время значение прибыли велико. Именно поэтому в условиях формирования экономики смешанного типа, коренной ломки сложившихся стереотипов и представлений о мотивации труда, становления новых подходов к категории собственности в особенности возрастает актуальность вопроса о сущности прибыли.
1.2.Факторы формирования и использования прибыли
Любое коммерческое предприятие, работающее на рынке в достаточно жесткой конкурентной среде, обязано эффективно распоряжаться имеющимися внутренними ресурсами и своевременно реагировать на изменение внешних условий. Эти цели и преследуют соответствующие аналитические мероприятия, о которых пойдет речь в публикации.
Объектом пристального внимания аналитика является прибыль предприятия, поскольку именно она отображает эффективность работы компании, ее ликвидность и платежеспособность. Прибыль выступает индикатором, реагируя на любые изменения внешней среды и внутри фирмы, поэтому важно уметь анализировать этот показатель, правильно оценивая степень воздействия всех критериев.
Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей.
Факторный анализ прибыли с помощью методики Гилеровской проводится с помощью элиминирования (метода цепных подстановок), представляющего собой технический прием анализа, используемый для определения влияния отдельных факторов на объект изучения.
Для проведения факторного анализа методом цепных подстановок прибыль можно представить в следующем виде:
Пр = Вр - Ср - Ру - Рк
Вр - выручка от продажи продукции, товаров, работ и услуг;
Ср - себестоимость реализации продукции, товаров, работ и услуг;
Ру - управленческие расходы;
Рк - коммерческие расходы.
Указанные составляющие и есть факторы, влияющие на прибыль. Оценивается их размер, и разрабатываются методы их оптимизации.
Факторный анализ чистой прибыли компании рассматривает два влияющих блока: внешние и внутренние.
Внутренними считают факторы, влиять на которые предприятие в состоянии. К примеру, фирма может влиять на прибыль, поскольку степень загруженности мощностей и уровень применяемых технологий сказываются на качестве выпускаемых продуктов. Сложнее с непроизводственными факторами, как то – реакция персонала на изменение трудовых условий, логистика и др.
Фрагмент для ознакомления
3
Основные источники:
1. Бланк И.А. Финансовый менеджмент. – Киев: Ника-Центр Эльга, 2018. – 656 с.
2. Васильева Л.С. Финансовый анализ. – М.: КноРус, 2018. – 804 с.
3. Вахрушина М.А. Анализ финансовой отчетности. – М.: Вузовский учебник, 2017. – 347 с.
4. Гаврилова А.Н. Финансы организации. – М.: Мнорус, 2019. – 608 с.
5. Гутова А.Б. Управление денежными потоками: теоретические аспекты// Финансовый менеджмент, №4, 2018. – с.50-87
6. Дробозина Л.А. Прибыль и рентабельность предприятия. Доступ через http://uchebnik-online.com/124/660.html
7. Ермасов С.В., Ермасова Н.Б. Финансовый менеджмент: учебное пособие. - М.: Юрайт, 2019. - 621 с.
8. Ефремова А.А. Себестоимость от управленческого учета затрат до бухгалтерского учета расходов. — М.: Вершина, 2016. — 204 с.
9. Забелина, О.В. Финансовый менеджмент: Учеб. пособие / О.В. Забелина, Г.Л. Толкаченко. - М.: Экзамен, 2018. - 224 с.
10. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Финансовая статистика, 2019. – 359 с.
11. Колчина Н.В. Финансы организаций. – М.: Дашков и К, 2019. – 382 с.
12. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Л.И. Кравченко. – М.: Новое знание, 2016. – 247 с.
13. Крутик А.Б., Хайкин М.М. Основы финансовой деятельности предприятия - Спб: Бизнес-пресса, 2019. - 448 с.
14. Лапуста М.Г. Финансы предприятий. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 585 с.
15. Ларионова И.К. Стратегическое управление. – М.: Дашков и К, 2017. – 274 с.
16. М. А. Федотова. Количественные методы анализа зависимости финансовой устойчивости от стоимости компании// Эффективное антикризисное управление, №2, 2019. - Электронная версия http://www.info.e-c-m.ru/magazine/83/
17. Маннибаева К.А., Остапенко В.В. Обеспеченность предприятия собственными оборотными средствами: факторы изменения // Финансовый менеджмент. - 2019. - N 4. С. 40-47.
18. Мескон М.Х. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2017. – 318 с.
19. Поддерьогин А.М. Финансы предприятия. Доступ через http://lybs.ru/index-11155.htm
20. Покропивный С.Ф. Экономика предприятия. Доступ через http://mmlib.net/knigi/ekonomika/kniga-27/
21. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е издание / Г.В. Савицкая. - Минск: ООО "Новое Знание", 2018. - 688 с.
22. Сергеев И.В. Экономика предприятий. Доступ через http://uchebnik.biz
23. Теннент Дж. Управление денежными потоками. – М.: Альпина Паблишинг, 2018. – 585 с.
24. Терехова В. А. Финансовый учет: Краткий курс. - СПб.: Питер, 2016. - 368 с.
25. Черногорский С.А. Основы финансового анализа, М.: Герда, 2018. - 176 с.
26. Чечевицына Л.Н., Чуев И.Н.. Экономика фирмы: Учебное пособие для студентов вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2019. - 400 с.
27. Чуев И.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. – М.: Дашков и К, 2016. – 367 с.
28. Юркова, Т.И. Экономика предприятия/ Т.И. Юркова.- Режим доступа :// http:// www.aup.ru
29. Яркина, Т.В. Основы экономики предприятия/ Т.В. Яркина. - Режим доступа: http:// www.aup.ru
30. https://glavholdcert.ru/ - ООО «СЦ «ГлавХолдСертификация»